Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

В женской колонии в Саблино появился "облегченный" отряд

В женской исправительной колонии ИК-2 в Саблино состоялось открытие отряда облегченных условий отбывания наказания. Численность отряда составляет 45 человек. Это уже третий отряд облегченных условий отбывания в саблинской женской колонии.

В женской исправительной колонии ИК-2 в Саблино состоялось открытие отряда облегченных условий отбывания наказания. Численность отряда составляет 45 человек.

Это уже третий отряд облегченных условий отбывания в саблинской женской колонии. Два других, численность которых составляет 50 и 30 осужденных соответственно, были открыты чуть раньше. Добавим, что открытие таких отрядов организовано в соответствии с концепцией развития УИС до 2020 года в рамках проведения мероприятий, направленных на перепрофилирование исправительных учреждений в тюрьмы нового поколения с обеспечением условий содержания осужденных, соответствующих международным стандартам.

Шанс на исправление

Корреспонденты "Петербургского дневника" побывали на открытии нового отряда. В силу того, что в колониях за рубежом журналистам побывать не довелось, говорить о том, соответствует ли только что открытый отряд международным стандартам или нет, сложно. Но сказать, что то, что предстало глазам корреспондентов, впечатляет, значит ничего не сказать. Условия содержания не просто впечатляют, они завораживают, настолько увиденное в ИК-2 разнится с обывательским представлением о жизни за решеткой.

В новом отряде, даже по сравнению с двумя предыдущими, значительно улучшены условия проживания. Помещения напоминают скорей гостиничный комплекс. Комнаты-секции оборудованы одноярусными кроватями, а не двухъярусными койками, необходимой мебелью, отдельными санузлами, и имеют двери. Максимальное наполнение помещения составляет не более пяти человек, причем несколько комнат имеют всего по две кровати. В каждой секции установлены телевизоры, есть зеркало, на стенах картины, на окнах симпатичные шторы. И лишь только решетки напоминают о том, что это пока еще не воля. В отряде есть душевые, комната для проведения воспитательной работы и просмотра телепередач и фильмов на DVD, причем на телевизоре с большим экраном. Стоит отметить, что весь интерьер осужденные делали своими руками. А это и весьма оригинальная лепнина, и профессионально разрисованные стены, и всевозможный декор…

Для того чтобы попасть в облегченные условия содержания, осужденному нужно пройти аттестационную комиссию, действующую в рамках системы так называемых социальных лифтов. В ее состав входят представители администрации колонии, члены Общественной наблюдательной комиссии. В ходе заседания путем голосования принимается решение о переводе осужденного на облегченные условия содержания.

Нам удалось побеседовать с одной из таких осужденных Ириной. Она рассказала, что в свое время совершила большую ошибку и что сейчас искренне раскаивается в содеянном. Ирина не стала говорить о том, что же такое она совершила (обитатели колонии вообще не любят распространяться о своих былых "подвигах", тем более среди представителей СМИ – прим. ред.), ограничившись лишь тем, что по приговору суда ей дали 8 лет. "За 5,5 лет отбывания наказания я поняла, что в жизни есть и прекрасное. Что даже в местах лишения свободы, если здесь жить правильно, бог дает шанс на исправление. И поэтому такие условия нам созданы для того, чтобы мы хоть немного приближались к дому. Поверьте, у меня есть с чем сравнить: после вступления приговора в законную силу я была распределена в Республику Чувашия. Там я почти два года отбывала наказание, но потом меня перевели в связи с тем, что я зарегистрирована в Ленобласти. Теперь, когда у меня облегченный срок содержания, мама может ко мне приезжать раз в два месяца. Да и вообще сам по себе этот новый корпус, в который меня перевели, и на колонию практически не похож. Мало народу в комнатах и телевизоры везде", - рассказала Ирина.

Скажем лишь, что за проведенные в местах лишения свободы годы Ирина не получила ни одного взыскания. Ее неоднократно поощряли за хорошее поведение, за добросовестное отношение к труду. Работает старшим нарядчиком этого учреждения. До комиссии по условно-досрочному освобождению ей остался всего месяц.

Почти как дома

Руководство же колонии очень надеется, что женщины, которые будут освобождаться по системе "социальных лифтов", больше к ним не попадут. На вопрос, как удалось добиться таких условий, начальник УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор внутренней службы Игорь Потапенко без ложной скромности поблагодарил за оценку, добавив, что нет предела совершенству. "Во-первых, мы выполняем наши основные нормативные акты. Во-вторых, и я считаю это основополагающим, стремление самих женщин, девушек, которые отбывают наказание, не просто его отбыть, а при этом отбыть его достойно, в более цивилизованных условиях. Инициатива, в том числе, исходила из низов, от самих осужденных. Они приложили не только свою руку, помогая строителям, но, самое главное, в этот отряд облегченного содержания они вложили душу. Именно женскую душу", - сказал начальник УФСИН.

Игорь Потапенко также отметил, что все те, кто попал на облегченное содержание, - это та категория граждан, которая "делает последний шаг". "Следующий их шаг, как говорится, за ворота на свободу. Ведь право на облегченные условия могут получить не все. Здесь действует разработанная система прохождения "социальных лифтов". Это те, кто хорошо себя ведет, соблюдает все требования администрации, определенные законом. Это те, кто работает, кто погашает иски. О существовании данной системы они узнают еще в следственном изоляторе. При соблюдении системы улучшаются и их условия содержания: посылки, свидания, встречи с родственниками и так далее. И вообще теперь они почти как дома. И это хорошо, потому как перед реальным домом им необходимо привыкнуть к условиям, приближенным к домашним", - подчеркнул Игорь Потапенко.

Что касается обеспечения безопасности и порядка в отрядах с облегченным содержанием, то здесь, по словам Игоря Потапенко, наоборот, все гораздо проще. "Есть разница, когда в отряде 100 человек или 40, и когда они живут не как в казарме, а по 2-3 человека. Да и они сами понимают, что им до условно-досрочного освобождения осталось максимум полгода, и они как женщины, как матери, и сами стремятся к еще большему порядку и недопущению нарушений", - сказал он.

Только "первоходы"

ИК-2 на сегодняшний день является единственной женской колонией на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сейчас в ней содержится 830 осужденных женщин. Причем в колонии теперь только "первоходы". Всех тех, кто отбывает уже не первый срок, перенаправили в исправительную колонию в Иваново. Преступления, совершенные женщинами, – самые разные. Есть и убийства, разбои, причинения тяжких телесных повреждений, грабежи, мошенничества, кражи. Так что, несмотря на то, что за решетку они попали в первый раз, сроки у некоторых содержащихся в ИК-2 есть и по 10, и по 12 лет. А одна женщина вообще получила 24 года лишения свободы за убийство несовершеннолетнего. По информации администрации колонии, 70% контингента – наркоманки. Но, справедливости ради, необходимо сказать, что в колонию после СИЗО они уже поступают без ломок, и многие за время пребывания в ИК-2 находят в себе силы побороть наркотическую зависимость.

В саблинской колонии все осужденные работают. Шьют обмундирование для силовых структур, производят различную продукцию из пластмассы (от кошачьих туалетов и автоаптечек до всевозможных предметов сантехнического оборудования), изготавливают сувенирную продукцию ручной работы. Чего только стоят полуметровые куклы – это вообще произведение искусства.

Кстати, за работу положен и отпуск. Во время отпуска женщин селят в отдельное помещение, где по "зоновским" меркам им предоставляются поистине шикарные условия. Одноярусные кровати, бильярдная, кафе, сауна, тренажерный зал и многое другое.

"Наше отношение к осужденным определяется, прежде всего, человеческим ракурсом. Мы, не нарушая нормативно-правовых актов, относимся к ним, в большинстве случаев, как к своим детям. Это наши подопечные, в которых мы вкладываем не только правила законопослушного поведения, а еще душу, сердце. Живем с ними, конечно, на таком информационном уровне, одной жизнью, стараясь показать им пример того, что жестокость - это не норма, а очень огромная беда. И, кажется, результаты такой работы у нас есть", - сказала заместитель начальника колонии ИК-2 подполковник внутренней службы Надежда Швецова.

И еще одно наблюдение. Вроде бы все осужденные, чисто внешне, мало чем отличаются друг от друга. Зеленая спецодежда, серый шерстяной платок. Разве что возраст у женщин разный – есть и очень молодые, встречаются и весьма пожилые осужденные. Но вот блеск в глазах, блеск радости, ощущение возвращения домой, присутствуют только у тех, кого перевели в отряды облегченного содержания. И это очень заметно. А коли это так, то и у тех, кто еще не попал на облегченное содержание, безусловно есть мотивация стремиться к этому. И, может быть, когда-нибудь наступит тот день, когда из российских мест лишения свободы начнут действительно выходить полностью исправившиеся люди, которые, как знать, смогут дать фору и тем, которые никогда в неволе не были.

Закрыть