Новости в сети

Loading...

Санкт-Петербург, 20 сентября. Несмотря на провокационный и даже банальный, на первый взгляд, сюжет, фильм румынского режиссера Тудора Джурджу "Об улитках и людях" (2012), вошедший в конкурсную программу Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, не столь однозначен. Сочетание утопии и прагматизма, удовлетворения потребностей и самопожертвования, коллективных интересов и личного выбора – далеко не полный список поднятых в картине проблем. Перед показом в кинотеатре "Родина" (20 сентября в 19.10) "Петербургский дневник" поговорил с режиссером и гостем Санкт-Петербургского международного кинофестиваля Тудором Джурджу.

"Петербургский дневник": Тудор, спасибо, что уделили нам время. Фильм "Об улитках и людях" вызвал настоящее цунами зрительских волнений и бурю эмоций от слез до хохота. И все же, в чем главный замысел этой странной комедии, о ком и о чем ваша картина?

Тудор Джурджу: Это фильм о простых рабочих, трудягах из тех, что день за днем работали на предприятиях и фабриках. Об обыкновенных людях, которые столкнулись с глобальными переменами: с падением коммунизма рушился весь их мир, и то, к чему они привыкли, оказалось под угрозой. А также о семейных отношениях, правде и лжи, надеждах и разочарованиях, отчаянных романтиках, которых, возможно, уже не осталось в мире. Фильм имел большой успех как в больших городах, так и на периферии. Люди подходили ко мне и говорили, что много плакали, когда смотрели мою "комедию". Но мне нравится это сочетание смеха и слез.

"Петербургский дневник": В картине ваши герои выбрали довольно специфический и странный способ спасения родного завода. Как вы решились изобразить такие рискованные и даже неприемлемые для многих стран вещи?

Тудор Джурджу: Да, я сознательно пошел на риск, хотя многие румынские друзья отговаривали меня и говорили, что я сумасшедший. Но поймите, в основе фильма – реальные события. В жизни все закончилось не так, как в кино, но в 2002 году крупная румынская фабрика действительно обанкротилась и была закрыта. Правительство пыталось продать ее, правда, не французам, как в картине, а американцам. По сюжету фильма будущие владельцы собираются уволить рабочих и избавиться от имущества завода. В ответ лидер местного профсоюза убеждает рабочих продать свою сперму, чтобы на вырученные деньги выкупить родное предприятие.

Это идея пришла ему от отчаяния и романтической надежды спасти то, с чем была связана вся его жизнь и жизнь его коллег и друзей. Кроме того, от завода зависело и будущее их детей, ведь ребят нужно было кормить и растить, собирать в школу и так далее. Это было и на самом деле: идея такого способа выручить деньги пришла простому работяге после нескольких стаканчиков водки или бренди, не важно. На следующий день он собрал всех и решение было встречено "на ура!", но на деле ничего не произошло. О его предложении говорили все СМИ, и в конце года в одном бизнес-журнале появилась статья о самых глупых бизнес-идеях, но что еще ему было делать?

"Петербургский дневник": Но ведь когда людей, годами работающих на одном месте, списывают как ненужное барахло – это настоящая трагедия! Почему "Об улитках и людях" вы заявили как комедию?

Тудор Джурджу: На самом деле я очень серьезный парень и никто не ожидал, что я сниму комедию. Это последний фильм перед тем, как я сниму кино о суициде (смеется). А если серьезно, здесь не все так банально. Ведь это не просто история о глупом способе добыть деньги. Если вы посетите подобные, пришедшие в упадок градообразующие предприятия, то увидите, что это как города-призраки. Целые семьи сидят там без работы, и мы постарались предельно деликатно изобразить эту проблему рабочего класса. Вместе со сценаристом мы задались вопросом: а что было бы, если бы идея главного героя оказалась успешной? Мы изменили финал, кроме того, перенесли события на 10 лет раньше – в 1992 год, когда все рушилось. Люди теряют работу, терпят лишения, а мы хотели дать какое-то обещание на будущее. И тем не менее я очень люблю девяностые, это годы, когда я был студентом, а еще на это время пришелся мировой тур Майкла Джексона.

"Петербургский дневник": Кстати, в фильме много музыки в том или ином проявлении. Повествование открывается приездом Майкла Джексона, самый финальный кадр, уже после первых титров – плачущая от экстаза фанатка певца. Школьники приветствуют музыкальным номером нового директора завода, рабочие поют, когда едут в соседний город добывать деньги на выкуп предприятия. Музыка – разная, от попсы до классики. Почему ее так много и какие предпочтения у вас самого?

Тудор Джурджу: Сам я больше люблю рок. Через музыку в картине я старался найти что-то, что бы объединяло людей и характеризовало эпоху. Что мне нравится больше всего, так это когда главные герои, рабочие, едут в поезде и поют песню очень известного в Румынии исполнителя. Его уже нет в живых, но его произведения были очень популярны в стране в 60-70-е годы и очень любимы в Советском союзе. (Наталья Фатеева и Дан Спэтару, к/ф "Песни моря", 1970, ред.).

"Петербургский дневник": А оправдались ли ваши личные надежды на лучшее будущее: после полных хаоса 1990-х, после периода развала коммунизма?

Тудор Джурджу: Об этом я расскажу в своем следующем фильме в следующем году. В моих планах снять картину о неуспехе людей моего поколения, тех, кому сейчас чуть больше сорока лет: ведь несмотря на "ветер перемен", моя страна все так же управлялась людьми, которые раньше работали в спецслужбах, так что особо ничего не изменилось. Я надеюсь, что мы сможем дать посыл к тому, что все изменится к лучшему.

"Петербургский дневник": В фильме фигурирует много улиток. Как вы отбирали маленьких актеров и репетировали с ними сцены?

Тудор Джурджу: О, это был самый сложный момент! Мы проводили настоящий кастинг. Нашими промоутерами выступали дети и предлагали: "Возьмите эту, нет, лучше вот эту" (смеется). Обычно я не рассказываю о рабочих моментах, но так и быть. Если вы когда-нибудь будете снимать улитку в кино, налейте ей немного пива: это поможет улитке раскрепоститься и она станет прекрасной моделью (смеется).

"Петербургский дневник": Напоследок приятный вопрос. В вашем фильме прозвучала фраза о том, что в Румынии живут очень красивые женщины. А как вы находите жительниц Петербурга?

Тудор Джурджу: У меня не было много времени, чтобы сравнить, но здесь я видел очень много красивых женщин на улицах. Я думаю, что в России, Румынии, Украине, Молдавии живут самые красивые женщины Европы. Ну, еще в Эстонии тоже.

Картина "Об улитках и людях" отмечена специальной премией жюри на международном кинофоруме в Варшаве, призом за лучший фильм программы "Место встречи" на МКФ в Вальядолиде. А также премиями Румынского союза кинематографистов за лучший сценарий, за лучший монтаж, специальным призом жюри; национальной кинопремией Румынии Gopo за самый кассовый фильм; премией за лучшую режиссуру на Фестивале европейского кино в Паличе, Сербия.

2013-09-20T17:43:00+04:00
Комедия, которая вызвала слезы, или Трагедия мирового пролетариата

Санкт-Петербург, 20 сентября. Несмотря на провокационный и даже банальный, на первый взгляд, сюжет, фильм румынского режиссера Тудора Джурджу "Об улитках и людях" (2012), вошедший в конкурсную программу Санкт-Петербургского международного кинофестиваля, не столь однозначен. Сочетание утопии и прагматизма, удовлетворения потребностей и самопожертвования, коллективных интересов и личного выбора – далеко не полный список поднятых в картине проблем. Перед показом в кинотеатре "Родина" (20 сентября в 19.10) "Петербургский дневник" поговорил с режиссером и гостем Санкт-Петербургского международного кинофестиваля Тудором Джурджу.

Читать далее

"Петербургский дневник": Тудор, спасибо, что уделили нам время. Фильм "Об улитках и людях" вызвал настоящее цунами зрительских волнений и бурю эмоций от слез до хохота. И все же, в чем главный замысел этой странной комедии, о ком и о чем ваша картина?

Тудор Джурджу: Это фильм о простых рабочих, трудягах из тех, что день за днем работали на предприятиях и фабриках. Об обыкновенных людях, которые столкнулись с глобальными переменами: с падением коммунизма рушился весь их мир, и то, к чему они привыкли, оказалось под угрозой. А также о семейных отношениях, правде и лжи, надеждах и разочарованиях, отчаянных романтиках, которых, возможно, уже не осталось в мире. Фильм имел большой успех как в больших городах, так и на периферии. Люди подходили ко мне и говорили, что много плакали, когда смотрели мою "комедию". Но мне нравится это сочетание смеха и слез.

"Петербургский дневник": В картине ваши герои выбрали довольно специфический и странный способ спасения родного завода. Как вы решились изобразить такие рискованные и даже неприемлемые для многих стран вещи?

Тудор Джурджу: Да, я сознательно пошел на риск, хотя многие румынские друзья отговаривали меня и говорили, что я сумасшедший. Но поймите, в основе фильма – реальные события. В жизни все закончилось не так, как в кино, но в 2002 году крупная румынская фабрика действительно обанкротилась и была закрыта. Правительство пыталось продать ее, правда, не французам, как в картине, а американцам. По сюжету фильма будущие владельцы собираются уволить рабочих и избавиться от имущества завода. В ответ лидер местного профсоюза убеждает рабочих продать свою сперму, чтобы на вырученные деньги выкупить родное предприятие.

Это идея пришла ему от отчаяния и романтической надежды спасти то, с чем была связана вся его жизнь и жизнь его коллег и друзей. Кроме того, от завода зависело и будущее их детей, ведь ребят нужно было кормить и растить, собирать в школу и так далее. Это было и на самом деле: идея такого способа выручить деньги пришла простому работяге после нескольких стаканчиков водки или бренди, не важно. На следующий день он собрал всех и решение было встречено "на ура!", но на деле ничего не произошло. О его предложении говорили все СМИ, и в конце года в одном бизнес-журнале появилась статья о самых глупых бизнес-идеях, но что еще ему было делать?

"Петербургский дневник": Но ведь когда людей, годами работающих на одном месте, списывают как ненужное барахло – это настоящая трагедия! Почему "Об улитках и людях" вы заявили как комедию?

Тудор Джурджу: На самом деле я очень серьезный парень и никто не ожидал, что я сниму комедию. Это последний фильм перед тем, как я сниму кино о суициде (смеется). А если серьезно, здесь не все так банально. Ведь это не просто история о глупом способе добыть деньги. Если вы посетите подобные, пришедшие в упадок градообразующие предприятия, то увидите, что это как города-призраки. Целые семьи сидят там без работы, и мы постарались предельно деликатно изобразить эту проблему рабочего класса. Вместе со сценаристом мы задались вопросом: а что было бы, если бы идея главного героя оказалась успешной? Мы изменили финал, кроме того, перенесли события на 10 лет раньше – в 1992 год, когда все рушилось. Люди теряют работу, терпят лишения, а мы хотели дать какое-то обещание на будущее. И тем не менее я очень люблю девяностые, это годы, когда я был студентом, а еще на это время пришелся мировой тур Майкла Джексона.

"Петербургский дневник": Кстати, в фильме много музыки в том или ином проявлении. Повествование открывается приездом Майкла Джексона, самый финальный кадр, уже после первых титров – плачущая от экстаза фанатка певца. Школьники приветствуют музыкальным номером нового директора завода, рабочие поют, когда едут в соседний город добывать деньги на выкуп предприятия. Музыка – разная, от попсы до классики. Почему ее так много и какие предпочтения у вас самого?

Тудор Джурджу: Сам я больше люблю рок. Через музыку в картине я старался найти что-то, что бы объединяло людей и характеризовало эпоху. Что мне нравится больше всего, так это когда главные герои, рабочие, едут в поезде и поют песню очень известного в Румынии исполнителя. Его уже нет в живых, но его произведения были очень популярны в стране в 60-70-е годы и очень любимы в Советском союзе. (Наталья Фатеева и Дан Спэтару, к/ф "Песни моря", 1970, ред.).

"Петербургский дневник": А оправдались ли ваши личные надежды на лучшее будущее: после полных хаоса 1990-х, после периода развала коммунизма?

Тудор Джурджу: Об этом я расскажу в своем следующем фильме в следующем году. В моих планах снять картину о неуспехе людей моего поколения, тех, кому сейчас чуть больше сорока лет: ведь несмотря на "ветер перемен", моя страна все так же управлялась людьми, которые раньше работали в спецслужбах, так что особо ничего не изменилось. Я надеюсь, что мы сможем дать посыл к тому, что все изменится к лучшему.

"Петербургский дневник": В фильме фигурирует много улиток. Как вы отбирали маленьких актеров и репетировали с ними сцены?

Тудор Джурджу: О, это был самый сложный момент! Мы проводили настоящий кастинг. Нашими промоутерами выступали дети и предлагали: "Возьмите эту, нет, лучше вот эту" (смеется). Обычно я не рассказываю о рабочих моментах, но так и быть. Если вы когда-нибудь будете снимать улитку в кино, налейте ей немного пива: это поможет улитке раскрепоститься и она станет прекрасной моделью (смеется).

"Петербургский дневник": Напоследок приятный вопрос. В вашем фильме прозвучала фраза о том, что в Румынии живут очень красивые женщины. А как вы находите жительниц Петербурга?

Тудор Джурджу: У меня не было много времени, чтобы сравнить, но здесь я видел очень много красивых женщин на улицах. Я думаю, что в России, Румынии, Украине, Молдавии живут самые красивые женщины Европы. Ну, еще в Эстонии тоже.

Картина "Об улитках и людях" отмечена специальной премией жюри на международном кинофоруме в Варшаве, призом за лучший фильм программы "Место встречи" на МКФ в Вальядолиде. А также премиями Румынского союза кинематографистов за лучший сценарий, за лучший монтаж, специальным призом жюри; национальной кинопремией Румынии Gopo за самый кассовый фильм; премией за лучшую режиссуру на Фестивале европейского кино в Паличе, Сербия.


Текст: Маргарита Платова
Фото: Trend
Тэги:

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети