Новорожденные мышата наследуют от своих родителей ген, который отвечает за врожденные рефлексы. Например, потомство может бояться определенного запаха, который не выносят их "мама" и "папа".

Статья, посвященная этому вопросу, была опубликована в журнале Nature Neuroscience. Ученые объясняют выводы, полученные в результате экспериментов над мышами, тем, что грызуны способны наследовать изменения в мозгу своих предков. За эти изменения отвечает "дополнительная информация" в ДНК половых клеток.

Еще стол лет назад, российский физиолог Иван Павлов предполагал, что  потомки могут наследовать опыт своих родителей, связанный с болью или стрессом. Но до сей поры, это предположение не было подтверждено эмпирически.

Эксперимент, доказавший предположение Павлова, провели специалисты Брайан Диас и Керри Ресслер из Университета Эмори в Атланте, США. Они приучили самцов мыши бояться запаха черемухи, которым обладает вещество ацетофенон. Получив от этих самцов при скрещивании с самочкой потомство, ученые обнаружили, что мышата также боятся запаха черемухи. И это несмотря на то, что контакты между поколениями и обучение потомства родителями исключались.

Более того, реакция на запах сохранялась и в следующем поколении, а также при получении потомства в результате искусственного осеменения.

За реакцию на запах черемухи отвечает обонятельный рецептор Olfr151. Диас и Ресслер обнаружили, что у первого поколения мышей и их потомков была изменена структура области мозга, отвечающей за обработку сигналов этого рецептора.

Кроме того, исследователи обнаружили и сам механизм передачи болезненного опыта у мышей, он оказался связан с повышенным метилированием участка ДНК, кодирующего рецептор.

Метилирование ДНК, то есть присоединение к молекуле метильных групп, не изменяет сам набор  генов, однако влияет на их работу. Такие изменения в ДНК называются эпигенетическими.

Наследование эпигенетических изменений широко распространено у растений, однако редко наблюдается у представителей животного мира. Ученые считают, что у животных есть механизмы стирания эпигенетических меток в ДНК половых клеток. Однако исследования последних лет показали, что он стирает не всю "дополнительную информацию" такого рода.

2013-12-02T06:11:17+04:00