Яндекс.Метрика

Экспертный совет при Минкультуры не поддержал перенос картин из Эрмитажа в Москву

В Москве состоялось расширенное заседание Экспертного совета при Министерстве культуры России по вопросу воссоздания Государственного музея нового западного искусства.

В Москве состоялось расширенное заседание Экспертного совета при Министерстве культуры России по вопросу воссоздания Государственного музея нового западного искусства. 

Напомним, что эту идею предложила директор Государственного музея истории искусств (ГМИИ) им. Пушкина Ирина Антонова. По ее мнению, в воссозданный музей необходимо вернуть картины французских импрессионистов, которые в 1948 г. были переданы на хранение в Эрмитаж и ГМИИ. 

Свое категорическое несогласие с предложением высказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, которого поддержала часть петербургской общественности. В итоге проблему решили вынести на обсуждение экспертов. 

Перед началом заседания Экспертного совета на сайте администрации Санкт-Петербурга было опубликовано письмо губернатора города Георгия Полтавченко Михаилу Пиотровскому со словами поддержки его позиции. «Третий этаж Эрмитажа (коллекция импрессиоистов выставлена в Эрмитаже на третьем этаже - ред.) - это гордость Санкт-Петербурга. Трудно переоценить заслугу Эрмитажа в том, что это искусство, ценность которого во время ликвидации музея западного искусства была неочевидна, было извлечено из заточения, и достойно представлено в Эрмитаже», - говорится в письме.

Сам Михаил Пиотровский на заседании предложил разработать механизмы совместного использования коллекций Шукина и Морозова, которые экспонировались в Музее нового западного искусства. 

Все специалисты, выступившие в ходе заседания Экспертного совета, высказались против передачи ценностей из существующих музеев. Большинство из них призывали не создавать в музейной сфере прецедента реституции, так как это повлечет передел и других музейных коллекций. «Это еще раз может разбудить ту тему, которой мы боимся — реституций Запада, который тоже требует справедливости и реабилитации», - отметил директор Исторического музея Алексей Левыкин. 

«Открытие нового музея должно быть праздником, а не предметом раздора», - сказал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. Он призвал активнее закупать за рубежом произведения великих мастеров. Эту точку зрения также поддержали несколько выступающих.

Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина добавила, что многие посетители идут в ГМИИ и Эрмитаж именно на шедевры импрессионистов и несправедливо лишать эти музея части дохода.

Ирина Антонова в своем выступлении посетовала на то, что на заседание не пригласили сторонников ее идеи. Однако ведущие мероприятия уверили собравшихся, что информация о нем была абсолютно открытой и выступить могли все желающие. 

Министр культуры Владимир Мединский, подводя итог дискуссии, сказал, что по его мнению ликвидация Музея нового западного искусства была ошибкой. «Но исправление ошибок может стать еще большей ошибкой», - отметил он. Министр добавил, что общественный резонанс вокруг данной теме свидетелсьтвует об огромном  интересе к культуре у простых россиян.

По поводу переноса коллекции в Петербурге также высказался председатель Законодательного собрания города Вячеслав Макаров: "Обсуждая вопрос о передаче картин импрессионистов из Эрмитажа в Москву, большинство участников дискуссии забывает, что это достояние не конкретного музея, а всех граждан нашей страны, неотъемлемая часть истории мировой культуры, причем вне зависимости от места ее размещения. И самое главное, подобные вопросы должны обсуждаться специалистами музейного сообщества без спешки и излишнего ажиотажа".

Макаров убежден, что коллекции Эрмитажа должны быть сохранены в неизменном виде. "И такого мнения придерживаются не только депутаты нашего парламента, но и подавляющее большинство деятелей культуры, науки, образования, практически все петербуржцы", - отметил он.

"Передача картин Ренуара, Матисса и Пикассо из Эрмитажа в новый московский музей создаст опасный прецедент, за которым может последовать фактический передел музейных коллекций, волна взаимных притязаний и споров", - считает он.

Закрыть