Яндекс.Метрика

Елена Образцова: «Я хочу сначала умереть, а потом закончить петь»

Оперная дива Елена Образцова отмечает 50-летие творческой деятельности. Юбилейные торжества проходят в обеих российских столицах. И это не застолья, а работа. 24 августа в Большом зале Филармонии в Петербурге открывается конкурс имени Образцовой, потом пройдут концерты и спектакли по России. Елена Образцова рассказала "ПД", что отдыхать она просто не умеет.

Елена Образцова  - народная артистка СССР, академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, Академии российского искусства. Родилась в Ленинграде, где пережила блокаду и закончила Консерваторию. Работала в ведущих оперных театрах мира.Елена Образцова не только выдающаяся певица, но и талантливая актриса, с успехом выступающая на театральных подмостках Москвы и Санкт-Петербурга. Елена Образцова основала культурный центр и открывающийся в Петербурге Международный конкурс молодых оперных певцов, который теперь носит ее имя. 50-летие творческой деятельности Елена Образцова отмечает в обеих российских столицах не застольями, а работой. 24 августа в Большом зале Филармонии открывается конкурс ее имени, потом пройдут концерты и спектакли по России – отдыхать она просто не умеет.�

"Петербургский дневник": Елена Васильевна, вас еще студенткой Ленинградской консерватории пригласили в труппу Большого театра. Как принял вас коллектив?

Елена Образцова: Я, конечно, была совсем маленькая, когда в 1963 г. приехала в Большой, но приняли меня очень хорошо. Теперь смешно вспоминать, как Ирине Архиповой, солистке Большого театра, задали вопрос: «Из девочки этой что-нибудь получится?», а она ответила: «Не думаю. Дитя войны!». Я действительно была тогда такая тоненькая, прозрачная…

"Петербургский дневник": � Помните ли вы дебют на сцене?

Елена Образцова: Про дебют не помню ничего,кроме всеобъемлющего страха. В «Борисе Годунове» изображала гордую полячку… Помню, на сцену не хотела идти, потому что, думаю, Мусоргский же не сразу в первой редакции написал сцену у фонтана, а позже. Значит, можно и без нее обойтись… И тут меня мальчики-«поляки» под руки подхватили и на сцену вывели. А потом уже полный отпад был…

"Петербургский дневник": Какую роль случай играет в судьбе молодого артиста? Или все же терпение и труд все перетрут?

Елена Образцова: Знаете, случай тоже свою роль играет. Вот когда Большой театр поехал в Париж на гастроли, я должна была петь какие-то малюсенькие партии, но Ирина Константиновна Архипова не приехала – как раз на партию Марины Мнишек, и выпустили меня. И, как говорят, наутро я проснулась знаменитой: мои портреты были во всех газетах. Вот вам и случай: я, конечно, и сама бы пробилась, но значительно позже. Надо много работать, хотя бы ради того, чтобы просто стать профессионалом.

"Петербургский дневник": Сегодня, когда вы взвалили на себя благороднейшее дело по выявлению оперных талантов, какое главное предостережение можете высказать молодым, стремящимся на большую сцену?

Елена Образцова: Не только стремящихся на большую сцену, а и всех тех, кто хочет петь, могу предостеречь. Это как-то Шаляпина извозчик спросил: «Чем, барин, занимаешься?». Шаляпин ответил: «Я пою». Извозчик тогда засмеялся: «Ну, петь-то мы все поем, а что работаешь?». А это работа, это громадный труд, очень большая нагрузка – пение! Надо учиться, надо знать языки, историю, живопись, литературу, даже костюмы разных эпох знать нужно, чтобы не очень грамотные, плохо обучавшиеся люди, создающие костюмы, вам не подстроили какую-нибудь пакость… Надо знать творчество разных композиторов, понимать, почему и в какой период творчества композитора заинтересовала та или иная тема, почему было написано то или иное произведение. Надо знать его до мелочей, прежде чем с ним выходить на сцену…

"Петербургский дневник": Как возникла идея конкурса молодых оперных певцов? И почему именно в Петербурге?

Елена Образцова: Мы сидели с Ларисой Абесаловной Гергиевой в Большом зале Филармонии то ли до, то ли после концерта, разговаривали. И вот она сказала: «Подумайте, Лена, у всех больших певцов есть собственные конкурсы, а у Вас нет. Давайте сделаем Ваш конкурс – конкурс Елены Образцовой?». «С удовольствием, – говорю, – только я не знаю как». «А я вам помогу», – отвечает она. И с первым конкурсом помогла, и потом помогала, и я всегда буду ей благодарна за помощь и саму мысль о конкурсе. Потому и Петербург. Однажды мы перекинули конкурс в Москву, но там нам это все стоило очень дорого, чуть ли не в 2 раза дороже – и залы, и отели. Да и препоны нам всякие строили… Теперь мне даже и думать об этом не хочется: конкурс этот петербургский, находиться тут приятно, здесь нам всегда рады и мы рады работать в Большом зале Филармонии.

"Петербургский дневник": На первый конкурс в 1999 г. подали заявки молодые люди из 25 стран мира, на девятый – уже из более чем 100 государств. Чем так привлекателен конкурс Образцовой?

Елена Образцова: Он привлекателен уже тем, что на нем хорошее, знающее, маститое жюри. В него входят большие профессионалы своего дела, и директор любого театра воспринимает победу и даже участие в нашем конкурсе как рекомендательные письма для молодого вокалиста. Я считаю наш конкурс очень важным делом, потому что это путевка в жизнь, путевка в любой театр.

"Петербургский дневник": � Часто ли вам приходится бороться с собой, противопоставляя объективную оценку голоса и школы певца или певицы внутреннему расположению к конкурсанту?

Елена Образцова: Да, конечно, на симпатии имеет право каждый. Каждый, кто не входит в состав жюри. Я много лет уже преподаю в Токийской академии Мусашино, и ко мне однажды пришла заниматься одна японочка, которая пела абсолютно против всех законов вокала, но столько было шарма в этой ее неправильности, что я сама ей сказала: «Ты нигде не учись. Ничего не делай. Это Боженька дал тебе
такой шарм от природы, а ты только следи, чтобы у тебя не было никаких неприятных ощущений от пения. Если ты отойдешь от того, чем тебя наградил Господь, то станешь такой, как все, станешь неинтересной, тебе будет трудно». Во время конкурса тоже симпатии возникают: я часто говорю, что мне нравятся какие-то мальчик или девочка, но если жюри говорит нет – значит, нет. Мои симпатии часто не получают призов.

"Петербургский дневник": Бывают ли внутри жюри разногласия?

Елена Образцова: Как я уже говорила, все мы профессионалы, и «разногласиться» нам нечего. И мы всегда обсуждаем всех приехавших на конкурс детей, представляющих интерес: ведь индивидуальностей очень мало…

"Петербургский дневник": Благодаря Роману Виктюку Вы испытали себя в драме: сначала его спектакль «Антонио фон Эльба», в котором ваш великолепный дуэт с Ириной Соколовой решал многое,
если не все. Теперь постановка «Реквием по Радамесу»… Уютно ли вам на сцене?

Елена Образцова: Я с удовольствием попробовала себе в незабываемом для меня «Антонио фон Эльбе». Очень люблю Ирочку Соколову и считаю ее выдающейся актрисой, нашей Джульеттой Мазиной. Она изумительная, потрясающая, талантливейшая… Теперь мне ее очень не хватает, хотя я счастлива, что год 50-летия моей творческой деятельности начался в московском Театре сатиры спектаклем «Страсти по Радамесу», в котором я опять выступаю как драматичес кая актриса вместе с двумя дивными женщинами– народными артистками России Ольгой Аросьевой и Верочкой Васильевой. Пока я купаюсь в любви к ним. Мы много импровизировали, и спектакль наконец зажил своей жизнью. Сейчас мы с ужасом думаем о том, что кто-то из нас может вдруг заболеть и очередной спектакль придется отменять.

"Петербургский дневник": � А отдыхать вам хоть когда-нибудь удается? И какой отдых Вы предпочитаете?

Елена Образцова: Отдыхать никогда в жизни не отдыхала и не собираюсь: во-первых, я не умею этого делать, а во-вторых, всегда есть дела, которые надо доделать на отдыхе.

"Петербургский дневник": �Говорят, что людям, родившимся в один день с Иоанном Крестителем, 7 июля, везет по жизни. Ощущаете ли вы некую путеводную нить, своего ангела-хранителя?

Елена Образцова: Конечно! Я люблю Иоанна Крестителя, чувствую его заботу, защиту, хотя мне не раз говорили, что у меня много ангелов-хранителей – я им всем молюсь. Но он – особенный, я просто обожаю его, и он ведет меня по жизни, как и Иисус Христос.

"Петербургский дневник": Хотели бы вы что-то изменить в своей жизни, если бы небеса предоставили такую возможность?

Елена Образцова: �Я бы только попросила дать возможность не болеть, потому что голова работает хорошо, знаний и фантазии на будущее очень много. Я всегда была гипотоником, а тут стали прихватывать гипертоничес кие кризы… Переносить это мне трудно, а так никогда и ничего в своей жизни изменять бы не стала.

"Петербургский дневник": У вас наверняка есть план если не на 5 лет вперед, то хотя бы на год. Куда направитесь после проведения IX конкурса молодых оперных певцов?

Елена Образцова: После я еду на конкурс Марии Биешу в Кишинев, потом на концерт в Ярославль, затем пою две «Пиковые дамы» в Большом театре, играю «Реквием по Радамесу» в Театре сатиры, после чего еду под Челябинск с концертами, потом – мастер-классы в Москве, позже – поездка в Осетию, затем три спектакля в Сатире, потом Краснодар, опять Ярославль, Казань… Еще меня пригласила Кормухина в концерт здесь, в Петербурге, где мы споем с ней «Бахиану» Эйтора Вилла-Лобоса. Еще будет выступление в концерте, которым я буду справлять свое 50-летие в Петербурге, и
26 декабря – чествование в Большом…

"Петербургский дневник": � Вашим именем названа одна из малых планет в глубинах Солнечной системы...

Елена Образцова: Мне приятно, что эта планета есть. Приглашаю на нее всех: быть может, встретимся когда-нибудь там все – в глубинах…

 "Петербургский дневник": � А есть ли у вас мечта?

Елена Образцова: Я хочу сначала умереть, а потом закончить петь.


Закрыть