Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Борис Эйфман: Трагедия блокады - это живая боль

27 января состоится премь­ера балета "Реквием", посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Наш собеседник – художественный руководитель СПб государственного академического театра балета Борис Эйфман.

27 января состоится премь­ера балета "Реквием", посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Наш собеседник – художественный руководитель СПб государственного академического театра балета Борис Эйфман.

"Петербургский дневник": Премьера "Реквиема" посвящена 70-летию полного освобож­дения Ленинграда от фашистской блокады. Посмотреть балет пригла­шены ветераны и блокадники. Что двигало вами, человеком, не знавшим войны, когда вы решили приурочить премьеру к этой дате?

Борис Эйфман: Вспомним слова Владимира Высоцкого, говорившего, что он – человек, не бывавший на фронте, "довоевывает" в своих песнях.

Я родился в первый послевоен­ный год, и особое эмоциональное отношение к трагическим событиям Великой Отечественной заложено во мне на генетическом уровне. Очень важным моментом стал приезд в Ленинград. Когда я оказался здесь, то проникся строгой атмосферой города, в которой навечно застыла скорбь блокадных лет. Я общался с людьми, пережившими это страшное время, сопереживал им. Трагедия блокады для меня не просто траурная страница истории. Это живая боль. 

И если наш театр сегодня может оказать моральную и духовную поддержку представителям старшего поколения, совершившим бессмертный подвиг, то наш священный долг – провести для них такой праздник на самом до­стойном уровне. Необходимо сделать все, чтобы ветераны, участники обороны города почувствовали безграничное уважение со стороны потомков. 

"Петербургский дневник": Вы уже ставили на музыку Реквиема Моцарта одноименный одноактный балет. Чем нынешняя постановка отличается от первой? 

Борис Эйфман: Первый спектакль был создан на сломе эпох. Тогда все искренне верили, что вот сейчас может начаться совершенно иная жизнь: чистая, справедливая, светлая. И это восторженно-вдохновленное состояние пронизывало новую постановку. 

Сейчас же мне интересно рас­смотреть тему непостижимости бытия несколько иначе: не только во вселенском масштабе (что изначально и было заложено в нашем балете), но и в контексте отдельной трагической истории России – того сурового времени, которое так проникновенно описано в поэме Ахматовой "Реквием". Именно по ее мотивам сочинен первый акт нового спектакля. Мы соединили музыку Моцарта и Шостаковича, балет и поэтичес­кое творчество. 

Для меня было очень важно, чтобы ахматовские строки проник­ли в самую суть спектакля и "зазвучали" бы в танце. 

"Петербургский дневник": Борис Яковлевич, за годы своей творческой деятельности вы создали более 40 балетов, которые отличаются масштабностью тем, оригинальностью хореографичес­кого решения, глубокой философичностью. Многие из них поставлены по классическим произведениям. Чем вызван ваш интерес к столпам русской литературы?

Борис Эйфман: Великая литература – тот источник, припав к которому, хорео­граф способен обогатить свое искусство художественно и идейно, поднять его на принципиально новый эмоциональный и философский уровень. Речь не только о переосмыслении наследия русских писателей. Я ставил по произведениям Мольера, Золя. Сейчас сочиняю спектакль по роману Фицджеральда "Ночь нежна". Взаимодействие литературы и балетного искусства – процесс взаимонаправленный. Я не только черпаю вдохновение в бес­смертных литературных шедеврах, но и стремлюсь открыть новые способы их восприятия, предложить неожиданный взгляд на всемирно известные тексты. 

"Петербургский дневник": Премьера "Реквиема" – это социально-культурная акция. Так же как и открытая вами Академия танца, что заслуживает огромного уважения и благодарности. А как продвигается строительство Дворца танца? 

Борис Эйфман: На данный момент определена архитектурная концепция "судебного квартала", частью которого станет Дворец танца. Ее автором является Максим Атаянц. Сейчас полным ходом идет доработка проекта, и скоро его финальный вариант должен быть готов. Считаю, что если мы говорим о создании не просто еще одного театрального комплекса, а концептуально нового, технически совершенного центра танцевального искусства, то торопиться не следует. Гарантией для меня являются обещания нашего президента. 

"Петербургский дневник": В конце прошлого года в Петербурге прошел Международный культурный форум. Как вы оцениваете его значение и влияние на культуру и общество?

Борис Эйфман: Я рад, что сегодня, когда во всем мире расходы на культуру стремительно сокращаются, когда закрываются театры и распускаются труппы, в нашем городе проходит столь масштабное и содержательное мероприятие. В рамках форума была проведена презентация открывшейся в прошлом году Академии танца. Мы показали это новое образовательное заведение гостям – представителям ведущих балетных школ мира. Также провели круглый стол по актуальным проблемам хореографического образования. Вместе с представителями известнейших школ мира мы обсуждали, как в современных условиях сохранить важнейшие традиции в области подготовки танцовщиков и развить инновационные методики их воспитания. Конечно, одна дискуссия – даже такая основательная – не решит всех проблем. То же касается и форума в целом. Но главное, что подобными мероприятиями обществу задается правильный вектор развития. И сегодня никому и в голову не придет воспринимать культуру как придаток к политической или экономической сфере. Все понимают, что она – стратегически важная часть нашей жизни. 

"Петербургский дневник": 2014 г. объявлен Годом культуры в России. Считаете ли вы это событие знаковым? 

Борис Эйфман: Безусловно. И наш театр со своей стороны готов направить все силы на то, чтобы этот год был проведен плодотворно. Я жил и работал в разные эпохи: в советскую, перестроечную, в период 1990-х гг. О культуре всегда говорилось много. Но только сейчас я вижу, что государство готово последовательно реализовать по-настоящему созидательную прог­рамму в данной области, предоставляя творцам самые широкие возможности для самовыражения. Другой вопрос: чем деятели культуры готовы ответить на такое внимание. Способны ли они совершить под­линный прорыв, подарить миру новые шедевры. Не хочется, чтобы художественная жизнь свелась к вялотекущему процессу. Культуру должны обогатить новые имена и ошеломительные идеи.

"Петербургский дневник": О вашей работоспособности слагают легенды. Как вы выдерживаете такие нагрузки?

Борис Эйфман: Физических сил с годами не прибавляется. А вот творческих идей и замыслов, наоборот, становится все больше. Поэтому происходит полная внутренняя мобилизация. И из этого азарта созидания, из осознания того, что сочиняемые тобой спектакли, возможно, переживут тебя самого, черпаются новые силы. Чем больше трудишься и отдаешь, тем больше получаешь. Так что рецепт прос­той: нужно всецело сосредотачиваться на своей работе. Не жаловаться на судьбу, не жалеть себя, а непрестанно идти вперед.

"Петербургский дневник": Ваши дальнейшие планы?

Борис Эйфман: 10 и 11 февраля на сцене Александ­ринского театра пройдут повторные показы "Реквиема". 3 февраля зрители увидят балет "Роден". А в начале марта этот спектакль будет впервые представлен в Киеве. Надеюсь, мы сможем достойно представить современное балетное искусство России.

Закрыть