Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Елена Кальницкая: «У Петергофа особая энергетика»

Недавно генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая была награж­дена орденом Дружбы. «ПД» поздравляет ее с заслуженной наградой и желает удачи в нелегком деле руководства этим уникальным учреждением культуры.

Недавно генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая была награж­дена орденом Дружбы. «ПД» поздравляет ее с заслуженной наградой и желает удачи в нелегком деле руководства этим уникальным учреждением культуры.

Елена Кальницкая родилась в Ленинграде. Имеет два высших образования – техническое и историчес­кое. Доктор культурологии. Заслуженный работник культуры. С 2009 г. – генеральный директор государственного музея-заповедника «Петергоф». В 2011 г. ГМЗ «Петергоф» победил в номинации «Музей года».

"Петербургский дневник": Елена Яковлевна, чем порадуете горожан и гостей этим летом?

Елена Кальницкая: Порадуем только что открывшимся у нас Музеем фонтанного дела и своими традиционными праздниками, без которых жизнь Петергофа трудно представить. 

"Петербургский дневник": В чем изюминка нового музея?

Елена Кальницкая: Он абсолютно не похож на все, что есть в Петергофе. Это музей XXI в., то есть интерактивный, современный, хотя открыт он в историческом здании Большого дворца. Мы рассказываем о фонтанах как о достижениях инженерной мысли в истории человеческой цивилизации. Это интересно, так как мало кто в реальности понимает, как работают фонтаны. И мало кто знает, как функционирует фонтанный водовод Петергофа и чем он уникален. 

Идею подобного музея мне подсказало посещение Версаля: этот комплекс, так же как и наш, буквально захлебывается от наплыва посетителей… Дополнительная экспозиция развлечет посетителей, которые ждут своей очереди, чтобы пройти по рос­кошным дворцовым залам. 

"Петербургский дневник": И если не секрет, то каковы цифры в Петергофе? 

Елена Кальницкая: Нынешним летом уже дважды за выходные дни мы достигали цифры 40 тыс. посетителей в день. Для одного пространства такое количество людей слишком велико. И поэтому возникла идея рассредоточивать потоки. Стоящая у входа в Большой Петергофский дворец очередь мешает нормально работать. 

Очередь в музей – это здорово. Наверное, это единственный в мире вид очереди, на который приятно смотреть. Мы говорим, что Большой дворец работает зимой, а все равно большая часть туристов приезжает летом. Недавно мы провели праздник «Рыцарская карусель» в парке «Александрия». Мне было приятно видеть очереди на всех входах.

"Петербургский дневник": Как вы относитесь к мнению, что культура может и должна зарабатывать? То есть шире смотреть на возможности использования культурных объектов…

Елена Кальницкая: Я всегда выступала за широту взглядов, но менеджмент в музейном деле должен строиться на абсолютном понимании того, что есть музей. Менеджмент нужен нынче во всем. Например, Музей фонтанного дела – мы рассчитываем, что его посетителями станет молодежь. Не случайно, что в том же Большом дворце и Нижнем парке мы сделали зону Wi-Fi. И мы видим, как молодежь ею активно пользуется. 

"Петербургский дневник": Сегодня ГМЗ объединяет три крупных отдельных комплекса: Петергоф, Ораниенбаум и Ропшу. Каковы плюсы и минусы такого музейного холдинга?

Елена Кальницкая: Вы забыли добавить еще и Стрельну, где находится Дворец Петра I. И еще чудесный парк «Александрия». Известно, что если есть сильный организм, то он поможет более слабому. Сегодня существуют проблемы с дворцово-парковым ансамблем «Ораниенбаум». Юбилей его состоялся в 2011 г. Понятно, что потом финансирование сократилось. Но мы не можем останавливаться в развитии. Хочется верить, что если Петергоф взвалил на себя новую составляющую в виде уникального памятника в Ропше, то мы обязательно его спасем от разрушения. Хотя проблем в связи с этим, в том числе и бюрократических, возникает немало…

"Петербургский дневник": Каких?

Елена Кальницкая: Нам передали сами здания, но никак не могут передать ту землю, на которой они стоят. Несмотря на то что есть письмо о передаче Ропши Петергофу, подписанное Владимиром Путиным.

"Петербургский дневник": От кого зависит решение проблемы?

Елена Кальницкая: От администрации Ленобласти, на территории которой официально находится комплекс. Нам сегодня уже принадлежат полуразрушенные исторические здания, сохранность которых от 11 до 20%. А вот с землей никак не получается… Именно это и не позволяет нам поставить вокруг них забор и прекратить их варварское разрушение. Оно, увы, продолжается…

"Петербургский дневник": Вы учитываете самобытность каждого из музейных объектов?

Елена Кальницкая: Иначе и быть не может. Каждый из них связан с определенной эпохой, определенной исторической личностью. Стрельна, например,  место, связанное с Петром I. Ораниенбаум – это императорская и великокняжеская резиденция, заложенная Меншиковым. Ропша ассоциируется с именем Петра III. «Александрия» – любимое детище Николая I. Но самая сильная энергетика, конечно, в Петергофе – затее Петра Великого, придумавшего великолепный Нижний парк, Большой каскад и дворец. 

"Петербургский дневник": Каковы абсолютные цифры посещаемости музея-заповедника «Петергоф»? 

Елена Кальницкая: В 2012 г. мы приняли 4 млн 700 тыс. человек. 

"Петербургский дневник": И сколько иностранцев?

Елена Кальницкая: 30%. Популярность Петергофа уникальна и очевидна. Сейчас на канале «Россия» разворачивается проект, посвященный памятным местам нашей страны. Со всего Северо-Запада во второй тур прошел только музей-заповедник «Петергоф». Меня это, с одной стороны, радует, с другой – удивляет. Как мог не попасть во второй тур Эрмитаж?

"Петербургский дневник": Подобная популярность и посещаемость создают вам проблемы?

Елена Кальницкая: Это целый конгломерат проблем. Чего только не бывает в такой толпе! И надо думать, как людей покормить, и как им рассредоточиться по парку, и как развести разные группы, и как будут передвигаться пожилые люди. Кто-то хочет получить быстрое дешевое питание, кто-то – просто посидеть в ресторане на свежем воздухе. Кто-то хочет ехать на электрокаре, а кому-то этот электрокар мешает… И когда в понедельник мне сообщают, что за все выходные у нас только две жалобы, то я считаю, что на 30 тыс. это неплохая ситуация. Значит, мы правильно организуем присутствие посетителей в нашем уникальном заповеднике.

"Петербургский дневник": Вы можете сказать о том, как меняется возраст посетителей?

Елена Кальницкая: Молодежи явно стало больше. Это видно даже без специальных подсчетов, невооруженным взглядом. 

"Петербургский дневник": А меняется ли сам посетитель Петергофа? Что волнует сегодня тех, кто слушает экскурсоводов? 

Елена Кальницкая: Я вообще считаю, что с годами человеческая психология с точки зрения истории мало меняется. Бытовая сторона императорской жизни всегда вызывала интерес. Посетителей интересует все, что касается быта, – от личных предметов до порядков и обычаев. И это требует от нас дополнительных усилий, чтобы суметь удовлетворить интерес и ответить на самые каверзные вопросы. Сейчас мы готовим выставку, посвященную петергофским посетителям. На ней будут представлены фотографии тех, кто посещал Петергоф в разное время начиная с послереволюционного. Выставка будет развернута прямо на аллеях Верхнего сада. Там, кстати, скажу по секрету, будет и моя фотография. Но, наверное, мало кто сумеет  разглядеть снимок, на котором пятилетнюю девочку Лену Кальницкую фотограф запечатлел рядом с «Самсоном». 

"Петербургский дневник": Должны ли быть в таком месте регулярные массовые праздники?

Елена Кальницкая: Конечно. Но они должны быть аккуратно и по-умному организованы. В нашей практике есть два традиционных гала-события – открытие и закрытие сезона. И на каждом – своя публика, своя тема. В этом году мы совместили праздник открытия сезона с 310-й годовщиной Российского флота. А праздник закрытия будет посвящен 400-летию дома Романовых.

"Петербургский дневник": Вы посвятите этой дате специальные выставки?

Елена Кальницкая: Весь комплекс Петергофа сам по себе памятник этой династии. Эта дата совпала с еще одним важным событием, что и нашло отражение в организации новой выставки, имеющей уникальный характер.

"Петербургский дневник": Вы можете раскрыть секрет?

Елена Кальницкая: Для Олимпиады в Сочи нас попросили организовать выставку на тему «Романовы и спорт». Мы с огромным интересом взялись за нее. Это абсолютно новая тема для музея. Мы собрали в своих фондах целую коллекцию спортивных раритетов. Интересный экспонат нам подарил Кирилл Набутов – это дореволюционные коньки. 

"Петербургский дневник": Не слишком ли официальное название для выставки?

Елена Кальницкая: Таково было «домашнее задание». Правда, потом пришлось помучиться над оригинальным названием, чтобы оно не было таким уж официальным. Но в конце концов через 2 месяца мне удалось найти у Пушкина строку, о которой мечтала… 

"Петербургский дневник": И она звучит как…

Елена Кальницкая: «Воспитание телесных сил».

"Петербургский дневник": После Олимпиады мы сможем увидеть ее в Петергофе?

Елена Кальницкая: Я очень на это надеюсь.

"Петербургский дневник": Продолжите, пожалуйста, фразу: «Петергоф в прошлом – это…».

Елена Кальницкая: Императорская резиденция.

"Петербургский дневник": «Петергоф сегодня – это…»

Елена Кальницкая: Самый посещаемый музей России.

"Петербургский дневник": «Петергоф в будущем – это…»

Елена Кальницкая: Поживем – увидим.

Закрыть