Яндекс.Метрика
  • Ирина Молчанова «ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК» / «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК»

Секты – за вашей дверью: их жертвой может стать любой

Сектовед из Петербурга Виталий Питанов много лет изучает деструктивные религиозные культы, пишет учебники и читает лекции по всей стране. В Петербурге Питанов и его коллеги из центра «Ставрос» вытаскивают людей из различных сект.

Они охотятся на своих жертв в церквях, Интернете и книжных магазинах

В Петербурге недавно закрыли Церковь пятидесятников «Жатва». Повод был найден формальный — отсутствие образовательной лицензии, но очевидно, что «церковь» ликвидировали по религиозным причинам. Просто понятие «секта» в России до сих пор юридически никак не оформлено. Только сейчас в Госдуме собираются рассматривать законопроект «О противодействии тоталитарным сектам». Питерский сектовед Виталий Питанов много лет изучает деструктивные религиозные культы, пишет учебники и читает лекции по всей стране. В Петербурге Питанов и его коллеги из центра «Ставрос» вытаскивают людей из различных сект.

Сектантом может стать любой

«Тайный советник»: Складывается впечатление, что многие уходят в секты, абсолютно поверив некоему «учителю». Они не то что не способны, а просто не желают критично оценивать деятельность религиозной организации.

Виталий Питанов: Для меня проблема сектантов заключается в грамотной религиозной самоидентификации человека. Многие делают религиозный выбор, не обладая нужной квалификацией для этого, и потому становятся легкой добычей обманщиков. По моему опыту, в основе всех сект лежит обман и самообман. Человек должен понимать, куда он вступает и каковы могут быть последствия его шага. Невольник не богомольник — вот наш подход. Религиозная безграмотность большинства людей ниже всякой критики. Есть определенные психологические и идеологические алгоритмы вовлечения людей в секты. У неподготовленного человека при столкновении с профессионалом шанс сохранить рассудок невелик. Если вербовщик нащупает ваше слабое место, вы — в капкане.

«Тайный советник»: Что это за слабости?

Виталий Питанов: Их много. Самые распространенные — поиск смысла жизни, проблема преодоления страдания, потребность в самореализации, желание быть уважаемым, богатым, счастливым в семейной жизни.

Оккультизм — самая популярная идеология

«Тайный советник»: Какие религиозные организации наиболее активны в Петербурге?

Виталий Питанов: Самая крупная община — это, конечно, «Свидетели Иеговы». Также из лжехристианских организаций можно выделить «Движение веры» — ее представителей еще называют харизматами. Они представляют собой большое количество различных групп, которые близки идеологически, но юридически самостоятельны. Они говорят о том, что каждый христианин должен быть богатым, счастливым и здоровым. Делается акцент на чудесах, пророчествах.

«Тайный советник»: Недавно питерский суд закрыл одну такую «церковь». Значит, всетаки власть пытается бороться с сектами?

Виталий Питанов: Это все бесполезные попытки. В советские годы секты никуда не исчезали, несмотря на все запреты и преследования. Что уж говорить про наши времена. К примеру, в России запрещен журнал «Сторожевая башня», он признан экстремистской литературой. Но этот журнал по-прежнему издается — и распространяется уже без всяких выходных данных. Эффект будет не тогда, когда власть юридически что-то запретит, а когда она покажет идеологическую несостоятельность той или иной системы. Но преодоление «разрухи в головах» — трудоемкий процесс, желающих и умеющих этим заниматься почти нет.

«Тайный советник»: Мы много слышим про секты, но, кажется, они где-то далеко, и никогда нас лично не коснутся. Насколько они опасны?

Виталий Питанов: Если люди религиозно безграмотны, то секта — за их дверью. Просто им еще не попался тот, кто нащупает их слабую струну. Как только такой человек попадется, эти люди станут яростно верующими. Сегодня самая популярная идеология — оккультизм в разных его формах. Вера в инопланетян, экстрасенсов, в Бога в душе. Вера во все и ни во что конкретно.

«Взломать» человека

«Тайный советник»: Как люди попадают в секты?

Виталий Питанов: На улице могут подойти «Свидетели Иеговы» и задать вопрос: верите ли вы в Бога? Сайентологи могут дать вам буклет. Я видел, как в Казанском соборе пытались вербовать муниты. Раньше представители различных сект очень любили устраивать «охоту» в Доме книги — у полок с психологической литературой. Там продают макулатуру, в которой обещается решение всех проблем человека за три дня и без напряга. Сейчас вербовка в значительной степени переместилась в Интернет, существует огромное количество сайтов самых разных сект. Также без труда вербовщики могут пересечься с будущей жертвой на каком-либо интернет-форуме или в соцсети. Вовлечь человека в секту несложно, гораздо труднее удержать его в ней.

«Тайный советник»: Какие используются приемы?

Виталий Питанов: Сектанты пытаются «взломать» человека, его систему ценностей. Например, нужно дискредитировать прошлое жертвы, показать, какие у нее существуют проблемы, отметить, что сама она их не решит, вызвать состояние уныния, ну а потом показать «светлое будущее», в котором все проблемы будут решены. Но это произойдет, если потенциальный адепт примет предлагающуюся ему идеологию и станет членом секты.

«Тайный советник»: Считается, что если человек попал в секту, то самому ему оттуда не выбраться. Его будут удерживать силой, пугать, шантажировать. Это так?

Виталий Питанов: Сект, где на человека могут и будут физически воздействовать, единицы. Это в основном сатанинские культы. Сайентологи могут пустить в ход силу — но только в том случае, если кто-то начинает публично против них выступать. В большинстве случаев давление на сектанта в основном носит психологический и идеологический характер.

«Тайный советник»: Как вы помогаете людям, попавшим в секту?

Виталий Питанов: Чаще всего обращаются родственники сектанта. Обычно я даю рекомендации, как выстраивать правильную стратегию общения с ним. Главное правило — не нападать. Любая атака на религиозное представление, которое уже сложилось у человека, будет вызывать у него отторжение. Поэтому мы поднимаем какие-то стратегические вопросы, которые позволяют сектанту переоценить его религиозные взгляды. В мировоззрении человека есть ключевые точки, и если он о них задумается, то обрушится вся система ценностей секты.

Досье «Тайного советника»

Виталий Питанов, преподаватель сектоведения СанктПетербургского православного института религиоведения и церковных искусств, сотрудник Православного миссионерскоапологетического центра «Ставрос».

Справка «Тайного советника»

Методы вербовки

Сначала сектанты стараются привлечь внимание будущей жертвы: «У вас есть проблемы? У вас очень серьезные проблемы! Никто, кроме нас, не может вам помочь их решить!», «Общество несовершенно? Оно идет к погибели! Мы знаем путь к спасению. Мы спасем вас!». А далее используются следующие методы манипуляции:

«Младенец». Новообращенного воспринимают как «младенца» и так же к нему относятся. Человека заставляют копировать не только поведение старших «братьев и сестер» по секте, но и приучают его мыслить, как они. Взрослого могут заставить играть в детские игры, начнут проявлять мелочную опеку.

Запрет на самостоятельное мышление. Человека отучают от психологической независимости. Сектант не имеет права на собственное мнение. Должен мыслить, только как все в секте.

«Кнут и пряник». При «правильном» поведении человеку уделяют внимание, говорят комплименты, восторгаются его талантами, часто несуществующими. Но стоит ему задать неудобный вопрос — и все меняется: с ним избегают встречаться глазами, комплименты прекращаются, отношение резко ухудшается. Человек начинает подстраиваться под то, чего от него ожидают, выбирая для себя модель поведения, навязанную сектой.

Трансовые практики. Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом.

Медикаменты. К примеру, сайентологи проводят «очистительный марафон», во время которого адепта заставляют принимать лошадиные дозы витаминов и микроэлементов и по пять часов в день бегать и париться в сауне. Таким образом, вызывается состояние, близкое к наркотическому опьянению.

«Загруженная» лексика. В секте стремятся создать свой искусственный язык, понятный только ее членам. С помощью этого приема человека вырывают из привычной для него культурной среды. Он начинает ощущать, что его понимают только в секте.

Поиск «врага». Сектанту, занятому борьбой с врагами, некогда думать. Ненависть — это сильнейшая эмоция, которая занимает все его мысли и чувства. Помимо того, на происки врагов можно «списать» все неудачи секты.

Закрыть