Яндекс.Метрика

Александр Николаев: «Зеркальный» - это территория счастья

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» Городского дворца творчества юных отмечает 45-летие. Ежегодно лагерь принимает более 7 тыс. детей. Почему с годами ряды зеркалят только крепнут, рассказал директор «Зеркального» Александр Николаев.

Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» Городского дворца творчества юных отмечает 45-летие. Ежегодно лагерь принимает более 7 тыс. детей. Почему с годами ряды зеркалят только крепнут, рассказал директор «Зеркального» Александр Николаев.

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, как давно вы возглавляете «Зеркальный»?

Александр Николаев: 28 лет. Я – выпускник Политехнического университета, работал мастером производственного обучения, затем учителем труда в школе №339 Невского района. Создал программу трудового обучения, которая победила на конкурсе ВДНХ в Москве. За ее разработку и внедрение мне вручили орден Трудовой славы III степени. А потом в мою жизнь вошел «Зеркальный», и вот уже почти 30 лет я связан с ним неразрывно.

"Петербургский дневник": Главный в лагере – вожатый. Вы согласны с этим утверждением?

Александр Николаев: Абсолютно, потому что вожатый с детьми 24 часа в сутки. А кроме него воспитатели, их помощники, дежурные по режиму, педагоги-организаторы. Словом, все те, кто напрямую работает с детьми. 

Вы совершенно верно затронули вопрос о кадрах, потому что это очень важно. Это понимают все, от родителей до управленцев, которые занимаются организацией отдыха и оздоровления детей. 

С самого начала своей деятельности «Зеркальный» был учреждением, которое готовило молодых людей к активной организационной деятельности по различным направлениям: трудовой, спортивной, художественно-творческой, эколого-биологичес­кой и т.д. По этим направлениям нужны были люди, готовые вести за собой. 

Ведь что такое вожатый? Это тот, кто рядом и чуть-чуть впереди, кто ведет за собой. Это человек, который по возрасту недалеко ушел от ребенка, который понимает, чего тот ждет от него, но в то же время уже осознает ту меру ответственности и ту задачу, которая на него возлагается. Сего­дня это – безопасность ребенка. А далее нужно вспомнить о слове «воспитание», которое восходит к словосочетанию «восполнение питания», где питание не только пища материальная, но и духовная. Этим и занимаются наши вожатые – питают подопечных. 

"Петербургский дневник": Поскольку мы выяснили, кто в лагере главный, то где и как готовят вожатых?

Александр Николаев: Теоретическую подготовку дают наши известные вузы, где есть педагогические направления. Это РГПУ им. А.И. Герцена, Университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Университет культуры и искусства, Университет сервиса и экономики. С этими вузами мы работаем напрямую по договорам. Эта система хорошо выстроена. Особенность «Зеркального» в том, что у нас в отличие от таких известных лагерей, как «Орленок», «Смена», «Океан», есть школа, детский сад и ясли. 

Вузы могут посылать к нам студентов на практику, и таким образом мы находимся внутри социума, который объединяет в себе большое количество вузов. Тем учителям-предметникам, что приходят к нам, мы также даем досуговую практику, которую нигде нельзя получить. В этом уникальность нашей системы взаимодействия с вузами. 

Студенты, которые обучаются в вузе и проходят предметную практику в «Зеркальном», получают мощный воспитательный заряд, и этот багаж дает им возможность в дальнейшем не замыкаться только на уроке, а помнить о «классике жанра» – о воспитании в школе. Образование – это не образовательная услуга, как часто слышится сейчас, а жизнь. Точно так же вожатый не может быть выучен кем-то, это должно быть призвание, повеление души. Кто и как может заставить  молодого человека работать 24 часа в сутки? Никто. Только его собственное ощущение того, что он нужен, что ему это нравится. На этом строится вся работа вожатых. 

После окончания вуза мы берем выпускников к себе на постоянную работу, и это наш золотой фонд. Ребята приобретают колоссальный опыт работы вожатым и готовы его активно транслировать тем студентам, что приезжают на практику на 1-2 месяца. 

"Петербургский дневник": И сколько человек ежегодно пополняют педагогический коллектив «Зеркального»? 

Александр Николаев: Двадцать пять выпускников. Этих ребят мы готовим уже в своей Школе вожатского мастерства в течение года. Они посещают методический кабинет, правда, в вечернее время. Днем они все время с детьми, а вечером за чашкой чая могут посидеть, почитать методические материалы, посмотреть занятия на видео. Это особенно востребовано новичками.

Можно воспользоваться увиденными приемами, а можно по­смотреть, как другие придумывают уникальные занятия, которые повторить очень сложно. Но для каждого здесь найдется то, что в будущем ему пригодится. 

Еще один кадровый источник – это те вожатые, которые будут работать только летом. Мы их набираем из студентов, которым уже исполнилось 18 лет. Полгода ведутся предварительная работа и обучение, причем этот свое­образный полугодовой фильтр очень нужен, потому что позволяет увидеть, кого к детям подпус­кать нельзя. Сезонники работают все лето, и нам становится понятно, за кого нужно держаться, у кого есть талант и перспектива. 

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, каким самым важным качеством должен обладать вожатый? 

Александр Николаев: Для меня, как для родителя и руководителя, важно, чтобы у человека было развито чувство ответственности.

Представьте: у него нет своих детей, а он вдруг становится много­детным папой или мамой. Если у него есть чувство ответ­ственности, он может работать, если нет – к детям его допускать нельзя. 

Вторым важным качеством должна быть любовь к детям. Человек, которому интересно с детьми, не будет смотреть на время и после отбоя считать, что его функциональные обязанности завершены. 

И, конечно, нельзя забывать о профессионализме. Работать в «Зеркальный» приходят те ребята, которые когда-то сами были зеркалятами. Их можно считать профессионалами в своей облас­ти, потому что они еще детьми приезжали в лагерь мастерами спорта, художниками, танцорами, певцами и т.д. Все они принимали участие в профессиональных конкурсах и побеждали. Поэтому им есть что передать, чем поделиться с новыми зеркалятами.

"Петербургский дневник": «Зеркальный» – это, конечно, эталон. А что нужно, чтобы каждый лагерь был таким?

Александр Николаев: Я думаю, первое, на что нужно обращать внимание, – это кадровый потенциал. Это должна быть встреча родственных душ, с которыми хочется работать и творить. Понятно, что должна быть хорошая материальная база, но ее я ставлю на второе место, потому что, например, база «Зеркального» до реконструкции была в не очень хорошем состоянии. Однако то, что в нем происходило, не отталкивало родителей и детей. Содержание важнее.

И, конечно, в лагере должна быть психологическая и физичес­кая безопасность. Должны быть методы воспитания, трудовая деятельность, соответствующие возрасту. При этом важно совместное с ребенком участие в жизнедеятельности и организации творческой деятельности, потому что если дать задание, а самому отойти и контролировать, то ничего хорошего из этого не выйдет. 

В «Зеркальном» всю смену – 21 день – с утра до вечера с детьми занимаются. Кроме того, мы выстраиваем работу по социализации детей. Наверное, только в лагерях ребенок получает образование, которого не замечает, только в лагерях ему предоставлено право свободной самореализации. 

"Петербургский дневник": Александр Вячеславович, если вернуть время вспять, поехали бы вновь работать в «Зеркальный»?

Александр Николаев: Обязательно! Здесь действительно территория счастливого детства для детей и территория счастливой реализации задуманного для взрослых. Я верю и вижу, что то, что задумывалось, имеет воплощение в жизнь, всячески поддерживается властями города. Это не может не вдохновлять.

Закрыть