Яндекс.Метрика
  • Наталья Аксютина

"Петербургский дневник" выяснил, как родители оценивают качество образования в школах

Определен перечень 500 лучших школ России, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. В их число вошли и 18 петербургских образовательных учреждений.

Санкт-Петербург, 27 сентября. Состояние школьных зданий, квалификация педагогов, качество образования - степень удовлетворенности родителей этими вопросами узнал "Петербургский дневник".

Буквально на днях был определен перечень 500 лучших школ России, подготовленный Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. В их число вошли и 18 петербургских образовательных учреждений.

По общероссийским меркам это хороший результат, хотя вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, комментируя данную выборку, засомневался, все ли достойные петербургские школы представлены в ней.

Конечно, не все. Да это и невозможно, поскольку уникальных школ много, а список один. Но оттого, что те или иные из них не попали в предложенный перечень, их своеобразие отнюдь не исчезнет. Мало того, они формировали, формируют и будут формировать ту образовательную среду, которая присуща только Петербургу и по праву считается одной из лучших в стране.

Как неоднократно отмечала председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева, основной упор делается на качество образовательного процесса и на создание условий для того, чтобы это качест­во было достигнуто. По ее убеждению, такое образование детей возможно только в тесной взаимосвязи образования и воспитания. Поэтому в городе уже давно и последовательно проводится работа по введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и общего образования, как раз и обеспечивающих единство обучения и воспитания.

Сегодня обучение по стандартам начального общего образования перешло из инновационного режима в режим функционирования. Учителя начальных классов обеспечены методичес­кой поддерж­кой, которую оказывает Академия постдипломного педагогичес­кого образования. С 1 сентября уже третий набор первоклассников осваивает образовательные программы в соответствии с ФГОС. Также в новом учебном году началось внедрение ФГОС в основной школе – пятиклассники 29 пилотных школ обу­чаются по новым стандартам. 

Закономерные победы

Понятно, что переход на новые стандарты потребовал большой работы по ресурсному обеспечению. Поэтому в рамках федерального проекта по модернизации региональных систем общего образования в городе осуществляется комплексное оснащение школ современным оборудованием. Только в 2013 г. объем выделенных средств составил почти 3 млрд рублей. Сюда входит и пополнение фондов школьных библиотек, и проведение капитального ремонта, и повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреж­дений, и закупка оборудования, и организация дистанционного обучения, и т.д. 

Петербург немыслим без статусных образовательных учреждений, и это тоже является отличительной чертой нашей системы образования. Из 745 школ 254 являются школами с углубленным изуче­нием предметов, гимназиями и лицеями. В них обучаются 46% школьников. Поэтому победы петербургских ребят на всероссийских и международных олимпиадах отнюдь не случайны. Так, в 2013 г. школьники Петербурга стали обладателями 125 медалей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету. А в международных состязаниях победу одержали учащиеся лицея №239: Михаил Беляков завоевал серебряную медаль на естественно-научной олимпиаде юниоров в Иране, а Дмитрий Крачун, Даниил Клюев и Будимир Баев стали победителями олимпиады по математике в Колумбии.

Оценили высоко

Не отстали от ребят и педагоги. Свои награды, полученные во всероссийских профессиональных конкурсах, в петербургскую образовательную копилку добавили учитель математики физико-математического лицея №239 Вадим Соломин, директор лицея №214 Ирина Витте, директор физико-математичес­кого лицея №239 Максим Пратусевич, заместитель директора гимназии №24 Алексей Турчин, учитель истории гимназии №116 Илья Демаков, учитель истории школы №340 Олег Катренко, учитель истории гимназии №63 Олег Федоров, инструктор по физичес­кой культуре детского сада №8 Оксана Тетянчук, учитель физической культуры лицея №387 Екатерина Серебренная, преподаватель физического воспитания строительно-индуст­риального профессионального лицея №50 Роланди Мгеладзе, преподаватель физического воспитания профессионального лицея №80 Денис Базанов.

Свою оценку школьному образованию выставили и родители: 86% из них высоко оценили состояние здания и помещений школы, квалификацию педагогов, морально-психологический климат в школьном коллективе.

Около 70% пап и мам поддерживают совершенствование школьной инфраструктуры, ее обеспеченность учебно-наглядными пособиями и лабораторным оборудованием. 

Приобщение к культуре

Но, пожалуй, самой яркой отличительной особенностью петербургской системы образования является наличие программ, направленных на приобщение ребят к культуре города. Данные прог­раммы реализуются совмест­но с театрами, музеями, кино- и концертными залами, художественными галереями. Только при Этнографическом музее создана сеть из 160 школ для работы по проекту "Культурной столице – культуру мира". 

Самым востребованным и успешно развивающимся направлением можно считать музейную педагогику, причем сюда включено не только взаимодействие с музеями города, но и организация собственных музеев.

Сегодня музеи и экспозиции действуют почти в 70% образовательных учреждений. И многие из них обладают уникальными экспонатами.

Так, например, в музее "А музы не молчали…" в школе №235 им. Д.Д. Шостаковича собрано 20 тыс. исторических документов, рассказывающих о жизни осажденного Ленинграда. 

Собственно, в таком городе-музее, как Санкт-Петербург, наверное, и не может быть иначе. Здесь немыслимо остаться безучастным. И первыми, кто ведет детей по этому общекультурному мостику, зачастую становятся учителя.

Без духовной составляющей не существует ни одно учебное заведение Северной столицы. В той или иной степени она присутствует вез­де. Возможно, именно благодаря ей у петербургской школы всегда будет свое удивительное и неподражаемое лицо.

Директор гимназии №166, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса "Учитель года России – 2003" Игорь Карачевцев:

В петербургской системе образования, на мой взгляд, существует гуманистический подход к преподаванию разных предметов, который предполагает освоение в большей степени ценностей культуры. 

У нас накоплен достаточный опыт интеграции, опять же на культурологической основе, как попытки через урочную и вне­урочную деятельность дать ученикам ценностное представление о мире, человеке, его культуре. Причем интеграция основного и дополнительного образования в петербургской школе очень развита, и она связана не только с деятельностью школьников на уроке, но и с работой в различных научных обществах, участием в исследовательских проектах и т.д. 

Петербург представляет собой огромное уникальное культурное пространство. Здесь жива сама история и, несмотря на имеющие место перелицовки, еще можно почувствовать подлинность того или иного исторического события. Это обязательно должно быть вовлечено в учебный процесс. 

Директор лицея №214, абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют – 2013" в номинации "Молодые управленцы" Ирина Витте:

Говоря о петербургской школе, нельзя не отметить ее педагогический состав. По моему мнению, наших учителей отличают интеллигентность, широта и глубина знаний, большой кругозор. Мы не можем быть изолированы от внешней среды и, живя в культурной столице, впитываем в себя то, что она предлагает. Безусловно, это отражается на образе учителя. 

Кроме того, в нашем городе находится Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, его выпускники – это бренд города. В Герценовском университете всегда учили качественно учить и учиться.

И, конечно, нельзя не сказать о наших юных петербуржцах. Можно сетовать по поводу другого поколения, которое хуже предыдущего, но наши дети – это дети, умеющие мыслить, умеющие замечать прекрасное, умеющие сами создавать замечательные произведения искусства. Город в этом плане очень сильно помогает им, предоставляя много возможностей для раскрытия и проявления способностей и талантов.

Закрыть