Яндекс.Метрика
  • Андрей Соколов

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны победил и войну, и большевиков

Скульптор Б. Орловский придал лицу ангела с Александровской колонны портретное сходство с императором Александром I – победителем Наполеона.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны – один из символов Петербурга. Скульптор Б. Орловский придал его лицу портретное сходство с императором Александром I – победителем Наполеона. Этот символ сразу стал предметом особой ненависти большевиков, захвативших в 1917 г. власть в России. Как?! Ненавистный император над главной площадью колыбели революции! Такое правители Петрограда перенести никак не могли. Правда, когда полыхал огонь гражданской войны, им было не до колонны. Хотя у ее подножья, на Дворцовой пл., уже вовсю шли революционная пропаганда и агитация.

Седьмого ноября 1918 г., когда отмечалась первая годовщина революции, художник Натан Альтман, которому поручили оформить площадь к празднику, прикрыл колонну странными футуристическими конструкциями – зелеными полотнищами и оранжевыми кубами. А вокруг построил трибуны для вождей.

Другое действо у исторического памятника устроили 23 февраля 1919 г. в честь первой годовщины Красной армии. Как свидетельствует историк М. Шкаровский, детально изучивший историю колонны, возле нее были сооружены четыре бастиона из ледяных глыб. А 6 ноября 1920 г. на площади устроили, говоря современным языком, историческую реконструкцию – штурм Зимнего дворца, в котором приняли участие более 6 тыс. человек, переодетых в рабочих и матросов.

Резиновая звезда

Однако власти все больше тревожил тот факт, что эти революционные празднества проходили под сенью парящего над площадью ангела с крестом и с лицом императора. В 1920 г. на заводе «Красный треугольник», где делали галоши, изготовили резиновую красную звезду и ухитрились напялить ее на колонну сверху, прикрыв ангела.

Проделали эту операцию с наступлением темноты накануне праздника, а у подножия поставили на всякий случай часового для охраны. Однако ночью вдруг подул сильный ветер, звезда стала качаться, революционный страж испугался и подумал, что может рухнуть и сама гранитная колонна. Недолго думая, он расстрелял надувную звезду из винтовки.

На следующий год ангела решили прикрыть гирляндой красных шариков. В результате на вершине колонны образовалось нечто вроде огромного нелепого букета. Однако в дело вновь вмешалась коварная погода. Шарики стали лопаться во время парада. Лошади, на которых скакали красные кавалеристы, испугались и понесли галопом. Парад чуть не был сорван.

Ильич в кепке

После этого власти решили бороться с ангелом более радикальными методами. К тому же в январе 1924 г. скончался Владимир Ильич Ленин, а городу было присвоено его имя. Руководитель Ленинграда и прежний партнер Ильича по шалашу в Разливе Зиновьев, который в то время начал лихорадочно бороться за первенство в партии, решил соорудить к первой годовщине смерти вождя на пл. Урицкого (так тогда стала называться Дворцовая пл.) грандиозный памятник. Возникла идея переделать колонну – водрузить на ее вершине вместо ангела с крестом «статую вождя пролетариата товарища Ленина».

Однако учитывая, что такой фигуры пока в наличии не имелось и быстро ее спроектировать и отлить вряд ли бы удалось, постановили ангела все равно снять, а вместо него «увенчать колонну надлежащей высоты шпилем с развевающимся на нем флагом».

Между тем скоро стало ясно, что стяг на такой высоте быстро будет порван ветром, а менять его часто крайне затруднительно. А потому было решено снятие ангела пока не производить – «до отливки фигуры Владимира Ильича».

Культурная общественность Ленинграда, архитекторы, художники, музейные работники, понимая, что такое нелепое новшество может окончательно изуродовать прекрасный исторический ансамбль Дворцовой пл., забили тревогу. Письма протеста посыпались в Москву.

В результате нарком просвещения Анатолий Луначарский обратился к Зиновьеву с письмом, в котором он назвал идею замены ангела статуей Владимира Ленина в пиджаке и кепке «ужасающе нелепой».

Ампирный красноармеец

Однако упрямый Зиновьев никак не хотел отказываться от своего плана – любой ценой убрать ангела. На заседании Ленгубисполкома приняли решение: раз Ильич не подходит, то вместо статуи ангела водрузить на вершину колонны фигуру красноармейца или рабочего. Одновременно поступило предложение заменить все четыре барельефа на колонне новыми – на революционные темы. А на заседании решавшей этот вопрос комиссии решили одеть фигуру красноармейца в ампирные одежды.

Нелепость такой идеи была настолько очевидна для многих, в том числе и самых отпетых сторонников революционных преобразований, что к общему решению комиссия прийти не смогла. Ленгубисполкому пришлось объявить конкурс на составление проекта переустройства колонны, включив в список 10 самых известных в то время в СССР скульпторов.

В это время защитники сохранения исторического облика Дворцовой пл. и Александровской колонны от варварских планов революционных преобразователей решили избрать тактику проволочек и ссылок на плохое техническое состояние монумента.

А пока шли бесконечные споры и дискуссии, приблизилось время XIV съезда партии, и Зиновьеву, озабоченному подготовкой к нему, стало не до планов свержения ангела. На этом съезде его группировка потерпела полный разгром, а Зиновьева перевели в Москву.

Так ангела с лицом императора на главной площади города удалось отстоять.

В память товарища Сталина

Впрочем, есть сведения, что в 1952 г. возникла идея водрузить на вершину колонны вместо ангела фигуру Сталина. После победы в Великой Отечественной войне по всей стране развернулась настоящая вакханалия сооружения монументов «великому полководцу».

К тому же после печально знаменитого «Ленинградского дела» 1949 г. и расстрела прежних руководителей новое руководство старалось всеми силами угодить Москве и выразить свою преданность вождю. Именно тогда нынешний Московский пр. был назван именем Иосифа Сталина.

Однако, когда идея стала обсуждаться, ленинградские деятели культуры, ученые и специалисты снова пустили в ход тактику проволочек, опять заговорили о плохом техническом состоянии монумента. Пока шли споры, Сталин умер и вопрос снова отпал сам собой.

Не пострадал бронзовый ангел и во время страшной блокады. Немцы 900 дней варварски бомбили и обстреливали Ленинград, многие здания были разрушены и повреждены, несколько снарядов повредило Зимний дворец, но попасть в колонну, чтобы свалить ангела, врагу не удалось. Она была лишь слегка задета осколками.

Словом, все эти истории самым убедительным образом показали, что и самые могущественные в СССР люди, и даже война так и не смогли совладать с ангелом с лицом императора, который по-прежнему продолжает победно парить в бездонном небе над Санкт-Петербургом.

Закрыть