Яндекс.Метрика
  • Екатерина Шабанова

Толеген Мухамеджанов: Опера "Аттила" ставилась на земле, с которой гунны делали свои первые шаги

На сцене Мариинского театра – гаст­роли государственного театра оперы и балета "Астана Опера". Директор театра Толеген Мухамеджанов рассказал "Петербургскому дневнику" о том, чем казахские артисты планируют удивить взыскательного петербургского зрителя.

На сцене Мариинского театра – гаст­роли государственного театра оперы и балета "Астана Опера". Директор театра Толеген Мухамеджанов рассказал "Петербургскому дневнику" о том, чем казахские артисты планируют удивить взыскательного петербургского зрителя.

"Петербургский дневник": Вы представите на суд зрителей три постановки – оперу "Аттила", балет "Биржан и Сара" и гала-балет. Чем обусловлен этот выбор?

Толеген Мухамеджанов: В рамках подготовки к мировой премьере театра мы обратились с предложением к выдающемуся дирижеру современности Валерию Гергиеву, чтобы он возглавил постановочную группу премьерного спектакля. Маэстро предложил поставить оперу Джузеппе Верди "Аттила". Мы с удовольствием восприняли эту интересную идею, потому что сам по себе образ Аттилы очень близок нам. В свое время гунны во главе с Аттилой вышли из нашей степи, в этом есть некая символичность. Началась подготовка к мировой премьере театра – опере "Аттила". Валерий Абисалович Гергиев продирижировал ее 21 октября.

"Петербургский дневник": Оперу "Аттила" 8 марта также будет дирижировать Валерий Гергиев? 

Толеген Мухамеджанов: Да. После премьерного спектакля прозвучало предложение со стороны маэстро провести гастроли нашего театра с этой постановкой на Новой сцене Мариинского театра. Заманчивое и прекрасное предложение, на которое мы сразу откликнулись, теперь стало реальностью: 8 марта на Новой сцене Мариинского театра пройдет опера "Аттила". 

Также мы запланировали и национальную оперу Мукана Толебаева "Биржан и Сара". Театр "Астана Опера" открылся и работает на казахской земле, поэтому мы обязаны были показать спектакль, несущий в себе музыкальный материал и историю, которой живет наша страна. Вот почему эти две оперы вошли в репертуар предстоящих гастролей. 

Мы должны были показать и балетный спектакль, но, к сожалению, старая сцена Мариинского театра не смогла принять декорации нашего спектакля "Спящая красавица" из-за их величины. Поскольку сцена театра "Астана Опера" очень большая, декорации были рассчитаны на ее размеры. Гала-балет мы даем 9 марта.

"Петербургский дневник": Петербургские зрители уже имели возможность посмотреть оперу "Аттила" в Мариинском театре. В чем принципиальное отличие вашей постановки?  

Толеген Мухамеджанов: Опера "Аттила" ставилась на той земле, с которой когда-то гунны делали свои первые шаги в качестве кочующего народа, а потом и завоевателей. Соответственно, мы должны были показать их в несколько другом ракурсе, так как любой казах видит в Аттиле своего великого предка, возникает некая историческая аналогия. Первая же встреча с режиссером-постановщиком Пьером Луиджи Пицци определила, что Аттила будет показан как герой, близкий нашему народу. Изначально маэстро осуществил постановку в Римской опере, в которой тоже высветил образ Аттилы как мужественного, благородного человека. Главный герой перешел через себя, через свою гордыню завоевателя из большой искренней любви к женщине. Аттила смог поднять образ возлюбленной на большую высоту, и через свою любовь он принял и свою смерть. В этом и есть отличие постановок. 

Костюмы гуннов мы тоже поменяли. Потому что прежние, которые были в Римской опере, нас не устраивали. Вы увидите на сцене совершенно другие, яркие костюмы гуннов, которые отличаются степной красотой. Это делалось для того, чтобы можно было видеть в них наших предков, которые когда-то вышли из нашей великой степи на мировую арену. 

"Петербургский дневник": Ранее вы гастролировали в Казахстане, выступали на сцене Театра оперы и балета им. Абая. Есть ли сейчас волнение в преддверии премьеры на сцене Мариинского театра?

Толеген Мухамеджанов: Изначально мы не могли сразу, как молодой театр, поехать на зарубежные гастроли, тем более в такой великий театр, как Мариинский. Нам нужно было пройти своего рода некую аттестацию зрелости. Мы приняли решение поехать на гастроли в культурную столицу нашей родины – Алма-Ату, получить там благословение и в то же время поклониться духу наших великих предков, тех, кто стоял у истоков оперного и балетного искусства Казахстана. 

Мне кажется, что мы прошли это испытание и экзамен на зрелость сдали на отлично. И это не наша оценка, а оценка, которую нам дали тысячи зрителей, пришедших на эти спектакли и концерты. Мы поверили в себя, поверили в свои силы и в то, что имеем полное моральное право выйти на Большую сцену Мариинского театра, который имеет вековые традиции и прекрасную историю. Я думаю, что выступление в Санкт-Петербурге – это тоже своего рода экзамен. Если эти гастроли пройдут удачно, то мы будем считать, что выбрали правильный путь и можем считать себя состоявшимся театром. Думаю, у нас вырастут крылья, которые понесут нас дальше по пути развития нашего театра. 

"Петербургский дневник": Вы покажете петербуржцам казахский национальный балет. Для нашей сцены пока это редкость.  Ваша основная задача – удивить, поразить зрителя? 

Толеген Мухамеджанов: Наша главная задача – в меру своих возможностей порадовать зрителей, которые придут на этот концерт. У нас самая молодая балетная труппа. Средний возраст артистов чуть более 22-23 лет. Они горят желанием проявить себя, что должно вызвать интерес у зрителя. Большинство артистов – выпускники училища имени А.В. Селезнева, одного из лучших на территории постсоветского пространства. В свое время там работала и давала импульс развитию балетного искусства выдающаяся балерина Галина Уланова, которая танцевала во время войны в театре Алма-Аты. Мы имеем очень хорошие заложенные традиции, которые остались в стенах этого училища. У нас ведь такая же российская школа балета. Многие из наших педагогов, руководителей имеют московское образование. Я сам окончил аспирантуру Московской консерватории имени П.И. Чайковского как композитор. Мы не удивим, мы постараемся быть на уровне того балета, который есть в России. 

"Петербургский дневник": В чем особенность оперы "Биржан и Сара" по сравнению с постановками, которые были исполнены ранее? 

Толеген Мухамеджанов: Во-первых, это одна из самых ярких жемчужин казахской оперы. Она была написана в 1946 г. выдающимся композитором Муканом Толебаевым и с тех пор живет и является самой востребованной оперой казахского оперного искусства. Для нас "Биржан и Сара" – это своего рода визитная карточка, которой 21 июня прошлого года открылся наш театр. И теперь каждый театральный сезон мы будем открывать этой оперой. Она являет собой наш талисман, который всегда будет сопровождать театр "Астана Опера". 

Сюжет произведения отчасти историчен, но в то же время он несет в себе художественный смысл. В нем воплощены все лучшие традиции и обычаи, которые есть в нашем народе. Человек, посетивший оперу, музыка и сюжет которой очень национальны, в какой-то степени сумеет познать душу казахского народа. Сюжет иллюстрирует ту историческую жизнь, прожитую нашим народом, в которой человек не всегда мог выйти за рамки взаимоотношений, существовавших между разными социальными слоями. 

"Петербургский дневник": В дальнейшем планируете ли вы сотрудничество с Мариинским театром? 

Толеген Мухамеджанов: Для нас честь сотрудничать с таким театром, как Мариинский. Я выражаю особую признательность его руководителю маэстро Валерию Гергиеву за его колоссальный вклад в сближение культур России и Казахстана – двух стран, которые сегодня являются ближайшими стратегическими партнерами. Для нас также честь, что мы в начале октября будем принимать на нашей сцене гастроли Мариинского театра. К этому событию мы готовимся с трепетом, потому что в нашей стране творчество Мариинского театра найдет колоссальный интерес. Я думаю, будут неимоверные аншлаги. 

"Петербургский дневник": Куда отправится ваша труппа после Санкт-Петербурга?  

Толеген Мухамеджанов: Сегодня ведется переговорный процесс по определению конкретных дат и сцен, на которых будет выступать наш театр. Мы имеем очень хорошие контакты с оперой Ковент-Гарден в Лондоне и с Опера Гарнье в Париже. На сцене Карнеги-холла мы будем выступать в Нью-Йорке.

Закрыть