Яндекс.Метрика

Дмитрий Чернейко: Надо найти ниши, где труд будет высокоэффективным

Петербург – один из не­многих мегаполисов, где число безработных уже несколько лет не превышает 2-3% от экономически активного населения. На вопросы "Петербургского дневника" отвечает председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

Петербург – один из не­многих мегаполисов, где число безработных уже несколько лет не превышает 2-3% от экономически активного населения. На вопросы "Петербургского дневника" отвечает председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

"Петербургский дневник": Дмитрий Семенович, почему так мало людей официально считаются безработными?

Дмитрий Чернейко: Если человек хочет встать на учет как безработный, он должен подать заявление в центр занятости и приложить к нему следующие документы: справку о зарплате с последнего места работы, паспорт, трудовую книжку, документ об образовании. 

При наличии всех документов его поставят на учет, и тогда он будет получать пособие по безработице, которое федеральные законодатели установили в размере от 850 до 4,9 тыс. рублей в месяц. С 2009 г. оно не индексировалось. Как вы понимаете, прожить на эти деньги сегодня невозможно, а статус безработного требует раз в 2 недели посещать центр занятости, то есть еще и тратить деньги на дорогу. Поэтому, как правило, люди, пользуясь услугами наших учреждений – а в прошлом году к нам обратились свыше 200 тыс. человек, – не стремятся к статусу безработного.

"Петербургский дневник": Разве пособие не должно устанавливаться на уровне минимальной заработной платы?

Дмитрий Чернейко: Это было бы разумно, но все упирается в финансовые возможности государства. Сегодня на пособия по безработице в Петербурге расходуется примерно 500 млн рублей в год. Если размер пособия установить на уровне минимальной заработной платы (на 2014 г. – 8868 рублей), то, по нашим оценкам, на учет могут встать 40-50 тыс. человек. В этом случае на выплаты понадобится уже около 6,5 млрд рублей в год. 

Тем не менее мы считаем, что пособие должно быть приравнено к минимальной заработной плате. Но это полномочие федеральной власти. Поэтому сейчас готовятся поправки в ряд законодательных актов и обращение к федеральному правительству. Нужно достойно выходить из той ситуации, в которую мы себя загнали такими пособиями.

"Петербургский дневник": И что это за ситуация? Подумаешь, люди не хотят получать статус безработного...

Дмитрий Чернейко: Дело в том, что такая величина пособия сильно искажает ситуацию на рынке труда. Мы считаем, что у нас безработицы нет, а она у нас есть. Чем рынок труда отличается от других рынков? Тем, что здесь и работодатель, и работник – это субъекты рынка, они принимают самостоятельные решения. Когда гражданин видит, что ему полагается пособие аж 850 рублей в месяц – а только на эту сумму могут рассчитывать выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, и те, кто вышел из мест лишения свободы, – какое решение он принимает? Большинство идут в сферу малого и среднего бизнеса, где и сегодня большой объем неформализованных трудовых отношений. Там любой получит работу и свои 10-15 тыс. рублей, которые позволят ему как-то жить. А такой нелегальный рынок, как вы понимаете, тормозит развитие экономики всего региона.

"Петербургский дневник": Недавно правительство города, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и проф­союзы подписали соглашение по регулированию трудовых и социальных отношений в городе. Что дает это соглашение петербуржцам?

Дмитрий Чернейко: Трехстороннее соглашение в нашем городе имеет уже давнюю историю, документ подписывается больше 20 лет. Кстати, наш субъект был первым, где такое соглашение подписали еще в 1992 г. Главное, чего мы достигли, – за эти годы в Петербурге глобальных трудовых споров, глобальных социальных конфликтов не было благодаря тому, что все стороны социального партнерства находятся в диалоге. Вроде результаты пощупать нельзя, но эта тонкая инфраструктура, которая обеспечивает взаимное доверие, дает петербуржцам социальный мир.

"Петербургский дневник": В декабре вы с председателем Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгизом Качаевым подписали еще один документ – соглашение о трудоустройстве инвалидов. Способны ли малые предприятия обеспечить рабочими местами инвалидов?

Дмитрий Чернейко: Тема трудоустройства инвалидов многогранна, а диапазон достаточно широк: от рабочих мест, где труд является средством реабилитации, до высокопроизводительных рабочих мест. В настоящее время для подавляющего большинства инвалидов, которые, с одной стороны, имеют право на работу, а с другой – хотят работать, вопрос трудоустройства решен. Проблема в отношении примерно 5-8 тыс. человек. Требуются некие дополнительные затраты на пере­обучение – достаточно специальное: специально оборудованные рабочие места, создание доступной среды. И в этой части государство обязано принимать участие, и оно принимает его. 

Но есть другая сторона – сам труд и результаты этого труда. Сегодня эффективность производств, где работают инвалиды, далеко не достаточна. 

И одна из задач, которые мы пытаемся вместе с комитетом решать, – сделать производство для инвалидов доступным и в то же время высокотехнологичным и высокопроизводительным. Это очень тяжелая задача, в разных странах она решается по-разному. Мы постепенно выстраиваем свою технологию.

"Петербургский дневник": В чем ее суть?

Дмитрий Чернейко: Самое сложное – найти ниши, где труд инвалида мог бы быть высокоэффективным. Есть целый ряд профессий, где инвалиды по зрению могли бы быть не менее производительны, чем обычные люди. Например, call-центры. Совершенно отдельная, интересная тема – создание ресторанов без света, где все происходит в абсолютной темноте, а официантами трудятся слепые. В мире эти рестораны пользуются особым спросом, потому что когда вы едите в темноте, то вкусовые ощущения совсем другие. Теперь и у нас есть такие заведения. Также есть специальные массажные кабинеты, где массажистами работают инвалиды по зрению и делают эту работу более чем хорошо. Эти ниши особенные, требуется творчество, чтобы их найти. 

Следующий момент – инвалиды-опорники. В ноябре прошлого года мы открыли мастерскую La Scarpina по индивидуальному пошиву обуви, в том числе ортопедической, на территории профессионального реабилитационного лицея, где организованы специальные рабочие места для таких людей. Оборудование, которым оснащена мастерская, является абсолютно современным и пока не имеет аналогов в Санкт-Петербурге. Данная площадка является замечательным примером современного подхода к трудоустройству инвалидов. Развитие подобных проектов – это и способ интеграции людей с ограниченной трудоспособностью, и возможность создавать качественный конкурентоспособный продукт.

"Петербургский дневник": Ваш прогноз относительно потребностей петербургского рынка труда на ближайшие годы?

Дмитрий Чернейко: Петербург – глобальный город, вписанный в международное разделение труда. Мировой кризис означает, что реструктуризацию всей городской экономики придется проводить достаточно ускоренными темпами, ориентируясь на предельно конкретизированную экономику знаний. Нужно определить те точки, которые способны обеспечить колоссальный рост и развитие города. В первую очередь это инжиниринг в разных отрас­лях, в том числе ресурсодобывающих, фармацевтике и т.д. Нужна профессиональная ориентация среди школьников начиная с 7-8-го класса. Только в этом случае работодатель будет понимать, где брать кадры. Главное направление развития рынка труда – это не столько конкретика по специальностям, сколько развитие институтов. 

По информации Международной организации труда (МОТ), сегодня в городе почти 51,7 тыс. человек не имеют работы (1,8%). При этом пособие по безработице получает лишь 9431 человек.

Закрыть