Яндекс.Метрика
  • Екатерина Серякова

Известные петербуржцы ответили на «картинную» агрессию против Эрмитажа

В Москве 21 мая состоится расширенное заседание экспертного совета при Министерстве культуры РФ, на котором обсудят тему воссоздания Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Об этом рассказала директор департамента культурного наследия ведомства Наталья Самойленко.

В Москве 21 мая состоится расширенное заседание экспертного совета при Министерстве культуры РФ, на котором обсудят тему воссоздания Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ). Об этом рассказала директор департамента культурного наследия ведомства Наталья Самойленко. «Мы договорились, что 21 мая проведем расширенное заседание в Министерстве культуры совместно с президиумом Союза музеев России. На него мы приглашаем всех ведущих профессионалов в области музейного дела, всех экспертов, чтобы принять участие в обсуж­дении и высказать свое профессиональное суждение», – заявила она. Воссоз­дание музея – дело хорошее, но в данном случае одно учреждение культуры может появиться на свет за счет ресурсов другого. Под угрозой оказалась коллекция картин знаменитого на весь мир Государственного Эрмитажа.

Конфликт по поводу картин между Москвой и Петербургом разразился в ходе прямой линии президента РФ Владимира Путина с россиянами 25 апреля. Директор московского Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова предложила главе государства воссоздать музей современного западного искусства, который был ликвидирован 65 лет назад, в 1948 г. Музеевед посетовала на то, что коллекция бывшего музея разошлась по стране, и предложила воссоздать ее в том числе за счет экспонатов Государственного Эрмитажа. Предложение Ирины Антоновой вызвало резкую реакцию у директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. По его словам, все творения, некогда прибывшие из Москвы, выставлены на обозрение посетителей музея. Кроме того, работы были переданы в Эрмитаж не просто так, а в обмен на 200 шедевров старых мастеров, которые были изъяты из Эрмитажа и переданы в Музей им. А.С. Пушкина в 1920-е гг. 

Относительно передачи в столицу картин импрессионистов из Эрмитажа высказался и вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи. «Правительство города, безусловно, поддерживает позицию великого музея и его директора Михаила Пиотровского и выражает надежду, что Эрмитажу дадут возможность спокойно заниматься музейной, просветительской работой», – заявил он.

Петербургская культурная общественность проявила полное единодушие, согласившись с тем, что вывозить картины из Эрмитажа ни в коем случае нельзя. Так, например, президент Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Людмила Вербицкая отметила, что сам факт заявления Ирины Антоновой – это тревожный сигнал для отечественной интеллигенции. Людмила Вербицкая предложила в ответ перенести Музей современного искусства в город на Неве. «Эрмитаж не просто музей, а великая сокровищница России», – заявила Людмила Вербицкая.

«В Москве должны понять, что ничего хорошего от такого перемещения картин наша культура не получит», – высказал свое мнение писатель Даниил Гранин. 

Проблема Эрмитажа всколыхнула не только Петербург и Россию, но и западное сообщество. По словам председателя правления Всемирного клуба петербурж­цев Валентины Орловой, в клуб ежедневно приходят письма от иностранцев и российских эмигрантов с выражением поддержки и предложениями о помощи.

Судьба эрмитажной коллекции должна быть решена до 3 июня. Именно такой срок для окончательного ответа дал председатель российского правительства Дмитрий Медведев главе Министерства культуры РФ Владимиру Мединскому. Однако петербургская общественность просит федеральные власти не принимать скоропалительных решений. Оставшиеся 2 недели – слишком малый срок. Ведь речь идет о произведениях уникальных, давно вписавшихся в культурное пространство Северной столицы.

В Эрмитаже на всеобщее обозрение выставлены работы Матисса, Сезанна, Моне, Ренуара и Дега из национализированных коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Причем картины эти стали доступны для посетителей с 1960-х гг. Благодаря им петербуржцы и гости города в течение десятилетий прививали своим детям вкус к настоящему искусству.

Закрыть