Новости в сети

Loading...

В этом году Совет ректоров вузов Петербурга, который был самым первым в России, отмечает две юбилейные даты. Его председатель и ректор НИУ-ИТМО Владимир Васильев, который выдвинут губернатором на звание почетного гражданина города, отвечает на вопросы "ПД". Владимир Васильев - профессор, доктор технических наук, вице-президент Российского союза ректоров, член-корреспондент РАН, член экспертного совета при правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ.


"Петербургский дневник": Владимир Николаевич, чем была вызвана необходимость появления такой организации, как Совет ректоров вузов, с чего все начиналось?

Владимир Васильев: Совет ректоров вузов существовал в Ленинграде с 1972 г. Когда на рубеже 1990-х гг. появилась новая страна, влияние государства на высшую школу серьезно уменьшилось. Прежняя, плановая, система подготовки кадров потеряла свою актуальность. Начались разговоры о том, что негосударственные вузы являются более эффективными. Надо было защитить государственный сектор высшего профессионального образования. Определить позицию высшей школы, не допустить приватизации, которая, на наш взгляд, была направлена не на подготовку кадров, а на вузовские площади. Все это и привело к объединению. И я считаю, что ректорский корпус Петербурга сделал очень много для сохранения высшей школы, причем не отвергая  негосударственные вузы. Более того, мы работали сообща, рассматривая нашу систему как единую. И хотя кое-что мы все-таки растеряли, в целом нам удалось сохранить тот потенциал, который позволил к началу XXI в. поставить на повестку дня задачу не просто сохранения, а развития высшей школы. Думаю, что эти усилия ректорского корпуса еще будут оценены историей.

"Петербургский дневник": А на какие вызовы времени приходится отвечать сегодня?

Владимир Васильев: Когда на рубеже тысячелетия появился лозунг развития, каждый вуз, осмыслив миссию, стал разрабатывать собственную программу.Все они отличаются друг от друга, потому что основаны на своей истории, своем видении того, как должна развиваться высшая школа. Сегодня понятно, что скоро придет новый, так называемый шестой технологический уклад. Появятся междисциплинарные науки, все то, что будет направлено в сторону биотехнологий, когнитивных технологий, их сочетания. Поэтому часть вузов собирается готовить не тех специалистов, которые требуются сейчас, а тех, что потребуются через 10 лет. Можно рассматривать вузы и как некую корпорацию, которая проводит не только подготовку кадров, но и мощную исследовательскую работу, создает малые инновационные предприятия. Еще одно направление – это повышение общего образовательного, интеллектуального уровня обучающегося. И здесь нельзя говорить, что одно плохо, а другое хорошо. Точно такие же направления есть и за рубежом.

"Петербургский дневник":  Какой путь выбирает ИТМО?

Владимир Васильев: Мы говорим о совместной познавательной деятельности учителя и ученика. Это и профессиональная область, и познание самого себя как человека. А с учетом того, что появились новые информационные технологии, в этом процессе может участвовать сразу большая группа людей, и неважно, в какой географической точке они находятся. Более того, начинает стираться грань между учителем и учеником, они дополняют друг друга и развиваются совместно.

"Петербургский дневник":  Вероятно, появление новых информационных технологий требует и перестройки образовательного процесса?

Владимир Васильев: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ. – Ред.) дают нам широчайшие возможности. Но я бы хотел сказать о социальной ответственности вуза. Прежде всего о разрыве между поколениями. Сегодня нет тех скреп, которые бы позволили считать, что мы единое общество. Поэтому мне кажется, что вузы, задача которых – готовить кадры для будущего, социально ответственны перед обществом, и именно они, активно участвуя во всех социальных проектах, и должны создавать эти скрепы.Наш университет разработал стратегию развития до 2035 г., поэтому крайне важно соблюсти преемственность, создать команду, которая придаст вузу новый импульс. И когда я смотрю на молодежь, которая лучше, активнее, самостоятельнее и креативнее нас, то думаю, что это удастся. Ведь, несмотря на наше различие в возрасте и некоторые тактические расхождения во взглядах, общечеловеческие ценности у нас едины и в стратегии мы все-таки сходимся.

"Петербургский дневник":  В таком случае – ваш рецепт, как вырастить нобелевского лауреата?

Владимир Васильев: Достаточно просто. Например,Павел Александрович Белов, пройдя через все наше горнило, стал не программистом, а физиком. Сегодня он доктор наук, лауреат премии президента для молодых ученых, много работал за рубежом, и его лаборатория находится на самых передовых рубежах в области метаматериалов.Это реальный кандидат в лауреаты Нобелевской премии, которую, к сожалению, программистам не дают. А вообще главное – выстроить четкую систему подготовки кадров. Она включает в себя усиленный курс физики, математики, информатики. Выполнение сначала микронаучных проектов, а затем разработок с их последующей коммерциализацией.Это довольно жесткий режим работы, но ничего нового мы не придумывали. Основная идеология была заложена еще пушкинским лицеем, куда отбирали наиболее талантливых молодых людей, чтобы произвести "соударение умов". Вот и мы пытаемся внедрять эту идеологию, но с поправкой на современность. На рубеже прошлого столетия мы угадали появление пятого уклада, ИКТ, и вложили много интеллектуальных и физических сил в развитие этого направления. Это касается и создания федеральной университетской компьютерной сети RUNNet, и выстраивания системы поиска, отбора, подготовки и трудоустройства одаренных молодых людей в области точных наук. Мне кажется, она является уникальной, что подтверждают коллеги за рубежом, которые приезжают к нам из других университетов и изучают нашу технологию подготовки кадров.

"Петербургский дневник":  О студентах ИТМО знает сегодня весь мир. Можно уточнить, сколько побед на счету вашего университета?

Владимир Васильев: Наша команда 4 раза становилась абсолютным чемпионом мира. Мы завоевывали золотые медали 5 раз, 7 раз становились чемпионами России.

"Петербургский дневник": Это непревзойденные рекорды?

Владимир Васильев: Ни один университет мира не достиг такого результата, только мы. По 3 раза становились чемпионами команды Стэнфордского и Шанхайского университетов. В России на втором месте идет МГУ, который побеждал 5 раз. Благодаря нашим успешным выступлениям было принято решение впервые провести финал командного студенческого первенства мира по программированию в России, в Петербурге. Сюда в конце июня приедет весь цвет программистских школ университетов и специалистов от Австралии до США, от Японии до Южно-Африканской Республики. Конечно, очень бы хотелось выступить удачно и стать пятикратными чемпионами мира именно у себя на родине. А в ближайшее время в США будут проводиться личные соревнования в области программирования. В финал вышли 25 лучших программистов, из них четверо представляют наш университет.

"Петербургский дневник": При столь очевидных достижениях наши вузы не входят в мировые рейтинги.

Владимир Васильев: Любой рейтинг – мощнейший маркетинговый ход. Кроме того, у нас совершенно разные системы подготовки кадров, да и финансирование всей высшей школы России сопоставимо с финансированием одного Гарварда или Стэнфорда. Все это не может нас не беспокоить. И не зря президент поставил задачу, чтобы к 2020 г. не менее пяти российских университетов вошли в топ-100 ведущих рейтингов.

"Петербургский дневник": Шансы есть? И что для этого надо сделать?

Владимир Васильев: Прежде всего надо понять, что мы живем в глобальном мире, отсюда и инструменты: увеличение мобильности между профессорско-преподавательским составом, между аспирантами и студентами, чтобы они могли на семестр, на год уезжать, читать лекции или учиться, проводить совместные научные исследования. Мы должны вариться в этом общем плавильном котле, тогда наши компетенции повысятся, нас узнают и примут. Наш университет очень внимательно анализировал ситуацию, и после большой полугодовой работы мы уже знаем, что надо делать, чтобы войти в топ-100.

"Петербургский дневник": Недавно губернатор выдвинул вас на звание почетного гражданина Петербурга.

Владимир Васильев: Выдвижение на столь высокое звание – это не только личностный показатель. Это показатель отношения к высшей школе, подтверждение того, что она действительно является хорошим молодежным ядром Петербурга. У нас 25-го числа будет международная выставка в Москве. Когда-то мы ее организовывали сами, теперь ее делают студенты. Мне это крайне приятно. Такие моменты дают тот заряд, который позволяет жить. Поэтому мой лозунг прост: "Да здравствует завтра!". Посмотрите, какие талантливые у нас ребята, как горят у них глаза, как много они хотят сделать для города. И мне кажется, что эти молодые лица крайне важны для Петербурга, для будущего всей страны.

2013-04-01T10:33:52+04:00
Владимир Васильев: "Наш университет теперь знает, что надо делать, чтобы войти в топ-100"

В этом году Совет ректоров вузов Петербурга, который был самым первым в России, отмечает две юбилейные даты. Его председатель и ректор НИУ-ИТМО Владимир Васильев, который выдвинут губернатором на звание почетного гражданина города, отвечает на вопросы "ПД". Владимир Васильев - профессор, доктор технических наук, вице-президент Российского союза ректоров, член-корреспондент РАН, член экспертного совета при правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ.


"Петербургский дневник": Владимир Николаевич, чем была вызвана необходимость появления такой организации, как Совет ректоров вузов, с чего все начиналось?

Читать далее

Владимир Васильев: Совет ректоров вузов существовал в Ленинграде с 1972 г. Когда на рубеже 1990-х гг. появилась новая страна, влияние государства на высшую школу серьезно уменьшилось. Прежняя, плановая, система подготовки кадров потеряла свою актуальность. Начались разговоры о том, что негосударственные вузы являются более эффективными. Надо было защитить государственный сектор высшего профессионального образования. Определить позицию высшей школы, не допустить приватизации, которая, на наш взгляд, была направлена не на подготовку кадров, а на вузовские площади. Все это и привело к объединению. И я считаю, что ректорский корпус Петербурга сделал очень много для сохранения высшей школы, причем не отвергая  негосударственные вузы. Более того, мы работали сообща, рассматривая нашу систему как единую. И хотя кое-что мы все-таки растеряли, в целом нам удалось сохранить тот потенциал, который позволил к началу XXI в. поставить на повестку дня задачу не просто сохранения, а развития высшей школы. Думаю, что эти усилия ректорского корпуса еще будут оценены историей.

"Петербургский дневник": А на какие вызовы времени приходится отвечать сегодня?

Владимир Васильев: Когда на рубеже тысячелетия появился лозунг развития, каждый вуз, осмыслив миссию, стал разрабатывать собственную программу.Все они отличаются друг от друга, потому что основаны на своей истории, своем видении того, как должна развиваться высшая школа. Сегодня понятно, что скоро придет новый, так называемый шестой технологический уклад. Появятся междисциплинарные науки, все то, что будет направлено в сторону биотехнологий, когнитивных технологий, их сочетания. Поэтому часть вузов собирается готовить не тех специалистов, которые требуются сейчас, а тех, что потребуются через 10 лет. Можно рассматривать вузы и как некую корпорацию, которая проводит не только подготовку кадров, но и мощную исследовательскую работу, создает малые инновационные предприятия. Еще одно направление – это повышение общего образовательного, интеллектуального уровня обучающегося. И здесь нельзя говорить, что одно плохо, а другое хорошо. Точно такие же направления есть и за рубежом.

"Петербургский дневник":  Какой путь выбирает ИТМО?

Владимир Васильев: Мы говорим о совместной познавательной деятельности учителя и ученика. Это и профессиональная область, и познание самого себя как человека. А с учетом того, что появились новые информационные технологии, в этом процессе может участвовать сразу большая группа людей, и неважно, в какой географической точке они находятся. Более того, начинает стираться грань между учителем и учеником, они дополняют друг друга и развиваются совместно.

"Петербургский дневник":  Вероятно, появление новых информационных технологий требует и перестройки образовательного процесса?

Владимир Васильев: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ. – Ред.) дают нам широчайшие возможности. Но я бы хотел сказать о социальной ответственности вуза. Прежде всего о разрыве между поколениями. Сегодня нет тех скреп, которые бы позволили считать, что мы единое общество. Поэтому мне кажется, что вузы, задача которых – готовить кадры для будущего, социально ответственны перед обществом, и именно они, активно участвуя во всех социальных проектах, и должны создавать эти скрепы.Наш университет разработал стратегию развития до 2035 г., поэтому крайне важно соблюсти преемственность, создать команду, которая придаст вузу новый импульс. И когда я смотрю на молодежь, которая лучше, активнее, самостоятельнее и креативнее нас, то думаю, что это удастся. Ведь, несмотря на наше различие в возрасте и некоторые тактические расхождения во взглядах, общечеловеческие ценности у нас едины и в стратегии мы все-таки сходимся.

"Петербургский дневник":  В таком случае – ваш рецепт, как вырастить нобелевского лауреата?

Владимир Васильев: Достаточно просто. Например,Павел Александрович Белов, пройдя через все наше горнило, стал не программистом, а физиком. Сегодня он доктор наук, лауреат премии президента для молодых ученых, много работал за рубежом, и его лаборатория находится на самых передовых рубежах в области метаматериалов.Это реальный кандидат в лауреаты Нобелевской премии, которую, к сожалению, программистам не дают. А вообще главное – выстроить четкую систему подготовки кадров. Она включает в себя усиленный курс физики, математики, информатики. Выполнение сначала микронаучных проектов, а затем разработок с их последующей коммерциализацией.Это довольно жесткий режим работы, но ничего нового мы не придумывали. Основная идеология была заложена еще пушкинским лицеем, куда отбирали наиболее талантливых молодых людей, чтобы произвести "соударение умов". Вот и мы пытаемся внедрять эту идеологию, но с поправкой на современность. На рубеже прошлого столетия мы угадали появление пятого уклада, ИКТ, и вложили много интеллектуальных и физических сил в развитие этого направления. Это касается и создания федеральной университетской компьютерной сети RUNNet, и выстраивания системы поиска, отбора, подготовки и трудоустройства одаренных молодых людей в области точных наук. Мне кажется, она является уникальной, что подтверждают коллеги за рубежом, которые приезжают к нам из других университетов и изучают нашу технологию подготовки кадров.

"Петербургский дневник":  О студентах ИТМО знает сегодня весь мир. Можно уточнить, сколько побед на счету вашего университета?

Владимир Васильев: Наша команда 4 раза становилась абсолютным чемпионом мира. Мы завоевывали золотые медали 5 раз, 7 раз становились чемпионами России.

"Петербургский дневник": Это непревзойденные рекорды?

Владимир Васильев: Ни один университет мира не достиг такого результата, только мы. По 3 раза становились чемпионами команды Стэнфордского и Шанхайского университетов. В России на втором месте идет МГУ, который побеждал 5 раз. Благодаря нашим успешным выступлениям было принято решение впервые провести финал командного студенческого первенства мира по программированию в России, в Петербурге. Сюда в конце июня приедет весь цвет программистских школ университетов и специалистов от Австралии до США, от Японии до Южно-Африканской Республики. Конечно, очень бы хотелось выступить удачно и стать пятикратными чемпионами мира именно у себя на родине. А в ближайшее время в США будут проводиться личные соревнования в области программирования. В финал вышли 25 лучших программистов, из них четверо представляют наш университет.

"Петербургский дневник": При столь очевидных достижениях наши вузы не входят в мировые рейтинги.

Владимир Васильев: Любой рейтинг – мощнейший маркетинговый ход. Кроме того, у нас совершенно разные системы подготовки кадров, да и финансирование всей высшей школы России сопоставимо с финансированием одного Гарварда или Стэнфорда. Все это не может нас не беспокоить. И не зря президент поставил задачу, чтобы к 2020 г. не менее пяти российских университетов вошли в топ-100 ведущих рейтингов.

"Петербургский дневник": Шансы есть? И что для этого надо сделать?

Владимир Васильев: Прежде всего надо понять, что мы живем в глобальном мире, отсюда и инструменты: увеличение мобильности между профессорско-преподавательским составом, между аспирантами и студентами, чтобы они могли на семестр, на год уезжать, читать лекции или учиться, проводить совместные научные исследования. Мы должны вариться в этом общем плавильном котле, тогда наши компетенции повысятся, нас узнают и примут. Наш университет очень внимательно анализировал ситуацию, и после большой полугодовой работы мы уже знаем, что надо делать, чтобы войти в топ-100.

"Петербургский дневник": Недавно губернатор выдвинул вас на звание почетного гражданина Петербурга.

Владимир Васильев: Выдвижение на столь высокое звание – это не только личностный показатель. Это показатель отношения к высшей школе, подтверждение того, что она действительно является хорошим молодежным ядром Петербурга. У нас 25-го числа будет международная выставка в Москве. Когда-то мы ее организовывали сами, теперь ее делают студенты. Мне это крайне приятно. Такие моменты дают тот заряд, который позволяет жить. Поэтому мой лозунг прост: "Да здравствует завтра!". Посмотрите, какие талантливые у нас ребята, как горят у них глаза, как много они хотят сделать для города. И мне кажется, что эти молодые лица крайне важны для Петербурга, для будущего всей страны.


Текст: Петербургский Дневник
Фото: Архив "ПД". Владимир Васильев.
Разделы: Интервью
Тэги:

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети