Владимир Гусев: "Русский музей получил новые территории, теперь их надо приводить к единому образцу"
Сегодня исполняется 115 лет со дня торжественного открытия Русского музея, состоявшегося в Петербурге в присутствии императора Николая II. Директор музея Владимир Гусев рассказал «Петербургскому дневнику» о событиях юбилейного года.
"Петербургский дневник": Владимир Александрович, 115-летие – юбилей скорее промежуточный, чем эпохальный, но ведь этот год, как известно, богат и другими важными для музея датами.
Владимир Гусев: Вы правы, 19 марта исполняется 115 лет со дня открытия Государственного Русского музея (ГРМ), и это не такая звонкая дата, каким было столетие ГРМ, ознаменованное целым рядом новых музейных программ, которые ныне как раз близятся к завершению. Зато 2013 г. и в самом деле богат датами и даже юбилеями, которые касаются нашего музея.
Например, исполнится 310 лет Санкт-Петербургу, а вместе с ним и ровеснику города – Домику-музею Петра I, построенному в мае 1703 г. А уже 10 лет спустя по приказу Петра его обнесли колоннами, и он превратился в первый в России мемориальный прижизненный музей, который царь приказал оставить в назидание потомкам. Мы рады сообщить, что получили наконец средства на реставрацию Домика Петра и Летнего дворца Петра I, которому в прошлом году исполнилось 290 лет. А сейчас мы готовим проектно-сметную документацию и серьезную экспертизу этих двух объектов. Торопиться не будем вопреки появившимся в прессе тревожным прогнозам, что в спешке «все будет изуродовано». Но это вечная история, которая повторяется с началом реставрации каждого нашего объекта. Однако ни один дворец, как известно, мы не загубили. И на сей раз это будет настоящая научная музейная реставрация по всем правилам.
"Петербургский дневник": Таким образом, с вас снимается обвинение в том, что Русский музей парадно открыл Летний сад, а про эти два уникальных объекта позабыл…
Владимир Гусев: Об этих двух памятниках архитектуры, с которых начинался императорский Петербург Петровской эпохи, мы вспомнили как раз в канун празднования 400-летия дома Романовых. Кроме того, стоит упомянуть о том, что в 1713 г. в наш город прибыла основная коллекция скульптур Летнего сада, и к этому юбилею мы завершили реставрацию коллекции, а также работу по копированию скульптур, которая до нас начата была городом. Как известно, в нашем климате мрамор пришел в негодность, но сейчас он бережно хранится и будет показываться в основном в Михайловском замке.
Девятнадцатого марта мы проводим День прессы, в ходе которого расскажем о главных юбилейных событиях. Так, в день рождения города мы откроем Летний сад, который только что привели в порядок, восстановили, за что успели получить несколько призов. Например, приз Союза архитекторов за лучший объект ландшафтной архитектуры и первое место в Центральном районе за лучший объект по благоустройству. Зарубежные специалисты дают высокую оценку тому, что нами сделано. Хотя не все жители с этой оценкой согласны – новое всегда кого-то раздражает. Например, трельяжные решетки, которые являются технологической необходимостью и сделаны по настоянию экспертов для формирования шпалер: мы закупили в Германии 18 тыс. шпалерных лип, и все прижились.
"Петербургский дневник": Какие еще открытия ждут петербуржцев?
Владимир Гусев: В начале лета мы открываем два павильона кордегардий Михайловского замка. Восточный павильон – как Центр детского творчества, музейной педагогики и дистанционного гуманитарного образования. Он оборудован на средства Фонда Б.Н. Ельцина. Там проводятся видеоконференции, семинары и стажировки с директорами музеев и педагогами средних школ.
А западный павильон станет электронным Русским музеем с сетью виртуальных филиалов ГРМ, которых сегодня 115, а к тому времени станет уже 120. Примерно тогда же мы планируем открыть Строгановский дворец, завершив парадную анфиладу с картинной галереей.
Вообще у Русского музея есть два главных повода отмечать свои дни рождения и юбилеи. Празднуя 115 лет со дня открытия музея, которое торжественно состоялось 19 марта 1898 г. по новому стилю в присутствии императора Николая II, мы отмечаем и 25 апреля, поскольку в этот день в 1895 г. император подписал указ об открытии Русского музея, посвятив его памяти своего отца Александра III.
Поэтому в апреле мы проведем еще один большой День прессы и расскажем уже подробнее о павильонах кордегардий и работах по Строгановскому дворцу. А также представим новый раздел постоянной экспозиции «Декоративно-прикладное искусство ХХ в.» – с майоликой Врубеля, которую мы почти никогда не показываем, и другими уникальными художественными объектами.
"Петербургский дневник": Здесь самое время перейти к рассказу о новых направлениях выставочной работы…
Владимир Гусев: В ближайшие 2 месяца у нас открывается восемь интереснейших выставок. Все перечислять не буду, но вот 29 марта в Михайловском замке открывается выставка Павла Михайлова – художника, бывшего в составе экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, которая открыла миру Антарктиду. Михайлов делал зарисовки берегов и айсбергов Антарктиды, они и будут представлены на выставке.
Тогда же мы подпишем договор о сотрудничестве с Институтом Арктики и Антарктики и руководством антарктической экспедиции: мы уже открыли виртуальный филиал Русского музея на станции Новолазаревская, а теперь сделаем то же самое на станции Беллинсгаузена. Таким образом начнем подготовку к 200-летию со дня открытия русскими путешественниками Антарктиды.
"Петербургский дневник": Будет ли посвящена отдельная выставка 400-летию дома Романовых?
Владимир Гусев: Эта выставка станет одним из главных событий текущего года: она смыкается с большой экспозицией Национальной портретной галереи Русского музея, которую мы недавно открыли, и основной ее раздел – портреты российских императоров. Это не просто «доска почета» – портреты выполнены большими художниками, поскольку Русский музей руководствовался не только сословным принципом, но главным образом принципом художественного качества. И выставка к 400-летию дома Романовых откроет новый раздел экспозиции портретной галереи с большим электронным сопровождением, поскольку каждый портрет – это целая страница истории с биографией.
Еще один юбилей этого года – 135 лет со дня рождения Казимира Малевича, который мы отметим в декабре большой выставкой «До и после «Квадрата». В рамках выставки мы покажем даже не реконструкцию, а восстановление футуристической оперы «Победа над солнцем», над которой некогда работал Малевич. В 1913 г. в Петербурге состоялась премьера этой оперы, а Русский музей располагает всеми материалами, с ней связанными. У нас хранится самая полная коллекция произведений Малевича, особенно раннего периода, в том числе эскизы костюмов. Мы хотим сделать экранное и сценическое восстановление спектакля, костюмов и партитуры. Публику ждет много интересных сюрпризов. Мы попытаемся восстановить это действо таким, как оно выглядело 100 лет тому назад. А также подготовим серию выставок, посвященных Малевичу, в том числе и зарубежных – в Стокгольме, Париже и других городах.
В конце мая мы откроем очень интересную выставку Михаила Шемякина «Тротуары Парижа». Открытие мы будем готовить вместе с Вячеславом Полуниным, с которым тоже собираемся тесно по-соседски сотрудничать на территории, где расположены Инженерный замок, павильоны кордегардий и цирк. Получается такой музейно-цирковой квартал. Почему бы не объединиться, чтобы вместе устраивать иногда праздники на хорошем художественном уровне?..
"Петербургский дневник": А что с вашей фестивальной практикой?
Владимир Гусев: В обычные сроки состоится VI международный фестиваль «Императорские сады России» с участием и при поддержке французов. В мае наши садоводы также примут участие в знаменитом фестивале садового дизайна во Франции, где будет представлена композиция, посвященная Русскому музею.
"Петербургский дневник": Какие еще глобальные задачи будет решать музей в юбилейном году?
Владимир Гусев: Юбилей нам помог получить новые территории. Сегодня Русский музей – это Строгановский, Михайловский и Мраморный дворцы, Михайловский замок и павильоны кордегардий, Михайловский и Летний сады, сады Инженерного замка.
Теперь «завоеванные» территории надо кормить, содержать и приводить к единому образцу. Сейчас мы активизировали свою информационную политику и создали подразделение, которое будет заниматься ребрендингом музея. Ведь за чисто географическим расширением наших территорий стоит вовсе не мания величия, а новое понимание роли Русского музея в жизни города и России.