Яндекс.Метрика

Валерий Калугин: "Свободная земля в Петербурге есть, хотя ее и немного"

Экономика земельных и имущественных отношений лежит в основе благоденствия любого государства. О развитии земельной политики в России и Санкт-Петербурге рассказал председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин.

Экономика земельных и имущественных отношений лежит в основе благоденствия любого государства. О развитии земельной политики в России и Санкт-Петербурге рассказал председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин.

Валерий Калугин: И подъем экономики, и ее спад всегда влекут за собой подъем или спад земельно-имущественных отношений, а в некоторых случаях эти отношения могут стать предвестниками взлетов и падений. И если правильно формировать государственную политику в сфере земельных отношений, можно не только улучшить экономику, но и спрогнозировать перспективу развития на годы вперед. Потому что недвижимость и земля являются одними из первых факторов, показывающих, откуда дует ветер перемен в сфере экономики.

"Петербургский дневник": И как строится земельная политика в нашем государстве?

Валерий Калугин: К сожалению, в Российской Федерации отношения в сфере земельной политики пока не сформировались. Ни законодательного, ни правового регулирования, необходимых для подъема экономики, в государстве нет.

Санкт-Петербург – единственный регион в стране, где существует государственная политика в сфере земельных отношений. Например, мы знаем, что у нас есть актив в виде земельных участков стоимостью 2,8 трлн рублей. Более того, мы понимаем, где какие земли расположены, кто является их собственником, как они используются или не используются – одним словом, городская власть имеет представление о земельных ресурсах. И это очень хорошо, так как без этих знаний невозможно планировать макроэкономику.

"Петербургский дневник": Насколько мне известно, в Петербурге практически не осталось свободной земли…

Валерий Калугин: Это не совсем так. Свободная земля в городе есть, хотя ее и немного. В настоящий момент в собственности города находится 20% земли, в собственности Федерации – 15%, юридические лица владеют 35% земли, у граждан – 9% и 21% городской территории пока не разграничен. К неразграниченным территориям относятся земли под частью многоквартирных домов и зеленые насаждения.

"Петербургский дневник": Как это может быть? Ведь недавно вы объявили о том, что полностью проведена кадастровая оценка недвижимости и город готов к введению имущественного налога в соответствии с этой оценкой?

Валерий Калугин: Кадастровая оценка недвижимости и разграничение земли – это разные вещи. У нас больше половины многоквартирных домов пока еще не оформили в собственность землю. Поэтому жители таких домов не платят налог на землю, так как земли у них де-юре нет, хотя де-факто все дома стоят на земле, а их жители ходят по прилегающей к дому территории. В связи с необходимостью урегулирования земельных отношений город взял на себя обязанность оформить кадастровые планы земельных участков под многоквартирными домами. К сожалению, бюджетных средств хватает только на оформление примерно 2500 домов в год. Так что нам понадобится еще лет пять-шесть, чтобы все собственники квартир стали также и владельцами земли.

"Петербургский дневник": Региональный закон «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» город принял в прошлом году, и теперь все собственники земли будут платить его по-новому. А когда будет введен налог на имущество?

Валерий Калугин: Вы совершенно правы, в Петербурге действует закон «О земельном налоге», который собственники впервые уплатят в 2014 г. (налог за текущий год взимается в следующем за ним периоде. – Ред.). И то, что у нас появился такой налог, свидетельствует о культуре экономических взаимоотношений. Мы переходим к земельной политике, действующей в цивилизованных странах, когда налоги постепенно перерастают в ренту – экономическую составляющую бизнеса, который можно сделать на данном земельном участке. Собственники стали понимать, что земля – это не только актив, но и серьезная нагрузка в том случае, когда она не используется. Налоговое бремя, которое легло на плечи юридических лиц, заставило их задуматься о том, что земля – это не подарок, доставшийся по наследству, что она стоит денег и за владение ею приходится платить. Понятно, что налог на землю будет расти, ведь земля дана не для того, чтобы ею просто владеть, она должна работать. Введение налога на землю – это стимул для экономических шагов. Пока мы установили кадастровую стоимость земли и недвижимости и предварительный налог на землю, следующий шаг – экономически обоснованный налог и на землю, и на имущество. А за ним последует переход к ренте.

"Петербургский дневник": А зачем нужен переход к ренте?

Валерий Калугин: Рента – это вид дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью. К примеру, крестьянин на земельном участке выращивает кукурузу, примерно 10% ее стоимости дает земля. И государство устанавливает ренту на землю в объеме тех самых 10%, которую предприниматель выплачивает ежегодно вне зависимости от того, использует он землю или нет, Если он землю не использует, остается внакладе, а если использует, применяя современные технологии и получая больший урожай кукурузы, то зарабатывает большую прибыль, так как сумма ренты не меняется. Так стимулируется производство. Налог – это первый шаг к ренте. 

Что касается налога на имущество, то его введение зависит от федерального правительства. Сначала оно должно внести изменения в Налоговый кодекс, установить границы ставок налога, а затем субъектам необходимо принять свои законодательные акты. Думаю, что самое раннее – 2015 г. И то это произойдет только в том случае, если изменения в Налоговый кодекс внесут в этом году. Пока их только разрабатывают.

"Петербургский дневник": Уже несколько лет в городе действует региональная геоинформационная система (РГИС). Расскажите, пожалуйста, что это такое и зачем она нужна.

Валерий Калугин: Существенной частью земельной политики является защита конституционных прав собственника. Для этого каждый земельный участок должен иметь строго очерченные границы. С 1993 г. в Петербурге земельные участки предоставляются с точностью до 20 см в каждой поворотной точке участка. И эта точка всегда есть на местности. 

Санкт-Петербург – единственный субъект в нашей стране, который имеет четкие представления обо всех земельных участках. Между прочим, ясность с землей свидетельствует об экономической культуре государства и инвестиционной привлекательности региона. Более того, у нас эта информация выведена в Интернет. На сайте rgis.spb.ru любой пользователь может получить интересующую его информацию по любому земельному участку. РГИС имеет 200 слоев, 130 (65%) из них находятся в открытом доступе. С 80 организациями подписаны соглашения об информационном обмене в рамках РГИС. Например, проложил ГУП «Водоканал» новые сети, внес эту информацию в свою базу и тут же передает нам, а мы отражаем в РГИС охранную зону сети. Причем обновление идет в режиме онлайн.

Я бы хотел особо подчеркнуть, что за 3 года существования РГИС обработала 30 млн запросов из 108 стран мира. Представляете, сколько бумаги сэкономили?

"Петербургский дневник": Активно ли используют РГИС чиновники в своей работе?

Валерий Калугин: Я уже говорил, что у нас подписано 80 соглашений об информационном обмене. Речь идет о комитетах и районных администрациях, а также о монополистах. Естественно, что они обязаны использовать РГИС в своей работе. К сожалению, новыми технологиями владеют не все чиновники. Но мы проводим определенную работу, обу­чаем, консультируем, приглашаем к себе или выезжаем на место. Поэтому в последнее время наблюдается все большая активность в этой сфере. Самым наглядным примером может послужить постановление правительства №1045 – о размещении нестационарных объектов мелкорозничной торговли. Сегодня, чтобы получить участок под такой объект, предпринимателю достаточно зайти на наш сайт, заполнить заявку в электронном виде и направить в районную администрацию. Там ее согласовывают и все в том же электронном виде направляют в Комитет по градостроительству и архитектуре, а затем в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и другие согласующие органы. Все согласования и необходимые изменения вносятся на одной и той же системе, поэтому никаких ошибок и несовпадений просто не может быть. Предприниматель может отследить весь процесс согласований. Никаких бумажек, все в электронном виде. Это первый такой проект в России. Очень удобный.

"Петербургский дневник": Вы упомянули, что пользователями РГИС являются жители 108 стран. Какой у них интерес в нашей системе?

Валерий Калугин: Как правило, РГИС интересует инвесторов и предпринимателей, которые хотят открыть свое дело в Петербурге. Они могут выбрать земельный участок сидя дома, увидеть все обременения и принять решение. Более того, система сама в автоматическом режиме может подсказать им, какая часть выбранного участка свободна от обременений. Именно благодаря РГИС мы так быстро провели кадастровую оценку недвижимости. Благодаря этой системе в Петербурге не возникает земельных споров и конфликтов.

Закрыть