Яндекс.Метрика
  • Татьяна Позняк

Илья Штемлер: "Все мои романы сделаны по личным наблюдениям"

Известный петербургский писатель Илья Штемлер, стоявший у истоков Петербургского ПЕН-клуба, недавно отметил 80-летний юбилей. В Доме писателя вице-губернатор Василий Кичеджи вручил юбиляру почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

Известный петербургский писатель Илья Штемлер, стоявший у истоков Петербургского ПЕН-клуба, недавно отметил 80-летний юбилей. В Доме писателя вице-губернатор Василий Кичеджи вручил юбиляру почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Маститый литератор, вернувшийся из поездки по Соединенным Штатам, накануне важного события рассказал о своем творческом самочувствии.

"Петербургский дневник": Илья Петрович, почему вы решили справлять юбилей вдали от родного Петербурга?

Илья Штемлер: Да просто сбежал ото всех. Захотелось отметить круглую дату в окружении родственников и старых друзей, которых давно не видел. Все меня чествовали, любили, говорили добрые слова, вспоминали общее прошлое. Потом я выступил на канале RTVI, встретился с читателями в Бруклинской библиотеке, а до Чикаго, куда меня тоже звали, уже не доехал…

"Петербургский дневник": В каком творческом настроении встретили 80-летие?

Илья Штемлер: Настроение прекрасное, но рассказывать о творческих планах не люблю: начал что-то кропать, а что получится – неясно. И название у романа подходящее – «Туманные берега»: нашел героя, подверстал к нему героиню, остальное – в тумане. В том-то и манок литературы, что ты не представляешь себе развитие сюжета. Зато недавно вышел мой трехтомник, в нем три романа – «Коммерсанты», «Сезон дождей», «Нюма, Самвел и собачка Точка», а еще автобиографическая вещь «Звонок в пустую квартиру».

"Петербургский дневник": А  сценарии больше не пишете?

Илья Штемлер: Работа в кино для сценариста – сплошное унижение, всякий норовит слово выкинуть или поменять местами фразы, а спорить с режиссером бесполезно. Словом, роман с кинематографом у меня не сложился. И в театре мои вещи инсценировали, но специально пьесы я не писал: я чистый прозаик. Все мои романы сделаны по личным наблюдениям: прежде чем взяться за перо, я и в такси работал, и в поезде проводником, и в ДЛТ. Названия моих произведений говорят сами за себя – «Поезд», «Универмаг», «Архив», «Коммерсанты»…

"Петербургский дневник": Словом, вы шли путем Артура Хейли?

Илья Штемлер: Не люблю этих сравнений. Можно ведь сказать, что Хейли пошел путем Мольера, который работал в парикмахерской, а потом садился за рукопись…

"Петербургский дневник": Какие проблемы писательского сообщества вас сегодня волнуют?

Илья Штемлер: У писателей, даже самых талант­ливых и популярных, всегда были проблемы. Что до волнений, то я всегда был против разделения писательского союза на два крыла. До сих пор считаю этот раскол нонсенсом. На самом деле произошла типичная для русской литературы история – разделение на правых и левых, на западников и славянофилов. Но если бы был единый союз, и проблемы писательские быстрее решались бы. Когда тебе 80 лет, начинаешь понимать, что все эти разногласия – мура собачья.

Союз должен быть один, большой и крепкий, сбитый дружбой и творчеством. Во все времена были отдельно взятые «нерукопожатные» люди, но это не означает, что надо непременно разбегаться. Союз проиграл от этого раскола. И здравомыслящие люди это понимают.

"Петербургский дневник": А в ПЕН-клубе вы еще состоите?

Илья Штемлер: Когда-то я был одним из его организаторов, потом – вице-президентом. Сейчас в руководство пришли молодые, мы тоже ходим на заседания, когда приглашают. Сегодня появилась другая замечательная компания – Дом литературы и книги, которым руководит Дмитрий Каралис. А учредителями были четверо – мы с Борей Стругацким, сам Дима и Саша Житинский, которого, увы, уже нет. Считаю, что Дима делает большое дело.

"Петербургский дневник": А как вы оцениваете помощь города писательскому сообществу?

Илья Штемлер: Я с большим уважением отношусь к тем шагам, которые городская власть сделала в поддержку литераторов. Оживилась жизнь в Доме писателя, более того, появилась перспектива перебазировать его в Дом журналиста на Невском, который сейчас ремонтируют. Дом писателя, как оперный театр, должен быть в центре города, в средоточии культурной жизни. И в Москве, и за границей дома писателей находятся в исторических местах. Думаю, журналисты с писателями уживутся.

Радует, что вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи проявляет живой интерес к писательским делам, часто бывает в нашем доме. Дорогого стоит и инициатива Смольного по изданию книг петербургских писателей – такого не бывало с советских времен, когда литераторов действительно ценили.

После перестройки писатели бедовали, да и сейчас еще бедуют. Если прежде на гонорар за один том можно было прожить несколько лет, то сегодня не проживешь и недели. Так что литературе помогать надо.


Закрыть