Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

В Петербурге около 5 тысяч невыездных

Не за горами сезон отпусков. Основная проблема, с которой могут столкнуться те, кто пожелал провести свой отпуск за рубежом, - в последний момент узнать о том, что за кордон-то, оказывается, путь заказан.

Не за горами сезон отпусков. Основная проблема, с которой могут столкнуться те, кто пожелал провести свой отпуск за рубежом, - в последний момент узнать о том, что за кордон-то, оказывается, путь заказан.

Дело в том, что вот уже как 7 лет в отношении должников действует такая мера, как ограничение права на выезд за рубеж. Данное ограничение на нерадивых граждан накладывают судебные приставы. Но до сих пор нередки случаи, когда должники узнают о том, что стали не выездными, уже на границе. Как результат – испорченный отпуск и море негодований и возмущений. В этой связи в УФССП России по Санкт-Петербургу предупреждают и напоминают, что гражданам, во избежание возникновения таких проблем с судебными приставами, следует самим вовремя узнавать о наличии у них задолженностей. К примеру, если сумма долга превышает 10 тыс. рублей, то это уже весомый повод обратиться к судебному приставу, чтобы узнать о наличии или отсутствии этого ограничения. Надо отдать должное, отмечают судебные приставы, что с каждым годом становится все больше людей, которые сами заходят на сайт УФССП и проверяют информацию о своих задолженностях. Но, тем не менее, еще очень многие люди доводят дело до критического момента, а потом, как ни в чем не бывало, категорично заявляют, что мы, мол, не знали, нас не предупреждали и так далее.

Как нам рассказали в Петербургском УФССП в настоящее время в нашем городе порядка 5 тыс. не выездных. Причем представлены все категории должников: и по кредитам, и по долгам физических лиц, и по алиментам. С каждым годом этот «черный список» увеличивается.

Нередки случаи, когда те, кто входит в список не выездных, узнав о том, что они должны, пытаются погасить долг прямо на границе, если найдут информационно-платежный терминал. И вот-тут-то для них наступает, что называется, момент истины. Будучи уверены, что теперь все в порядке и можно с чистой совестью отправиться за границу, пересечь ее по-прежнему остается проблематично.

Объясняется это довольно просто – для того, чтобы исполнительное производство было закрыто – необходимо некоторое время. И это не час и даже не день. «Когда налагается ограничение права на выезд, вносится процессуальный документ в установленном порядке. – рассказывает заместитель начальника УФССП России по Санкт-Петербургу Вадим Дмитриев - Представим себе, что мы объявим об упрощении процедуры права на выезд. То есть не будет никаких постановлений, просто судебный пристав выберет должника, который ему не нравится, нажмет соответствующую кнопку – и должник станет не выездным. Уверен, что при таком раскладе поднимется волна возмущения, причем справедливая. Сразу же скажут, что как же, мол, так, без документа, без проверки, без направления постановления должнику для обжалования… Но когда вопрос становится о снятии ограничения, почему-то все эти аспекты забываются. А ведь это вопрос такой же серьезный и должен точно так же решаться в установленном порядке. Точно также должно быть вынесено бумажное постановление, должно быть проверено, вся ли сумма погашена. А ведь там могут быть разные ситуации: и сводное производство, когда взыскатель не один, а, к примеру, десять. Кто будет проверять, всем ли должник заплатил или не всем?! Кто будет проверять, заплатил ли он исполнительский сбор?! Бывают ситуации, когда должник утверждает, что часть долга была уже погашена, а взыскатель это не подтверждает… Кто этими вопросами будет заниматься и когда? Поэтому здесь вопрос не столько технический, поскольку технически мы готовы к тому, чтобы максимально ускорить обмен информацией с органами пограничного контроля, сколько юридический. Ведь до того, как этот процесс запустится, должно быть вынесено бумажное постановление, пристав все-таки живой человек, а не автомат. Он должен проверить, погашен ли долг. Все это подтвердить и соответствующий документ вынести».

На вопрос о том, будет ли хотя бы в будущем у должника возможность снять ограничение, допустим, за один час, чтобы избавившись от долгов прямо в аэропорту, улететь своим рейсом, Вадим Дмитриев ответил отрицательно. «И поверьте, у нас часто ссылаются на зарубежный опыт, но если вы мне назовете хоть одну зарубежную страну, где такое возможно, я буду признателен. Таких стран нет. Ни в одной развитой стране вы не сможете, нажав кнопку в аэропорту, вылететь за рубеж. Конечно, в перспективе мы планируем максимально сократить процедуру ограничения права на выезд за рубеж. Но пока я не готов сказать, будет это занимать двое или больше суток. Работа ведется» - сказал он.

Вадим Дмитриев также объяснил, почему, прежде чем куда-то лететь, гражданин должен и сам пошевелиться и узнать, нет ли на него исполнительного производства, и не является ли он должником. По его словам, существует некая цепочка: взыскатель (предположим, налоговый орган), суд и только потом приставы. И эти сбои, связанные с несвоевременным информированием гражданина об имеющихся у него задолженностях, происходят в основном в первых двух звеньях этой цепочки. Именно там должны гражданина извещать. Судебные приставы – последняя инстанция, которая, в свою очередь, исходит из того, что человек уже знает о наличии у него долга. И если в контексте налогов, незнание того, что может быть задолженность – это еще объяснимо, то в ситуациях с кредитами и алиментами, такое незнание выглядит, как минимум, смешным. Да и вообще здесь действует то же самое правило, что и в случае с незнанием законов, которое, как известно, не освобождает от вины. «Конечно, возбуждая производство, мы тоже информируем должника, но мы руководствуемся той информацией, которая содержится в исполнительном документе, рассылая оповещение по тому адресу, который в нем указан. И поэтому должники очень часто высказывают претензии, что их не предупредили о том, что они ограничены. Но они и сами должны сообщать о перемене своего места жительства и так далее. Хотя сейчас созданы все условия для того, чтобы этих проблем в целом не было. Проверить, должен ты или нет, можно и на сайте налоговой службы, и на сайте УФССП. У нашего населения должна быть позиция более активная: не ждать, когда к тебе придут и уведомят, а немножко самому поинтересоваться» - уверен Вадим Дмитриев.

К слову, в Петербурге уже 4 года действует электронный ресурс по предоставлению данных о наличии задолженностей, так называемый Банк данных исполнительных производств. Зайдя на сайт Петербургского УФССП и воспользовавшись данным ресурсом можно не только проверить информацию о задолженностях, но и оплатить их в режиме он-лайн. В среднем за год информационной системой пользуются около миллиона человек, а это примерно каждый пятый житель. Причем, как отметили в ведомстве, наш город стабильно занимает лидирующие позиции в России по активности пользователей данной системой.

Отвечая на вопрос, лукавят ли должники, когда заявляют, что и знать не знали о существовании такого удобного ресурса, Вадим Дмитриев ответил: «Конечно, лукавят. Буквально на днях прочитал письмо одной гражданки, которая написала, что давно уже перестала совершать выплаты по кредиту, но очень удивлена, что, оказывается, банк обратился в суд. Ну как на это реагировать?».

Говоря об ответственности, к которой можно привлечь должника, не исполняющего требования судебных приставов, не стоит забывать, что помимо административной, она может быть и уголовной. И еще, к требованиям приставов стоит отнести и исполнительский сбор. Он представляет из себя денежное взыскание за неисполнение требований исполнительного документа. С 10 января 2014 года минимальная сумма исполнительского сбора существенно выросла и составила не менее 1 тыс. рублей для физических лиц, и не менее 5 тыс. рублей – для юридических лиц.

Закрыть