Новости в сети

Loading...

Лодка, катер… мотор!

В Петербурге 13 марта стартует конкурс-парад лодочных ретро-моторов и рыболовных снастей. Одному из экспонатов больше 100 лет. "Петербургский дневник" рассказывает о самых интересных экземплярах.

В целом, все образцы, которые будут представлены на ретро-параде  - это классические советские моторы (за исключением одного, зарубежного), так или иначе знакомые все тем, кто "родом из СССР", рассказали нам организаторы мероприятия. Многие из них явились следствием дефицита, царившего в Советском союзе и подталкивающего граждан на инженерные поиски. Другие появились из-за экономии на производстве, они представляют собой довольно странные "миксы".

Одну их самых больших коллекций привезет в Петербург Ольга Карпова, настоящий знаток своего дела. "Я надеюсь, что благодаря ретро-параду нас (людей, которые занимаются сохранением технической истории) будет больше. Я болею за это дело всей душой", - сказал "ПД" Ольга Карпова.

Она отметила, что у каждого двигателя своя история, в руки коллекционеров они попадают двумя путями – либо покупаются, либо их кто-то дарит. Есть вариант и с собственным уникальным производством. Так или иначе, каждый экспонат – это целая история рыболовных успехов и поражений. Каждая снасть, особенно самодельная – поиск и инженерный эксперимент любителя рыбалки.

"ПД" расскажет о самом любопытном.

От винта!

"Вихрь"- один из самых мощных советских моторов. Любопытно то, что его применяли не только по назначению – не в катерах и лодках, а… в самолетах.

Двигатель от "Вихря" часто использовался авиаконструкторами-любителями на сверхлегких самолетах и дельтапланах. Во времена СССР было сложно достать настоящий авиамотор, поэтому в дело шли более доступные "Вихри" и "Приветы".

Полное фиаско

Мотор "Кама". Его серийное производство на Пермском машиностроительном заводе началось в 1963 г., закончилось – в 1966 году. Это – один из примеров неудачных моторов.

Как рассказывают специалисты, изначально лодочный мотор "Кама", сделанный на основе известной мотопилы "Дружба", предназначался для нужд леспромхозов. Мотопила изготовлялась на том же заводе, поэтому ее использование как базы должно было обеспечить высокую ремонтопригодность мотора.

Но…"Кама" потерпел фиаско. Двигатель бензопилы не был рассчитан на длительную работу в режиме максимальной мощности. Он медленно охлаждался, быстро изнашивался. Мощности "Камы" не хватало для тяжелых лесосплавных лодок, и леспромхозы быстро от него отказались. Тогда мотор выставили на продажу в магазины, но его отвергли и простые рыбаки.

Его любили карелы

Лодочный мотор ЛМ-1 или, как говорят, "японский", долгое время лежал у хозяина в гараже, считался нерабочим. Тем не менее, мотор починили, привели в "чувства". Теперь его изредка используют. Все его детали – оригинальные.

ЛМ-1 изготовили на Заводе им. Фрунзе в городе Куйбышев. Не смотря на то, что его характеристики разнятся в зависимости от года выпуска, его внешний вид практически не менялся, за исключением мелких деталей.

На этом моторе карелы в 50-е годы прошлого века выходили в суровое Ладожское озеро.

Вариант для туристов

В начале 60хх годов прошлого века возникла необходимость в производстве легкого мотора для туристов-водников - например, для байдарочников и владельцев мелких разборных лодок. Всем им было тяжело таскать с собой 24-килограммовую "Стрелу" да запас горючего в придачу.

В связи с этим московский машиностроительный завод "Салют", выпускавший разборные байдарки, взялся за освоение необходимого атрибута - подвесного мотора.

Поршневая группа нового мотора была заимствована от широко распространённого велосипедного двигателя "Д-5". Мотор получился мощностью 2 л.с., весом 12 кг (то есть вдвое легче "Стрелы"). Любители байдарок вздохнули с облегчением. Следом был разработан вариант со складной ногой - "Спутник". Его было легко переносить в рюкзаке.

Мотор-прародитель

"Москва" - классический советский лодочный мотор, выпускаемый в СССР Московским машиностроительным заводом "Красный октябрь" с 1955 по 1962 годы и Ржевским моторостроительным заводом с 1962 по 1972 годы. Мотор имел надежную долговечную конструкцию, отмечают знатоки.

"Москва", также как и вышеупомянутая "Стрела", в свое время дала толчок развитию индустрии моторных лодок в Советском союзе и способствовала приобщению граждан к водномоторному образу жизни.

С ветерком!

"Ветерок" должен быть хорошо знаком отечественным водномоторникам. По словам специалистов, этот мотор отличался низким уровнем шума, лучшей надёжностью и долговечностью, лёгким и стабильным запуском по сравнению с другими отечественными моторами, производимыми в то время.

По своим потребительским характеристикам в 60-х - 70-х годах XX века "ВетероК" практически не уступал лучшим зарубежным моторам аналогичной мощности. Его производство началось в 1965 г. на Ульяновском моторном заводе. В качестве прототипа был выбран мотор "Москва".

Военная тайна

Моторы "Рига" и CМ-557Л – экземпляры довольно редкие. Их прозвища – "Самуил" или "топ-нога" (из-за ножного стартера).

О втором говорят: "Треску и вони много, толку – мало". По словам специалистов, этот мотор очень шумный и довольно капризный - хотя оба экземпляра до сих пор считаются ликвидными.

А вот ЛМР-6, предположительно, был изготовлен в 1943 году. История его происхождения скрыта под пеленой тумана, но есть версия, что этот мотор использовался во время войны: подобные образцы часто применялись на переправах.

"Бросьте весла!"

И один из самых интересных образцов – зарубежный экземпляр, "отец" современных лодочных моторов Evinrude Datechable Rowboat motor. Дата его производства – 1913 год, мотору более 100 лет.

Историки утверждают: именно с него все и началось, это первый лодочный мотор.

Изобретению способствовал случай. Августовским воскресным днем Оле Эвинруд со своей будущей женой Бесс в компании друзей отдыхали на берегу озера Окочи, поблизости от Милуоки.

Был жаркий летний день, и юной даме захотелось мороженого. Эвинруд прыгнул в лодку, схватил весла и поплыл в Шатц, местечко на противоположном берегу. Пока он плыл обратно, мороженое растаяло. Дружная компания посмеялась над незадачливым кавалером – и случай, казалось, был забыт…

…В апреле 1909 г. мотор Оле Эвинруда был успешно опробован на деле. Промышленное производство началось в 1910 году. За первый год было продано 1000 моторов, а в 1912 году – 4650! Моторы Оле, простые и компактные, надежные и долговечные, можно было легко прикрепить на любую лодку с плоской кормой за две минуты. "Бросьте весла! Пользуйтесь моторами Эвинруда", таков был рекламный слоган, придуманный Бесс, женой и вдохновительницей Эвинруда.

Сколько в Северной столице рыбаков, доподлинно неизвестно. Цифры по России тоже разнятся: по оценкам экспертов, в РФ от 20 до 25 миллионов рыболовов.

В прошлом году в конкурсе победила самоделка из мопедного мотора 1961-го года., о ней в свое время писали в газетах. Зрителями парада стали 12 тыс. петербуржцев.

2014-03-09T11:45:00+04:00
Петербург готовится принять парад лодочных ретро-моторов и рыболовных снастей

Лодка, катер… мотор!

Читать далее

В Петербурге 13 марта стартует конкурс-парад лодочных ретро-моторов и рыболовных снастей. Одному из экспонатов больше 100 лет. "Петербургский дневник" рассказывает о самых интересных экземплярах.

В целом, все образцы, которые будут представлены на ретро-параде  - это классические советские моторы (за исключением одного, зарубежного), так или иначе знакомые все тем, кто "родом из СССР", рассказали нам организаторы мероприятия. Многие из них явились следствием дефицита, царившего в Советском союзе и подталкивающего граждан на инженерные поиски. Другие появились из-за экономии на производстве, они представляют собой довольно странные "миксы".

Одну их самых больших коллекций привезет в Петербург Ольга Карпова, настоящий знаток своего дела. "Я надеюсь, что благодаря ретро-параду нас (людей, которые занимаются сохранением технической истории) будет больше. Я болею за это дело всей душой", - сказал "ПД" Ольга Карпова.

Она отметила, что у каждого двигателя своя история, в руки коллекционеров они попадают двумя путями – либо покупаются, либо их кто-то дарит. Есть вариант и с собственным уникальным производством. Так или иначе, каждый экспонат – это целая история рыболовных успехов и поражений. Каждая снасть, особенно самодельная – поиск и инженерный эксперимент любителя рыбалки.

"ПД" расскажет о самом любопытном.

От винта!

"Вихрь"- один из самых мощных советских моторов. Любопытно то, что его применяли не только по назначению – не в катерах и лодках, а… в самолетах.

Двигатель от "Вихря" часто использовался авиаконструкторами-любителями на сверхлегких самолетах и дельтапланах. Во времена СССР было сложно достать настоящий авиамотор, поэтому в дело шли более доступные "Вихри" и "Приветы".

Полное фиаско

Мотор "Кама". Его серийное производство на Пермском машиностроительном заводе началось в 1963 г., закончилось – в 1966 году. Это – один из примеров неудачных моторов.

Как рассказывают специалисты, изначально лодочный мотор "Кама", сделанный на основе известной мотопилы "Дружба", предназначался для нужд леспромхозов. Мотопила изготовлялась на том же заводе, поэтому ее использование как базы должно было обеспечить высокую ремонтопригодность мотора.

Но…"Кама" потерпел фиаско. Двигатель бензопилы не был рассчитан на длительную работу в режиме максимальной мощности. Он медленно охлаждался, быстро изнашивался. Мощности "Камы" не хватало для тяжелых лесосплавных лодок, и леспромхозы быстро от него отказались. Тогда мотор выставили на продажу в магазины, но его отвергли и простые рыбаки.

Его любили карелы

Лодочный мотор ЛМ-1 или, как говорят, "японский", долгое время лежал у хозяина в гараже, считался нерабочим. Тем не менее, мотор починили, привели в "чувства". Теперь его изредка используют. Все его детали – оригинальные.

ЛМ-1 изготовили на Заводе им. Фрунзе в городе Куйбышев. Не смотря на то, что его характеристики разнятся в зависимости от года выпуска, его внешний вид практически не менялся, за исключением мелких деталей.

На этом моторе карелы в 50-е годы прошлого века выходили в суровое Ладожское озеро.

Вариант для туристов

В начале 60хх годов прошлого века возникла необходимость в производстве легкого мотора для туристов-водников - например, для байдарочников и владельцев мелких разборных лодок. Всем им было тяжело таскать с собой 24-килограммовую "Стрелу" да запас горючего в придачу.

В связи с этим московский машиностроительный завод "Салют", выпускавший разборные байдарки, взялся за освоение необходимого атрибута - подвесного мотора.

Поршневая группа нового мотора была заимствована от широко распространённого велосипедного двигателя "Д-5". Мотор получился мощностью 2 л.с., весом 12 кг (то есть вдвое легче "Стрелы"). Любители байдарок вздохнули с облегчением. Следом был разработан вариант со складной ногой - "Спутник". Его было легко переносить в рюкзаке.

Мотор-прародитель

"Москва" - классический советский лодочный мотор, выпускаемый в СССР Московским машиностроительным заводом "Красный октябрь" с 1955 по 1962 годы и Ржевским моторостроительным заводом с 1962 по 1972 годы. Мотор имел надежную долговечную конструкцию, отмечают знатоки.

"Москва", также как и вышеупомянутая "Стрела", в свое время дала толчок развитию индустрии моторных лодок в Советском союзе и способствовала приобщению граждан к водномоторному образу жизни.

С ветерком!

"Ветерок" должен быть хорошо знаком отечественным водномоторникам. По словам специалистов, этот мотор отличался низким уровнем шума, лучшей надёжностью и долговечностью, лёгким и стабильным запуском по сравнению с другими отечественными моторами, производимыми в то время.

По своим потребительским характеристикам в 60-х - 70-х годах XX века "ВетероК" практически не уступал лучшим зарубежным моторам аналогичной мощности. Его производство началось в 1965 г. на Ульяновском моторном заводе. В качестве прототипа был выбран мотор "Москва".

Военная тайна

Моторы "Рига" и CМ-557Л – экземпляры довольно редкие. Их прозвища – "Самуил" или "топ-нога" (из-за ножного стартера).

О втором говорят: "Треску и вони много, толку – мало". По словам специалистов, этот мотор очень шумный и довольно капризный - хотя оба экземпляра до сих пор считаются ликвидными.

А вот ЛМР-6, предположительно, был изготовлен в 1943 году. История его происхождения скрыта под пеленой тумана, но есть версия, что этот мотор использовался во время войны: подобные образцы часто применялись на переправах.

"Бросьте весла!"

И один из самых интересных образцов – зарубежный экземпляр, "отец" современных лодочных моторов Evinrude Datechable Rowboat motor. Дата его производства – 1913 год, мотору более 100 лет.

Историки утверждают: именно с него все и началось, это первый лодочный мотор.

Изобретению способствовал случай. Августовским воскресным днем Оле Эвинруд со своей будущей женой Бесс в компании друзей отдыхали на берегу озера Окочи, поблизости от Милуоки.

Был жаркий летний день, и юной даме захотелось мороженого. Эвинруд прыгнул в лодку, схватил весла и поплыл в Шатц, местечко на противоположном берегу. Пока он плыл обратно, мороженое растаяло. Дружная компания посмеялась над незадачливым кавалером – и случай, казалось, был забыт…

…В апреле 1909 г. мотор Оле Эвинруда был успешно опробован на деле. Промышленное производство началось в 1910 году. За первый год было продано 1000 моторов, а в 1912 году – 4650! Моторы Оле, простые и компактные, надежные и долговечные, можно было легко прикрепить на любую лодку с плоской кормой за две минуты. "Бросьте весла! Пользуйтесь моторами Эвинруда", таков был рекламный слоган, придуманный Бесс, женой и вдохновительницей Эвинруда.

Сколько в Северной столице рыбаков, доподлинно неизвестно. Цифры по России тоже разнятся: по оценкам экспертов, в РФ от 20 до 25 миллионов рыболовов.

В прошлом году в конкурсе победила самоделка из мопедного мотора 1961-го года., о ней в свое время писали в газетах. Зрителями парада стали 12 тыс. петербуржцев.


Текст: Максим Сю
Фото: Петербургский Дневник
Разделы: Общество
Тэги: Конкурс

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети