Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Надежда Бокач: Творчество, научная работа - мое самое большое хобби

Недавно док­тор химических наук и самый цитируемый молодой ученый химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Надежда Бокач за выдающиеся успехи в области науки и инноваций была удостоена премии президента РФ.

Недавно док­тор химических наук и самый цитируемый молодой ученый химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Надежда Бокач за выдающиеся успехи в области науки и инноваций была удостоена премии президента РФ.

"Петербургский дневник": Надежда Арсеньевна, в указе президента говорится, что награда присуждена вам за достижения в развитии современных методов органического синтеза с участием металлов платиновой группы. В чем суть исследования? 

Надежда Бокач: В целом мы занимаемся тем же, что и все химики-синтетики. Их задача – получение новых соединений, усовершенствование способов получения этих соединений – желательно с полезными свойствами, – которые потом найдут применение на практике. 

"Петербургский дневник": В ваших работах впервые в мире показана новая методология проведения ряда реакций, которая расширяет и дополняет уже имеющиеся подходы. 

Надежда Бокач: Наши подходы являются в своем роде уникальным «конструктором» для получения широкого круга потенциально биологически активных, функциональных, а также уникальных надмолекулярных и наноструктур. С использованием наших методов становится возможным синтезировать металлоорганические соединения с заранее заданными свойствами, что открывает ряд направлений практического применения. Например, для создания противоопухолевых лекарств нового поколения, а также для разработки и развития инновационных технологий получения органических светоизлучающих диодов.

"Петербургский дневник": Можно сказать, что премия подвела некоторые итоги исследований соединений платины. Что дальше?

Надежда Бокач: Планы у меня самые боевые! Хочу продолжить исследования в области химии платины. Те новые полезные свойства, которые мы обнаружили в результате синтеза, позволят нам применять их в качестве катализаторов вулканизации силоксановых полимеров. Эти силоксановые резины интересны тем, что биологически инертны, значит, их можно использовать в медицине, например, производить те же импланты. Кроме того, это хорошие термоизоляционные материалы. 

Хочется также попробовать свои наработки в химии золота. Этот драгоценный металл всегда был популярен в ювелирном деле, а в последнее десятилетие наблюдается бурное развитие химии соединений золота, которые находят самое разнообразное применение – как катализаторы, люминофоры, наноматериалы. Мы бы хотели расширить область наших исследований и на этот металл. 

"Петербургский дневник": Вы все время говорите «мы», «наша» работа...

Надежда Бокач: Всегда вспоминаю замечательное выражение Клода Бернара: «Искусство – это я, наука – это мы!». Химия ведь мультидисциплинарная наука, и известны случаи, когда в одной статье было и 50 авторов. Хочется подчеркнуть, что во всех исследованиях принимают участие мои студенты и аспиранты, которые выполняют экспериментальную работу, производят синтез, исследование вещества. А уже дальнейшее обсуждение мы проводим совместно. Составляем план, решаем, что можно еще сделать, какие свойства необходимо изучить. Поэтому я всегда говорю, что это наш общий труд, наша совместная работа. 

"Петербургский дневник": Значит, вы будете по-прежнему преподавать в университете? 

Надежда Бокач: Обязательно! К нам в университет приходит много достойных ребят, которые хотят заниматься наукой. Мне очень нравится работать с такими заинтересованными студентами и аспирантами. Нравится, когда у них появляются успехи, когда они получают свои первые премии. Когда они радуются, я, как руководитель, тоже радуюсь за них. И еще очень горжусь тем, что в этом есть частичка и моей заслуги. 

"Петербургский дневник": Когда человек добивается признания, интересно знать, с чего он начинал? 

Надежда Бокач: Мне повезло со школьным учителем. А.М. Чередник был очень увлечен химией, он дал мне сильную начальную подготовку. Этот предмет не казался мне сложным и непонятным, как это бывает в школе, когда на него отводится мало часов и ребята просто не успевают заинтересоваться. 

После школы я твердо решила, что выберу специальность, связанную с химией. Поступила в Вологодский пединститут, и там мои следующие два учителя – руководитель курсовой работы О.Б. Кузнецова и З.В. Киреева – приобщили меня к науке. В итоге мы опуб­ликовали статью в журнале, что мне как студентке было особенно приятно. Потом я поступила в аспирантуру Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ). И главной темой моей работы стали соединения платины.  

"Петербургский дневник": Конец 1990-х – непростое время. Отсутствие техбазы, скромные зарплаты, невнимание к науке…

Надежда Бокач: В те годы я работала в лаборатории СПбГУ, который имел возможность направлять своих студентов и аспирантов на стажировки за границу. Так я попала в Португалию. Простые операции мы делали здесь, а более сложные – в Техническом университете Лиссабона. На том этапе это было очень полезное сотрудничество. Было интересно посмотреть, как работает другая лаборатория, узнать новое. В общей сложности я провела там 2 года.

"Петербургский дневник": А как же языковой барьер?

Надежда Бокач: Освоила, правда, на бытовом уровне, португальский. А вообще международный язык там английский. Считаю, что разговорный английский мне надо еще совершенствовать. А вот на английском «химическом» выступала с научными докладами, практически свободно пишу статьи в западные научные журналы.

"Петербургский дневник": И, как сказал на вручении премии Владимир Путин, вы – самый цитируемый молодой ученый СПбГУ.

Надежда Бокач: Сейчас у меня более 60 статей и пять обзоров, опубликованных в крупных международных журналах. Но важно отметить еще один момент. Сейчас в петербургском университете происходит масса позитивных перемен. У нас появилось замечательное новое оборудование, много средств выделяется на финансирование исследований, да и реальные доходы сотрудников стали существенно выше. В итоге работать стало проще, и это не может не сказаться на продуктивности!

"Петербургский дневник": Об этом вы и сказали президенту?

Надежда Бокач: Да, и могу с уверенностью повторить, что работать в Санкт-Петербургском университете на химическом факультете стало в последние годы комфортнее, чем в тех западных лабораториях, в которых я ранее занималась исследовательской работой.

Во-первых, у нас действует система поддержки молодых ученых. Примерно 30% бюджета на научные исследования направляется молодым, а это почти 300 млн рублей в год. Это поездки на стажировки в ведущие университеты мира, на научные конференции за счет университета, служебное жилье для молодых специалистов. Ежемесячные доплаты за публикационную активность могут достигать 100 тыс. рублей, конечно, в зависимости от результата. 

Благодаря программе развития у нас сейчас есть самое современное научное оборудование и одна из лучших электронных библиотек в России. 

Если сравнить приборную базу лабораторий в Португалии и Финляндии, где я работала, и у нас, то наши лаборатории сейчас более современные. Раньше мы были вынуждены почти все исследования делать за границей, а теперь проводим их сами. И даже наблюдается обратная ситуация: западные коллеги все чаще обращаются к нам, потому что у нас более совершенные приборы. 

"Петербургский дневник": А как вы узнали о присуждении премии? Как проходила церемония? 

Надежда Бокач: Когда подавали документы, я считала, что шанс получить премию у меня пусть и есть, но небольшой. Потому что 2 года назад моя работа хоть и получила высокие оценки, лауреатом я не стала. Поскольку это очень престижная награда, конкурс огромный – почти 2000 заявок на четыре места. Поэтому, когда мне позвонили из администрации президента, это было приятной неожиданностью. 

Самым волнующим оказалось ожидание. Мы вместе с ведущими и гвардейцами, которые выносят значки лауреатов, стояли перед входом в зал. Но если те были спокойны и даже шутили, то я волновалась очень сильно. Тем более что в зале находились приглашенные мною коллеги, лауреаты прошлых лет, президент Академии наук России, академики, представители высшей власти, губернаторы. После вручения награды началось неформальное общение. И президент спросил, в чем заключалась моя работа, попросил сравнить ситуацию в нашем университете с западными вузами.  

"Петербургский дневник": Что значит для вас наука, исследовательская работа?

Надежда Бокач: Творчество, научная работа приносит мне удовольствие, она мое самое большое хобби. Это то, что мне интересно, что по душе. Это как распутывание клубка, как детективная история, которую нужно расследовать и раскрыть. А ведь часто природа оказывается сильнее и разгадать загадку не удается. Но ведь без горечи поражений нет радости побед. Главное, чтобы побед было больше, чем поражений!

Закрыть