Медики рассказали, как вырастить здорового ребенка
Санкт-Петербург, 20 сентября. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров. Между тем здоровье детей в последние годы заметно ухудшилось. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и счастливыми?
Родители уже осознали ценность образования, но не все осознали ценность здоровья. Между тем только 10% здоровья зависит от медобслуживания, а 50% – от образа жизни.
Когда ровно 5 лет назад возникла идея объединить в борьбе за здоровье детей усилия врачей и педагогов, это был настоящий прорыв. Впервые за последние годы представители двух главных профессий решили собраться вместе, чтобы оценить ситуацию и, разделив ответственность, выработать общие подходы.
"Поначалу наш диалог складывался непросто, – рассказывает главный педиатр Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе вице-президент Санкт-Петербургского отделения "Союза педиатров России" профессор Елена Булатова. – Но в процессе конструктивной дискуссии мы сумели найти общий язык, ведь дело касалось здоровья подрастающего поколения, а значит, нашего будущего".
Тревоги медиков понятны. Масштабная диспансеризация, проведенная недавно в городе, показала, что абсолютно здоровых ребят у нас не так уж много.
По оценкам Комитета по здравоохранению, сегодня на каждого из подростков в среднем приходится по два заболевания. Лидируют болезни органов пищеварения, далее следуют заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, на третьем месте – глазные болезни. В списке патологий также заболевания эндокринной, мочеполовой и нервной систем.
Тревожит медиков и проблема веса. Так, каждый восьмой-десятый петербургский подросток страдает ожирением. А каждый четырнадцатый-пятнадцатый, наоборот, имеет недовес. И если в первом случае виновато нерегулярное и несбалансированное питание, фастфуд и газировка, то во втором – навязанный молодежи стереотип худышек. Из-за бесконечных диет многие девочки со сниженной массой тела страдают анорексией.
Между тем ребенок, особенно в подростковом возрасте, должен есть 4 раза в день, в крайнем случае – 3. При этом более половины пищи – в первую половину дня. В рацион обязательно следует включать белки – мясо, рыбу, молочные продукты; кроме того, овощи в любом виде, а также фрукты. Хлеб и макароны тоже нужны как источник углеводов, но их объем не должен превышать 30% от общего объема.
Меняем менталитет
Особое внимание специалисты советуют обратить на рыбу, по потреблению которой Петербург безнадежно отстает от других мегаполисов. При этом, как объяснила Елена Булатова, бояться возможной аллергии не нужно.
"Надо менять менталитет. Чем раньше беременная женщина начнет употреблять морские продукты, тем будет лучше для нее и ее ребенка", – подчеркнула профессор.
По словам начальника отдела технологии, стандартизации и контроля управления социального питания Светланы Пискаревой, петербургские специалисты разработали для образовательных учреждений города единое меню, которое соответствует таким требованиям, как разнообразие видов продуктов и их сбалансированность. А регулярные проверки пищеблоков с проведением лабораторных испытаний подтвердили, что ситуация со школьным питанием в нашем городе значительно лучше среднего уровня по стране. 47% школьников охвачены горячим питанием за счет средств городского бюджета, еще 46% финансируют родители.
Дополнительный, буфетный, ассортимент также находится под контролем: с 2004 г. в нем запрещены газированные напитки, содержащие красители и консерванты, чипсы и сухарики. Теперь осталась только одна задача – сделать так, чтобы правильную и здоровую пищу ребенок потреблял не только в школе, но и дома. А это уже прерогатива пап и мам.
Еще одна проблема – низкая двигательная активность. Специалисты обращают внимание на то, что многие родители возят своих детей на машинах, не нагружают физически, приучают их к неправильному режиму дня и питания, отсюда и плачевный результат.
По данным медиков, показатель физической выносливости нынешних школьников соответствует 60-70% от физической активности учеников 1980-х гг. в СССР. И этот факт вызывает у них особое беспокойство.
Главное – соблюдать элементарные правила: вовремя и сбалансированно питаться, рационально организовывать учебный день, спать не менее 8 часов, много двигаться. Если следовать этим простым советам, то потом затраты на врачей и лекарства будут значительно меньше. И поколение вырастет более крепким и здоровым, уверены медики.
"Педагоги должны проникнуться этими идеями. В последние годы в школах изменилось отношение к здоровью. Если раньше оно было одним из побочных показателей работы, то сейчас выходит на лидирующие позиции", – говорит доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО Маргарита Колесникова.
Здоровое поколение
А доцент кафедры педагогики начального образования и эстетического воспитания РГПУ имени А.И. Герцена Светлана Котова добавляет, что сегодня, когда в городе появляется все больше семей, приехавших из других стран, образовательные технологии по воспитанию у детей культуры здорового образа жизни приобретают особую актуальность.
Помощь в выполнении этой задачи оказывают "Петербургские школы здоровья", играющие все более заметную роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Пока, рассказывает Маргарита Колесникова, в конкурсе образовательных учреждений города участвуют 54 школы, и с каждым годом их число постепенно растет. По мнению специалистов, исправлять ситуацию со здоровьем подростков нужно только комплексным путем, объединив усилия медиков, родителей и школы. И для этого уже немало делается.
Так, с 2011 г. в Санкт-Петербурге действует сеть бесплатных центров здоровья для детей, куда можно обратиться для консультации и обследования ребенка. В школах вводятся специальные меню, в состав которых включают больше овощей и фруктов. Детям дают необходимые витамины, организуют отдых и оздоровление. Под опекой находятся и дети с ограниченными физическими возможностями. Например, в этом году были утверждены рекомендации по питанию детей, страдающих целиакией, и разработаны меню рационов горячего питания для детских садов и загородных лагерей. Все шире внедряется инклюзивное образование. Таким образом, только объединив усилия педагогов, врачей и родителей, можно воспитать физически и духовно здоровое поколение.