Новости в сети

Loading...

Директор Санкт-Петербургского физико-математического лицея №239, победитель всероссийского конкурса "Директор школы – 2012" Максим Пратусевич ответил на вопросы "Петербургского дневника" и рассказал о том, трудно ли было победить в конкурсе, своем взгляде на современное образование, мощном человеческом ресурсе и знаменитых выпускниках лицея, а также о пути в профессию. В состязании участвовали 356 директоров школ из 61 региона страны.


"Петербургский дневник": На всероссийском конкурсе "Директор школы – 2012" конкуренция была нешуточная. Признайтесь, трудно ли было стать победителем?  Максим Пратусевич: Мне предложила участвовать в этом конкурсе специалист Комитета по образованию Евгения Вилутене – неравнодушный, творческий и болеющий за дело человек. Сначала нужно было написать эссе, посвященное управлению человеческими ресурсами, и я попытался сделать это как можно оригинальнее. Позже я узнал, что большинство моих коллег написали его про педагогов, а я попытался взглянуть на эту проб­лему с точки зрения одного из самых важных ресурсов – ресурса выпускников. Ведь если смотреть шире, то человеческие ресурсы, люди, в моем случае выпускники – это и есть тот мощный ресурс, который можно и нужно использовать. Не только в таких тривиальных вещах, как помощь школе (а здесь делается очень много), но и при решении других вопросов. Например, нередко выпускники обращаются ко мне с просьбой помочь в поисках выпускника нашей же школы, который мог бы занять то или иное место. С другой стороны, обращаются наши выпускники, ищущие работу, и я их свожу вместе. Таким образом уже удалось соединить нескольких человек.  Написанные нами эссе проверяли в два тура, после первого остались всего 100 претендентов. Во втором туре каждое эссе читали по 25 членов жюри, которые отобрали 30 финалистов. Кроме того, у нас было еще и домашнее задание – снять видеоролик "Я директор". Эта задача оказалась не такой уж и простой, ведь нужно было рассказать о своем видении роли директора и при этом не скатиться в отчет. "Петербургский дневник": И после этого вас пригласили в Москву для участия уже в очном соревновании. Чем поразили коллег в столице?Максим Пратусевич: Сначала нам пришлось отвечать на те вопросы, которые возникли после просмотра видеоролика. По итогам этого этапа были выбраны 10 финалистов. На следующий день нам предстояло произнести речь от имени министра образования, вступающего в должность. Я сказал, что основная задача – не преобразования, а поиск смысла и целей образования в современных условиях. Сейчас у меня такое ощущение, что никто, и в первую очередь образовательное сообщество, не понимает, ради чего оно работает. Система катится по накатанному пути. И хотя какие-то элементы меняются, к чему все это делается, что мы хотим получить на выходе – не очень понятно. Если в советское время был четкий ориентир на кадры оборонно-промышленного комплекса, квалифицированных рабочих и инженеров, отсюда и приоритеты – математики, физики, химики, движение "Рабочему классу – достойное пополнение", то сейчас такой цели и смысла нет."Петербургский дневник": Вам ли говорить об этом. Ваш лицей, согласно рейтингу "Российской газеты", занимает первое место в стране. У вас самое большое число наград, полученных на всероссийских и международных олимпиадах. Максим Пратусевич: Это действительно так. Более того, мы считаем, что если из нашей школы был только один победитель международной олимпиады, то это неудачный год. Кстати, таких неудачных лет за последнее двадцатилетие было два – 2001-й и 2007-й, когда у нас было только по одному медалисту. Все остальные можно считать вполне успешными. Учитывая, что вся команда России состоит из шести человек, а треть, а то и половина – это ученики лицея, вот наш уровень.Мы можем похвастать и учителями, среди которых 11 победителей и дипломантов национального проекта "Образование". Сам лицей трижды становился победителем этого приоритетного проекта."Петербургский дневник": Но самая большая ваша гордость – ученики. Из стен вашей школы вышли десятки самых известных не только у нас в стране, но и в мире людей, в том числе Григорий Перельман и Сергей Смирнов.Максим Пратусевич: Мы действительно можем похвастать знаменитыми учениками, их немало: от Вербицкой и Фрейндлих до Гребенщикова и Толубеева, от Зурабова и Фурсенко до Матиясевича и Перельмана. Есть наши выпускники и среди депутатов Государственной думы, министров и их замов.Впрочем, я не склонен пере­оценивать роль школы или математического кружка. Наша роль какая? Дать толчок, чтобы человек полетел. Но если он не будет перебирать крыльями дальше и ему на какой-то промежуточной станции вновь не дадут такого толчка, значит, ничего не получится. Награды Смирнова и Перельмана – труд огромного количества людей. Конечно, в таких сверх­успехах роль школы тоже есть, но она не всеобъемлющая. Поэтому мы просто радуемся за наших выпускников. Сейчас, например, один из них в Принстонском университете занимает должность профессора кафедры физики, которую в свое время занимал Эйнштейн. А не так давно из Кембриджского университета пришло письмо, в котором говорилось, что наш ученик стал лучшим на экзамене и его фамилия будет занесена на золотую доску почета рядом с Ньютоном. Это приятно."Петербургский дневник": А как вы сами попали в эту школу, ведь конкурс сюда всегда был нешуточный?Максим Пратусевич: Вначале я хотел быть либо историком, либо химиком. Но мои умные родители сказали: "После этой школы ты поступишь куда угодно". К тому времени отсюда уже выпустился мой старший брат, и поэтому они знали, о чем говорили. Так получилось, что в процессе учебы я изменил свои предпочтения, поступил в РГПУ им. А.И. Герцена на физико-математический факультет. Там же учился в аспирантуре, там же защитился. Начал преподавать."Петербургский дневник": И как же вы вновь оказались в школе?Максим Пратусевич: Вначале была практика. Я пришел на урок к своему учителю, а он говорит: "Ну что ты будешь на меня смотреть? Ты у меня 2 года учился, иди к доске, веди урок". И я стал вести уроки с учениками 11-го класса, которые были младше меня всего на год. Ничего, справился. А на третьем курсе стал стабильно работать здесь, совмещая с преподаванием в институте Герцена и кружке Городского дворца творчества юных. Потом в институте началась кампания борьбы с совместителями, мне велели выбирать, и я ушел в школу, где мне нравилось гораздо больше. Был преподавателем, после защиты диссертации, которая проходила параллельно с учебным процессом, стал замес­тителем директора по научной работе, завучем, потом директором. Таким образом, работаю здесь с 1 апреля 1992 г. Мне нравится преподавать, мне это интересно. "Петербургский дневник": В этой школе учились ваши брат и сестра, да и на доске, где золотом выбиты имена победителей олимпиад, много одинаковых фамилий. А можно ли сказать, что у вас собраны самые одаренные дети?Максим Пратусевич: У нас много династий, это характерно для нашей школы. В основном, конечно, поступают дети с определенным талантом. Конкурс (письменная работа по математике) составляет примерно 10 человек на место. Для поступления нужно написать работу по математике и пройти собеседование. Есть даже такие ребята, которые каждый день ездят к нам из Ленинградской области, не жалея несколько часов на дорогу. Они считают, что это оправдывает себя.  У наших выпускников не бывает проблем с поступлением в вузы. Идут в основном в Большой университет, в ЛИТМО. Вместе с работодателями я прикладываю немало усилий для того, чтобы развернуть ребят в практическую плоскость, в инженерию. 25 декабря мы открыли лабораторию нанотехнологий, чтобы дети понимали, как устроена микро­схема, могли на это посмотреть и, может быть, даже что-то сделать в этой области. Кроме того, мы проводим циклы образовательных экскурсий. Договариваемся с каким-то реальным предприятием, куда дети потом ездят и смотрят, что такое современное производство. Побывали уже на "Электросиле", Кировском заводе, Ленинградской атомной станции. Нам хочется, чтобы они видели разные профессии, лучше узнавали жизнь. "Петербургский дневник": А чего вам не хватает для полного счастья?Максим Пратусевич: Слишком много всяких бумаг. Ну а если совсем серьезно, то очень надеемся на то, что нам удастся преобразоваться в губернаторский лицей. Эта идея встречает полное одобрение со стороны Комитета по образованию, губернатора города. Надеюсь, что этот статус даст нам большую самостоятельность. Планируем продолжить ремонт, провести обновление оборудования, ну и будем развиваться дальше. Я сроднился с этой школой и по-настоящему не расставался с ней ни разу. Знаете, у меня чисто физическое ощущение. То есть если кто-то начинает говорить о школе плохо, у меня в боку начинает колоть. Это прекрасное место, и лучше всего я ощущаю себя за учительским столом. Самое большое удовольствие для меня – преподавать.
2013-01-10T09:57:02+04:00
Максим Пратусевич: "Преподавать – самое большое удовольствие"

Директор Санкт-Петербургского физико-математического лицея №239, победитель всероссийского конкурса "Директор школы – 2012" Максим Пратусевич ответил на вопросы "Петербургского дневника" и рассказал о том, трудно ли было победить в конкурсе, своем взгляде на современное образование, мощном человеческом ресурсе и знаменитых выпускниках лицея, а также о пути в профессию. В состязании участвовали 356 директоров школ из 61 региона страны.


"Петербургский дневник": На всероссийском конкурсе "Директор школы – 2012" конкуренция была нешуточная. Признайтесь, трудно ли было стать победителем?  Максим Пратусевич: Мне предложила участвовать в этом конкурсе специалист Комитета по образованию Евгения Вилутене – неравнодушный, творческий и болеющий за дело человек. Сначала нужно было написать эссе, посвященное управлению человеческими ресурсами, и я попытался сделать это как можно оригинальнее. Позже я узнал, что большинство моих коллег написали его про педагогов, а я попытался взглянуть на эту проб­лему с точки зрения одного из самых важных ресурсов – ресурса выпускников. Ведь если смотреть шире, то человеческие ресурсы, люди, в моем случае выпускники – это и есть тот мощный ресурс, который можно и нужно использовать. Не только в таких тривиальных вещах, как помощь школе (а здесь делается очень много), но и при решении других вопросов. Например, нередко выпускники обращаются ко мне с просьбой помочь в поисках выпускника нашей же школы, который мог бы занять то или иное место. С другой стороны, обращаются наши выпускники, ищущие работу, и я их свожу вместе. Таким образом уже удалось соединить нескольких человек.  Написанные нами эссе проверяли в два тура, после первого остались всего 100 претендентов. Во втором туре каждое эссе читали по 25 членов жюри, которые отобрали 30 финалистов. Кроме того, у нас было еще и домашнее задание – снять видеоролик "Я директор". Эта задача оказалась не такой уж и простой, ведь нужно было рассказать о своем видении роли директора и при этом не скатиться в отчет. "Петербургский дневник": И после этого вас пригласили в Москву для участия уже в очном соревновании. Чем поразили коллег в столице?Максим Пратусевич: Сначала нам пришлось отвечать на те вопросы, которые возникли после просмотра видеоролика. По итогам этого этапа были выбраны 10 финалистов. На следующий день нам предстояло произнести речь от имени министра образования, вступающего в должность. Я сказал, что основная задача – не преобразования, а поиск смысла и целей образования в современных условиях. Сейчас у меня такое ощущение, что никто, и в первую очередь образовательное сообщество, не понимает, ради чего оно работает. Система катится по накатанному пути. И хотя какие-то элементы меняются, к чему все это делается, что мы хотим получить на выходе – не очень понятно. Если в советское время был четкий ориентир на кадры оборонно-промышленного комплекса, квалифицированных рабочих и инженеров, отсюда и приоритеты – математики, физики, химики, движение "Рабочему классу – достойное пополнение", то сейчас такой цели и смысла нет."Петербургский дневник": Вам ли говорить об этом. Ваш лицей, согласно рейтингу "Российской газеты", занимает первое место в стране. У вас самое большое число наград, полученных на всероссийских и международных олимпиадах. Максим Пратусевич: Это действительно так. Более того, мы считаем, что если из нашей школы был только один победитель международной олимпиады, то это неудачный год. Кстати, таких неудачных лет за последнее двадцатилетие было два – 2001-й и 2007-й, когда у нас было только по одному медалисту. Все остальные можно считать вполне успешными. Учитывая, что вся команда России состоит из шести человек, а треть, а то и половина – это ученики лицея, вот наш уровень.Мы можем похвастать и учителями, среди которых 11 победителей и дипломантов национального проекта "Образование". Сам лицей трижды становился победителем этого приоритетного проекта."Петербургский дневник": Но самая большая ваша гордость – ученики. Из стен вашей школы вышли десятки самых известных не только у нас в стране, но и в мире людей, в том числе Григорий Перельман и Сергей Смирнов.Максим Пратусевич: Мы действительно можем похвастать знаменитыми учениками, их немало: от Вербицкой и Фрейндлих до Гребенщикова и Толубеева, от Зурабова и Фурсенко до Матиясевича и Перельмана. Есть наши выпускники и среди депутатов Государственной думы, министров и их замов.Впрочем, я не склонен пере­оценивать роль школы или математического кружка. Наша роль какая? Дать толчок, чтобы человек полетел. Но если он не будет перебирать крыльями дальше и ему на какой-то промежуточной станции вновь не дадут такого толчка, значит, ничего не получится. Награды Смирнова и Перельмана – труд огромного количества людей. Конечно, в таких сверх­успехах роль школы тоже есть, но она не всеобъемлющая. Поэтому мы просто радуемся за наших выпускников. Сейчас, например, один из них в Принстонском университете занимает должность профессора кафедры физики, которую в свое время занимал Эйнштейн. А не так давно из Кембриджского университета пришло письмо, в котором говорилось, что наш ученик стал лучшим на экзамене и его фамилия будет занесена на золотую доску почета рядом с Ньютоном. Это приятно."Петербургский дневник": А как вы сами попали в эту школу, ведь конкурс сюда всегда был нешуточный?Максим Пратусевич: Вначале я хотел быть либо историком, либо химиком. Но мои умные родители сказали: "После этой школы ты поступишь куда угодно". К тому времени отсюда уже выпустился мой старший брат, и поэтому они знали, о чем говорили. Так получилось, что в процессе учебы я изменил свои предпочтения, поступил в РГПУ им. А.И. Герцена на физико-математический факультет. Там же учился в аспирантуре, там же защитился. Начал преподавать."Петербургский дневник": И как же вы вновь оказались в школе?Максим Пратусевич: Вначале была практика. Я пришел на урок к своему учителю, а он говорит: "Ну что ты будешь на меня смотреть? Ты у меня 2 года учился, иди к доске, веди урок". И я стал вести уроки с учениками 11-го класса, которые были младше меня всего на год. Ничего, справился. А на третьем курсе стал стабильно работать здесь, совмещая с преподаванием в институте Герцена и кружке Городского дворца творчества юных. Потом в институте началась кампания борьбы с совместителями, мне велели выбирать, и я ушел в школу, где мне нравилось гораздо больше. Был преподавателем, после защиты диссертации, которая проходила параллельно с учебным процессом, стал замес­тителем директора по научной работе, завучем, потом директором. Таким образом, работаю здесь с 1 апреля 1992 г. Мне нравится преподавать, мне это интересно. "Петербургский дневник": В этой школе учились ваши брат и сестра, да и на доске, где золотом выбиты имена победителей олимпиад, много одинаковых фамилий. А можно ли сказать, что у вас собраны самые одаренные дети?Максим Пратусевич: У нас много династий, это характерно для нашей школы. В основном, конечно, поступают дети с определенным талантом. Конкурс (письменная работа по математике) составляет примерно 10 человек на место. Для поступления нужно написать работу по математике и пройти собеседование. Есть даже такие ребята, которые каждый день ездят к нам из Ленинградской области, не жалея несколько часов на дорогу. Они считают, что это оправдывает себя.  У наших выпускников не бывает проблем с поступлением в вузы. Идут в основном в Большой университет, в ЛИТМО. Вместе с работодателями я прикладываю немало усилий для того, чтобы развернуть ребят в практическую плоскость, в инженерию. 25 декабря мы открыли лабораторию нанотехнологий, чтобы дети понимали, как устроена микро­схема, могли на это посмотреть и, может быть, даже что-то сделать в этой области. Кроме того, мы проводим циклы образовательных экскурсий. Договариваемся с каким-то реальным предприятием, куда дети потом ездят и смотрят, что такое современное производство. Побывали уже на "Электросиле", Кировском заводе, Ленинградской атомной станции. Нам хочется, чтобы они видели разные профессии, лучше узнавали жизнь. "Петербургский дневник": А чего вам не хватает для полного счастья?Максим Пратусевич: Слишком много всяких бумаг. Ну а если совсем серьезно, то очень надеемся на то, что нам удастся преобразоваться в губернаторский лицей. Эта идея встречает полное одобрение со стороны Комитета по образованию, губернатора города. Надеюсь, что этот статус даст нам большую самостоятельность. Планируем продолжить ремонт, провести обновление оборудования, ну и будем развиваться дальше. Я сроднился с этой школой и по-настоящему не расставался с ней ни разу. Знаете, у меня чисто физическое ощущение. То есть если кто-то начинает говорить о школе плохо, у меня в боку начинает колоть. Это прекрасное место, и лучше всего я ощущаю себя за учительским столом. Самое большое удовольствие для меня – преподавать.

Читать далее


Текст: Петербургский Дневник
Фото: Петербургский Дневник

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети