Астрономы обнаружили в созвездии Единорога невидимую черную дыру

Астрономы обнаружили небольшую и невидимую для земных телескопов черную дыру. Она тяжелее Солнца лишь в 3,8-6,5 раз и почти не излучает в рентгене.

Нам на сегодняшний день известны два типа черных дыр – обычные черные дыры небольшой массы и их существующие в центрах галактик серхмассивные “сестры”. Большая часть известных нам “обычных” черных дыр не выбрасывает потоков материи, чье излучение будет для нас заметным, этим объясняется большинство из них, пишет журнал Nature.

Хорхе Касарез из Астрофизического института Канарских островов в Санта-Круз-де-Тенерифе и его коллеги предоставили в пользу этих теорий убедительные аргументы. Они обнаружили в излучении необычной звезды MWC656 “скрытную” черную дыру. Она относится к редкому классу небольших голубых звезд, так называемых B(e)-светил.

Такие звезды заметно горячее и ярче аналогичных по массе светил,  которые "выбрасывают" наружу часть их материи в виде диска. Этому способствует высокая скорость вращения и мощное магнитное поле. Как правило, B(e)-звезды обитают в двойных парах, и нейронная звезда является их компаньоном.

Группа Касареза, анализируя свойства получения светила и этого диска, заметила в линиях железа и гелия в его спектре необычные детали, что заставило их предположить, что не нейронная звезда является ее спутником, а небольшая черная дыра.

По тому, как невидимый объект искажал спектр светила и окружающего его диска из газа, они вычислили его массу, таким образом поверив гипотезу. Нейронные звезда, как правило, заметно легче черных дыр, и их масса находится в пределах между 1,44 и 1,9 масс Солнца.

Ученые рассчитали, что спутник MWC656 тяжелее Солнца в 3,8-6,9 раза, это позволяет с уверенностью назвать его черной дырой.У других звезд этого класса могут скрываться аналогичны черные дыры.