Новости в сети

Loading...

Сегодня исполняется 115 лет со дня торжественного открытия Русского музея, состоявшегося в Петербурге в присутствии императора Николая II. Директор музея Владимир Гусев рассказал "Петербургскому дневнику" о событиях юбилейного года.


"Петербургский дневник": Владимир Александрович, 115-летие – юбилей скорее промежуточный, чем эпохальный, но ведь этот год, как известно, богат и другими важными для музея датами. 

Владимир Гусев: Вы правы, 19 марта исполняется 115 лет со дня открытия Государственного Русского музея (ГРМ), и это не такая звонкая дата, каким было столетие ГРМ, ознаменованное целым рядом новых музейных программ, которые ныне как раз близятся к завершению. Зато 2013 г. и в самом деле богат датами и даже юбилеями, которые касаются нашего музея.

Например, исполнится 310 лет Санкт-Петербургу, а вместе с ним и ровеснику города – Домику-музею Петра I, построенному в мае 1703 г. А уже 10 лет спустя по приказу Петра его обнесли колоннами, и он превратился в первый в России мемориальный прижизненный музей, который царь приказал оставить в назидание потомкам. Мы рады сообщить, что получили наконец средства на реставрацию Домика Петра и Летнего дворца Петра I, которому в прошлом году исполнилось 290 лет. А сейчас мы готовим проектно-сметную документацию и серьезную экспертизу этих двух объектов. Торопиться не будем вопреки появившимся в прессе тревожным прогнозам, что в спешке "все будет изуродовано". Но это вечная история, которая повторяется с началом реставрации каждого нашего объекта. Однако ни один дворец, как известно, мы не загубили. И на сей раз это будет настоящая научная музейная реставрация по всем правилам.

"Петербургский дневник":  Таким образом, с вас снимается обвинение в том, что Русский музей парадно открыл Летний сад, а про эти два уникальных объекта позабыл…

Владимир Гусев: Об этих двух памятниках архитектуры, с которых начинался императорский Петербург Петровской эпохи, мы вспомнили как раз в канун празднования 400-летия дома Романовых. Кроме того, стоит упомянуть о том, что в 1713 г. в наш город прибыла основная коллекция скульптур Летнего сада, и к этому юбилею мы завершили реставрацию коллекции, а также работу по копированию скульптур, которая до нас начата была городом. Как известно, в нашем климате мрамор пришел в негодность, но сейчас он бережно хранится и будет показываться в основном в Михайловском замке.

Девятнадцатого марта мы проводим День прессы, в ходе которого расскажем о главных юбилейных событиях. Так, в день рождения города мы откроем Летний сад, который только что привели в порядок, восстановили, за что успели получить несколько призов. Например, приз Союза архитекторов за лучший объект ланд­шафтной архитектуры и первое место в Центральном районе за лучший объект по благоустройству. Зарубежные специалисты дают высокую оценку тому, что нами сделано. Хотя не все жители с этой оценкой согласны – новое всегда кого-то раздражает. Например, трельяжные решетки, которые являются технологической необходимостью и сделаны по настоянию экспертов для формирования шпалер: мы закупили в Германии 18 тыс. шпалерных лип, и все прижились.

"Петербургский дневник": Какие еще открытия ждут петербуржцев?

Владимир Гусев: В начале лета мы открываем два павильона кордегардий Михайловского замка. Восточный павильон – как Центр детского творчества, музейной педагогики и дистанционного гуманитарного образования. Он оборудован на средства Фонда Б.Н. Ельцина. Там проводятся видеоконференции, семинары и стажировки с директорами музеев и педагогами средних школ. 

А западный павильон станет электронным Русским музеем с сетью виртуальных филиалов ГРМ, которых сегодня 115, а к тому времени станет уже 120. Примерно тогда же мы планируем открыть Строгановский дворец, завершив парадную анфиладу с картинной галереей.

Вообще у Русского музея есть два главных повода отмечать свои дни рождения и юбилеи. Празднуя 115 лет со дня открытия музея, которое торжественно состоялось 19 марта 1898 г. по новому стилю в присутствии императора Николая II, мы отмечаем и 25 апреля, поскольку в этот день в 1895 г. император подписал указ об открытии Русского музея, посвятив его памяти своего отца Александра III.

Поэтому в апреле мы проведем еще один большой День прессы и расскажем уже подробнее о павильонах кордегардий и работах по Строгановскому дворцу. А также представим новый раздел постоянной экспозиции "Декоративно-прикладное искусство ХХ в." – с майоликой Врубеля, которую мы почти никогда не показываем, и другими уникальными художественными объектами.

"Петербургский дневник": Здесь самое время перейти к рассказу о новых направлениях выставочной работы…

Владимир Гусев: В ближайшие 2 месяца у нас открывается восемь интереснейших выставок. Все перечис­лять не буду, но вот 29 марта в Михайловском замке открывается выставка Павла Михайлова – художника, бывшего в составе экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, которая открыла миру Антарктиду. Михайлов делал зарисовки берегов и айсбергов Антарктиды, они и будут представлены на выставке.

Тогда же мы подпишем договор о сотрудничестве с Институтом Арктики и Антарктики и руководством антарктической экспедиции: мы уже открыли виртуальный филиал Русского музея на станции Новолазаревская, а теперь сделаем то же самое на станции Беллинсгаузена. Таким образом начнем подготовку к 200-летию со дня открытия русскими путешественниками Антарктиды.

"Петербургский дневник": Будет ли посвящена отдельная выставка 400-летию дома Романовых?

Владимир Гусев: Эта выставка станет одним из главных событий текущего года: она смыкается с большой экспозицией Национальной портретной галереи Русского музея, которую мы недавно открыли, и основной ее раздел – портреты российских императоров. Это не просто "доска почета" – портреты выполнены большими художниками, поскольку Русский музей руководствовался не только сословным принципом, но главным образом принципом художественного качества. И выставка к 400-летию дома Романовых откроет новый раздел экспозиции портретной галереи с большим электронным сопровождением, поскольку каждый портрет – это целая страница истории с биографией.

Еще один юбилей этого года – 135 лет со дня рождения Казимира Малевича, который мы отметим в декабре большой выставкой "До и после "Квадрата". В рамках выставки мы покажем даже не реконструкцию, а восстановление футуристической оперы "Победа над солнцем", над которой неко­гда работал Малевич. В 1913 г. в Петербурге состоялась премьера этой оперы, а Русский музей располагает всеми материалами, с ней связанными. У нас хранится самая полная коллекция произведений Малевича, особенно раннего периода, в том числе эскизы кос­тюмов. Мы хотим сделать экранное и сценическое восстановление спектак­ля, костюмов и партитуры. Публику ждет много интересных сюрпризов. Мы попытаемся восстановить это действо таким, как оно выглядело 100 лет тому назад. А также подготовим серию выставок, посвященных Малевичу, в том числе и зарубежных – в Стокгольме, Париже и других городах.

В конце мая мы откроем очень интересную выставку Михаила Шемякина "Тротуары Парижа". Открытие мы будем готовить вмес­те с Вячеславом Полуниным, с которым тоже собираемся тесно по-соседски сотрудничать на территории, где расположены Инженерный замок, павильоны кордегардий и цирк. Получается такой музейно-цирковой квартал. Почему бы не объединиться, чтобы вместе устраивать иногда праздники на хорошем художественном уровне?..

"Петербургский дневник":  А что с вашей фестивальной практикой?

Владимир Гусев: В обычные сроки состоится VI международный фестиваль "Императорские сады России" с участием и при поддержке французов. В мае наши садоводы также примут участие в знаменитом фестивале садового дизайна во Франции, где будет представлена композиция, посвященная Русскому музею.

"Петербургский дневник": Какие еще глобальные задачи будет решать музей в юбилейном году?

Владимир Гусев: Юбилей нам помог получить новые территории. Сегодня Русский музей – это Строгановский, Михайловский и Мраморный дворцы, Михайловский замок и павильоны кордегардий, Михайловский и Летний сады, сады Инженерного замка.

Теперь "завоеванные" территории надо кормить, содержать и приводить к единому образцу. Сейчас мы активизировали свою информационную политику и создали подразделение, которое будет заниматься ребрендингом музея. Ведь за чисто географичес­ким расширением наших территорий стоит вовсе не мания величия, а новое понимание роли Русского музея в жизни города и России.

2013-03-19T10:31:00+04:00
Владимир Гусев: "Русский музей получил новые территории, теперь их надо приводить к единому образцу"

Сегодня исполняется 115 лет со дня торжественного открытия Русского музея, состоявшегося в Петербурге в присутствии императора Николая II. Директор музея Владимир Гусев рассказал "Петербургскому дневнику" о событиях юбилейного года.


"Петербургский дневник": Владимир Александрович, 115-летие – юбилей скорее промежуточный, чем эпохальный, но ведь этот год, как известно, богат и другими важными для музея датами. 

Читать далее

Владимир Гусев: Вы правы, 19 марта исполняется 115 лет со дня открытия Государственного Русского музея (ГРМ), и это не такая звонкая дата, каким было столетие ГРМ, ознаменованное целым рядом новых музейных программ, которые ныне как раз близятся к завершению. Зато 2013 г. и в самом деле богат датами и даже юбилеями, которые касаются нашего музея.

Например, исполнится 310 лет Санкт-Петербургу, а вместе с ним и ровеснику города – Домику-музею Петра I, построенному в мае 1703 г. А уже 10 лет спустя по приказу Петра его обнесли колоннами, и он превратился в первый в России мемориальный прижизненный музей, который царь приказал оставить в назидание потомкам. Мы рады сообщить, что получили наконец средства на реставрацию Домика Петра и Летнего дворца Петра I, которому в прошлом году исполнилось 290 лет. А сейчас мы готовим проектно-сметную документацию и серьезную экспертизу этих двух объектов. Торопиться не будем вопреки появившимся в прессе тревожным прогнозам, что в спешке "все будет изуродовано". Но это вечная история, которая повторяется с началом реставрации каждого нашего объекта. Однако ни один дворец, как известно, мы не загубили. И на сей раз это будет настоящая научная музейная реставрация по всем правилам.

"Петербургский дневник":  Таким образом, с вас снимается обвинение в том, что Русский музей парадно открыл Летний сад, а про эти два уникальных объекта позабыл…

Владимир Гусев: Об этих двух памятниках архитектуры, с которых начинался императорский Петербург Петровской эпохи, мы вспомнили как раз в канун празднования 400-летия дома Романовых. Кроме того, стоит упомянуть о том, что в 1713 г. в наш город прибыла основная коллекция скульптур Летнего сада, и к этому юбилею мы завершили реставрацию коллекции, а также работу по копированию скульптур, которая до нас начата была городом. Как известно, в нашем климате мрамор пришел в негодность, но сейчас он бережно хранится и будет показываться в основном в Михайловском замке.

Девятнадцатого марта мы проводим День прессы, в ходе которого расскажем о главных юбилейных событиях. Так, в день рождения города мы откроем Летний сад, который только что привели в порядок, восстановили, за что успели получить несколько призов. Например, приз Союза архитекторов за лучший объект ланд­шафтной архитектуры и первое место в Центральном районе за лучший объект по благоустройству. Зарубежные специалисты дают высокую оценку тому, что нами сделано. Хотя не все жители с этой оценкой согласны – новое всегда кого-то раздражает. Например, трельяжные решетки, которые являются технологической необходимостью и сделаны по настоянию экспертов для формирования шпалер: мы закупили в Германии 18 тыс. шпалерных лип, и все прижились.

"Петербургский дневник": Какие еще открытия ждут петербуржцев?

Владимир Гусев: В начале лета мы открываем два павильона кордегардий Михайловского замка. Восточный павильон – как Центр детского творчества, музейной педагогики и дистанционного гуманитарного образования. Он оборудован на средства Фонда Б.Н. Ельцина. Там проводятся видеоконференции, семинары и стажировки с директорами музеев и педагогами средних школ. 

А западный павильон станет электронным Русским музеем с сетью виртуальных филиалов ГРМ, которых сегодня 115, а к тому времени станет уже 120. Примерно тогда же мы планируем открыть Строгановский дворец, завершив парадную анфиладу с картинной галереей.

Вообще у Русского музея есть два главных повода отмечать свои дни рождения и юбилеи. Празднуя 115 лет со дня открытия музея, которое торжественно состоялось 19 марта 1898 г. по новому стилю в присутствии императора Николая II, мы отмечаем и 25 апреля, поскольку в этот день в 1895 г. император подписал указ об открытии Русского музея, посвятив его памяти своего отца Александра III.

Поэтому в апреле мы проведем еще один большой День прессы и расскажем уже подробнее о павильонах кордегардий и работах по Строгановскому дворцу. А также представим новый раздел постоянной экспозиции "Декоративно-прикладное искусство ХХ в." – с майоликой Врубеля, которую мы почти никогда не показываем, и другими уникальными художественными объектами.

"Петербургский дневник": Здесь самое время перейти к рассказу о новых направлениях выставочной работы…

Владимир Гусев: В ближайшие 2 месяца у нас открывается восемь интереснейших выставок. Все перечис­лять не буду, но вот 29 марта в Михайловском замке открывается выставка Павла Михайлова – художника, бывшего в составе экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева, которая открыла миру Антарктиду. Михайлов делал зарисовки берегов и айсбергов Антарктиды, они и будут представлены на выставке.

Тогда же мы подпишем договор о сотрудничестве с Институтом Арктики и Антарктики и руководством антарктической экспедиции: мы уже открыли виртуальный филиал Русского музея на станции Новолазаревская, а теперь сделаем то же самое на станции Беллинсгаузена. Таким образом начнем подготовку к 200-летию со дня открытия русскими путешественниками Антарктиды.

"Петербургский дневник": Будет ли посвящена отдельная выставка 400-летию дома Романовых?

Владимир Гусев: Эта выставка станет одним из главных событий текущего года: она смыкается с большой экспозицией Национальной портретной галереи Русского музея, которую мы недавно открыли, и основной ее раздел – портреты российских императоров. Это не просто "доска почета" – портреты выполнены большими художниками, поскольку Русский музей руководствовался не только сословным принципом, но главным образом принципом художественного качества. И выставка к 400-летию дома Романовых откроет новый раздел экспозиции портретной галереи с большим электронным сопровождением, поскольку каждый портрет – это целая страница истории с биографией.

Еще один юбилей этого года – 135 лет со дня рождения Казимира Малевича, который мы отметим в декабре большой выставкой "До и после "Квадрата". В рамках выставки мы покажем даже не реконструкцию, а восстановление футуристической оперы "Победа над солнцем", над которой неко­гда работал Малевич. В 1913 г. в Петербурге состоялась премьера этой оперы, а Русский музей располагает всеми материалами, с ней связанными. У нас хранится самая полная коллекция произведений Малевича, особенно раннего периода, в том числе эскизы кос­тюмов. Мы хотим сделать экранное и сценическое восстановление спектак­ля, костюмов и партитуры. Публику ждет много интересных сюрпризов. Мы попытаемся восстановить это действо таким, как оно выглядело 100 лет тому назад. А также подготовим серию выставок, посвященных Малевичу, в том числе и зарубежных – в Стокгольме, Париже и других городах.

В конце мая мы откроем очень интересную выставку Михаила Шемякина "Тротуары Парижа". Открытие мы будем готовить вмес­те с Вячеславом Полуниным, с которым тоже собираемся тесно по-соседски сотрудничать на территории, где расположены Инженерный замок, павильоны кордегардий и цирк. Получается такой музейно-цирковой квартал. Почему бы не объединиться, чтобы вместе устраивать иногда праздники на хорошем художественном уровне?..

"Петербургский дневник":  А что с вашей фестивальной практикой?

Владимир Гусев: В обычные сроки состоится VI международный фестиваль "Императорские сады России" с участием и при поддержке французов. В мае наши садоводы также примут участие в знаменитом фестивале садового дизайна во Франции, где будет представлена композиция, посвященная Русскому музею.

"Петербургский дневник": Какие еще глобальные задачи будет решать музей в юбилейном году?

Владимир Гусев: Юбилей нам помог получить новые территории. Сегодня Русский музей – это Строгановский, Михайловский и Мраморный дворцы, Михайловский замок и павильоны кордегардий, Михайловский и Летний сады, сады Инженерного замка.

Теперь "завоеванные" территории надо кормить, содержать и приводить к единому образцу. Сейчас мы активизировали свою информационную политику и создали подразделение, которое будет заниматься ребрендингом музея. Ведь за чисто географичес­ким расширением наших территорий стоит вовсе не мания величия, а новое понимание роли Русского музея в жизни города и России.


Текст: Галина Столярова
Фото: Trend
Разделы: Интервью
Тэги:

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети