Яндекс.Метрика
  • Виктор Высоцкий

Мариинский театр и Консерватория: взять и объединить?

Сентябрь в культурной столице выдался нер­возным и богатым на дискуссии разной степени целесообразности. Среди различных поводов поволноваться – идея гигантского культурного преобразования на базе Мариинского теат­ра, выдвинутая художественным руководителем – директором Мариинского театра Валерием Гергиевым.

Санкт-Петербург, 27 сентября. Сентябрь в культурной столице выдался нер­возным и богатым на дискуссии разной степени целесообразности.

Среди различных поводов поволноваться – идея гигантского культурного преобразования, выдвинутая художественным руководителем – директором Мариинского театра Валерием Гергиевым. Он предложил объединить Академию русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургскую консерваторию и Российский институт истории искусств (РИИИ) РАН в некий национальный культурный центр при президенте России. Что важно – на базе Мариинского теат­ра. Информация об этом проекте, долгое время существовавшая на правах слуха после публикации в журнале Forbes, наконец материализовалась в форме конференции в Министерстве культуры РФ и самоличного появления Валерия Гергиева в эфире программы канала "Россия 24". На сегодняшний день уже известно: почти все против. На коллегии министерства эксперты высказались резко отрицательно, таковы же позиции Консерватории и Академии русского балета. Но, может быть, они все не правы, и "несть пророка в отечестве своем"?

Главным мотивом в речи Валерия Гергиева, претендовавшим на роль аргумента его идеи, было недовольство выпускниками как Академии русского балета, так и Консерватории. "Всех в Мариинском театре напрягает качество подготовки, – сказал Валерий Абисалович о выпускниках. – Консерватория может подготовить победителя конкурса Чайковского, но шансы на столь великое достижение сегодня в разы меньше, чем 40-50 лет назад". Но не все измеряется только конкурсом Чайковского! Петербургская Консерватория каждый год поздравляет своих лауреатов, получивших премии по всему миру. 

Ректор Консерватории народный артист России профессор Михаил Гантварг удивлен словами мэтра: "Оркестр Мариинского театра на 90% состоит из наших выпускников!". То же касается и певцов: группа сопрано – одна из самых больших в труппе теат­ра – более чем наполовину состоит из воспитанниц Консерватории. Для театра, в котором хотят выступать певцы со всего мира, это не мало! Ректору Консерватории вторит ректор академии профессор Вера Дорофеева. Она сообщила общественности, что Мариинский театр имеет приоритетное право приглашения выпускников балетной академии и что в этом году 16 человек поступили в театр на службу.

Получается, что знаменитый музыкант противоречит сам себе. Но даже если бы и прав был Валерий Гергиев, что изменит, чем улучшит преподавание в Консерватории вхождение ее в этот консорциум? К сожалению, о том, как видит маэстро это улучшение, данных нет. От одного только объединения оно вряд ли наступит. "Может быть, – задается вопросом Михаил Гантварг, – Валерий Абисалович хочет быть первым, кто отбирает? Но я сомневаюсь, что это получится, зная его занятость".

И правда, людям, более или менее знакомым с буднями Мариинского театра, известно, что объем дел худрука – директора Мариинки настолько велик, что их подчас приходится решать в антрактах. Две оперно-балетные сцены, Концертный зал, несколько камерных залов, репертуар, составы, планирование, финансы – всем этим надо заниматься! Куда еще Консерватория и академия? При этом не хочется забывать о том, что и академия, и Консерватория в Петербурге должны составлять славу не одного Мариинского театра, но всей России. Возможно, РИИИ РАН в историчес­ком здании на Исаакиевской, только что переживший отнюдь не романтические "бурю и натиск" со стороны Министерства культуры РФ, обретет защиту за мощной дирижерской спиной?

Завсектором музыкознания кандидат искусствоведения Анна Порфирьева сомневается: "Романтики из числа сотрудников Зубовского института полагают, что если мы пойдем под Гергиева, то это по крайней мере выведет нас из-под диктатуры Мединского и даст надежду на то, что с творческим человеком договориться о наших проблемах будет легче, чем с эффективным управленцем. Но эта на­дежда, как видно, совершенно призрачная. Маэстро намерены предоставить роль великого творческого символа, а править будет надстройка, как и в случае с РАН".

Таким образом, рациональное обоснование предложению руководителя Мариинки с позиций культурной необходимости найти сложно. Есть, правда, иррациональные, вроде желания руководить все более крупными проектами. Но их ввиду величины личности автора идеи как-то не хочется обсуждать. 

Возможно, правы те, кто предполагает за всем этим меркантильные цели, и не одного, а нескольких авторов. Ведь объединение таких мощных институтов предполагает административную надстройку, через которую будет проводиться весьма значительное финансирование.

Закрыть