Яндекс.Метрика
  • Наталья Алексютина

Олег Катренко: Любой урок можно превратить в увлекательное действо

Олег Катренко, абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют – 2013", убежден, что при помощи метода исторической реконструкции любой урок можно превратить в увлекательное действо. Так он останется в памяти детей навсегда.

Олег Катренко, абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют – 2013", убежден, что при помощи метода исторической реконструкции любой урок можно превратить в увлекательное действо. Так он останется в памяти детей навсегда.

"Петербургский дневник": Олег Николаевич, вы собирались после окончания Томского госуниверситета заниматься наукой, но пришли работать в школу. Почему?

Олег Катренко: И даже начал заниматься. Собст­венно, в Петербург я приехал обучаться в аспирантуре Европейского университета и Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Правда, параллельно обучению работал в школе №5 города Всеволожска. Так что педагогическая деятельность была мне не в новинку. Так получилось, что через год я ушел из аспирантуры и окончательно посвятил себя школьной жизни уже в школе №340 Невского района. Замечу, что школу я не выбирал. Просто здесь, поскольку я единственный учитель истории и обществознания, предложили большую нагрузку. Но своим выбором я доволен.

"Петербургский дневник": Вы в школе работаете третий год и уже стали победителем всероссийского конкурса. Как решились участвовать? Ведь это колоссальное напряжение и стресс. 

Олег Катренко: На мой взгляд, именно в этом состоянии полной мобилизации физических и интеллектуальных сил и есть главная притягательность любого конкурса. В повседневной практике этого драйва не получишь, а он необходим. Учитель – профессия эмоциональная, поэтому в ней важны такие сильные и положительные переживания. Кроме того, конкурс – это разнообразие: новые люди, новые этапы. Участие в нем – это непременно обучение чему-то новому. Например, та же подготовка к открытому занятию. Ты вроде уже и знаешь многое, но в то же время в процессе подготовки в тебе самом откроется то одна грань, то другая. Это развивает и обогащает. 

Еще одно любопытное наблюдение касается того, что ты словно познаешь свои возможности, узнаешь о собственных скрытых ресурсах. Иногда кажется: нет, с этим ты не справишься, но проходит время, и ты понимаешь, что вполне способен преодолеть трудности. Поэтому я сторонник участия в конкурсах любого уровня. Это и опыт общения с коллегами из других городов, и разные профили, и новые друзья, и новые возможности для проведения уроков, например трансляция уроков из других регионов. Так что в конкурсных мероприятиях заложен большой потенциал. 

"Петербургский дневник": Что вы предложили вниманию жюри?

Олег Катренко: Конкурс "Педагогический дебют" состоял из двух этапов. На первом нужно было представить эссе "Как я пришел к профессии учителя" и проект, связанный с патриотическим или экологическим воспитанием. А на втором – рассказать о своей инициативе в образовании, провести открытое занятие с незнакомыми ребятами при участии жюри, а также выделить какую-либо проблему в образовании и предложить пути ее решения. 

"Петербургский дневник": И какой была ваша инициатива?

Олег Катренко: Клуб исторической реконструкции. Он недавно создан в нашей школе, но уже успешно работает. Он помогает нам проводить уроки в виде игры, где используются любые наглядные материалы. Например, у нас строятся макеты древнерусских деревень, полей сражений, замков, а дети выступают в роли графов, герцогов, крестьян, солдат и т.д. 

"Петербургский дневник": Вы используете метод исторической реконструкции. Почему решили именно так проводить уроки?

Олег Катренко: Обидно стало за историю. С чем в сознании ребенка ассоциируется история? Правильно. С именами и датами – и все. А образов нет. Образов самой эпохи, понимания того, как люди тогда выглядели, как и что говорили, как одевались. Я убежден, что этот образ можно сформировать, только если позволить детям взглянуть на это во­очию. Тем более что у ребят 5-6-х классов вообще развито образное мышление. Есть большая разница, если я буду рассказывать о каком-то историческом событии или если я им его покажу, да еще они сами станут его участниками. 

Когда дети примеряют на себя роль исторического персонажа, то сразу появляется интерес к той или иной эпохе. 

А работа с картой. Это же вообще самое скучное занятие на истории! Да, дети выполнят домашнее задание, что-то нарисуют в контурной карте, но уже к 8-му классу ничего не вспомнят. Почему? Потому что образа не сложилось. Поэтому мы разворачиваем карту на общем столе, который у нас называется реконструкционным, и на ней расставляем крестьян, солдатиков, лошадей, учимся прокладывать путь, располагаем определенные знаки. Причем часть реквизита дети делают сами. Это похоже на кукольную игру. Как мне сказал один из членов жюри: раньше можно было только мечтать дать поиграть ребенку на уроке, а вы даете возможность играть да еще с целью что-то узнать. 

"Петербургский дневник": Нет сомнения, что 5-7-е классы в восторге от занятий, а старшие?

Олег Катренко: И старшие тоже. Им, кстати сказать, очень интересна тема Великой Отечественной войны. Конечно, это не такая активная игра, как у 5-х классов, но очень наглядное действие. Ребята могут, к примеру, представить себя маршалом Жуковым и продумать стратегию наступления или отступления. Именно ребенок в роли маршала предлагает варианты боевых позиций, решает, что идет вперед: пехота или танки. Так процесс обучения происходит незаметно для ребенка, потому что он сам во многом приходит к тому или иному выводу. Я лишь выступаю в роли направляющего: усложняю задачу, задаю вектор, а ребенок сам находит ответы. 

"Петербургский дневник": Чувствуете заинтересованность детей?

Олег Катренко: Еще бы! Они настолько заинтересовались, что теперь хотят перенес­ти реконструкцию и в виртуальный мир, поэтому я сейчас активно изучаю 3D-реконструкции. 

"Петербургский дневник": А случаются у вас на уроке открытия?

Олег Катренко: Постоянно. Но они скорее психологического характера. Например, был в классе слабенький ученик: ничего не запоминал на уроках истории, крутился, других от­влекал. 

Я тогда только вводил элементы реконструкции и решил попробовать включить его в работу. Когда разложили реконструкционный стол, он оказался первым человеком, который зажегся идеей строить дома. Причем с таким энтузиазмом взялся за дело, что увлек других. По итогам работы выяснилось, что ребенок взял управление на себя и все его слушались, потому что он все понял и всех организовал. А я для себя взял на заметку, что это человек идеи, писать на уроке – это не для него, ему нужно каждый раз подкидывать новую идею, которую можно прак­тически реализовать. 

"Петербургский дневник": Вы – молодой и перспективный специалист. Почему выбрали школу?

Олег Катренко: Потому что я шел в школу именно для того, чтобы работать с детьми, хотел делиться с ними тем, что имею, передавать знания. С детьми каждый день не похож на другой. Всегда хочется искать новые формы обучения. Работа с детьми дает движение, динамику. Даже несмотря на то что из года в год в 5-м классе даешь один и тот же материал, ни один из дней не повторяется. 

"Петербургский дневник": Какой исторический период вам как учителю истории интересен более всего и почему?

Олег Катренко: Самым интересным для меня периодом является Древняя Русь. С детства мне нравилось читать литературу, связанную с русским средневековьем. В этом же периоде, наверное, и хотелось бы жить (ну, конечно, не холопом).

Почему именно этот период, точно сказать сложно. Наверное, прежде всего из-за интереса ко всему старинному. Интересно читать летописи и окунаться в ту далекую эпоху с присущей ей атмо­сферой: князья, дружинники, замки, бои, монахи, монастыри и т.д. 

"Петербургский дневник": А помимо истории чем увлекаетесь?

Олег Катренко: Археологией. Люблю выращивать комнатные цветы. Изучаю программирование. 

"Петербургский дневник": И, конечно, нельзя не спросить о планах на будущее.

Олег Катренко: Буду участвовать в конкурсах. Собираюсь продолжать открывать новые области в себе, идти по пути саморазвития, самосовершенствования. Буду продолжать работать над кандидатской диссертацией. В общем, планов много, хватало бы времени.

Закрыть