Новости в сети

Loading...

О том, кому таможня дает добро, а для кого является непреодолимым препятствием рассказывает начальник СЗТУ полковник таможенной службы Константин Козлов.

"Петербургский дневник": Расскажите об основных направлениях деятельности вверенного вам управления?

Константин Козлов: Основные направления деятельности таможенных органов Северо-Западного региона - таможенный контроль экспортно-импортных поставок, пополнение доходной части федерального бюджета, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, эффективное применение новейших информационных технологий и программных продуктов при осуществлении таможенных операций, защита прав интеллектуальной собственности и борьба с поступлением контрафактной продукции, обеспечение соблюдения запретов и ограничений.

По итогам деятельности в 2013 году в федеральный бюджет было перечислено более 526 млрд. рублей. Ежедневно таможенные органы СЗТУ перечисляли в российский бюджет более полутора миллиардов рублей. Вклад каждого таможенника региона составил более 47 млн. рублей.

В весовом выражении таможенными органами региона были произведены таможенные операции в отношении 66,5 млн. тонн экспортно-импортных партий товаров, оформленным по 1 млн. 151 тыс. 958 таможенным декларациям. В стоимостном выражении внешнеторговый оборот Северо-западного региона по итогам 2013 года увеличился на 2% и составил более 100 млрд. долларов США, в котором импорт преобладал и составлял более 77 млрд. долларов. При этом натуральные объемы по сравнению с 2012 годом увеличились в экспорте на 14%, в импорте – на 5%.

Товары из региона вывозились в 177 стран мира, в основном в Нидерланды, Германию, Финляндию. Профилирующие товары в экспорте в 2013 году – металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, древесина и изделия из нее. Импортировались в Северо-Западный регион товары из 195 стран мира, преимущественно из Китая, Германии, Республики Корея. В товарной структуре импорта основные позиции занимают продукция машиностроительной промышленности, продовольственные товары, продукция химической промышленности.

В ушедшем году таможенными органами Северо-Западного региона было выявлено 3 млн. 281 тыс. 810 товаров, обладающих признаками контрафактных, из них 1 млн. 905 тыс. 560 товаров признаны судебным решением контрафактными, 8 тыс. 300 товаров по согласованию с правообладателем были впоследствии уничтожены в соответствии с таможенной процедурой уничтожения.

"Петербургский дневник": Отличается ли сегодняшняя таможня от той, которая была, скажем, 20-25 лет назад? Что кардинально изменилось в работе современных таможенников?

Константин Козлов:  Изменилось многое - от подходов к осуществлению таможенного контроля до технологий и оборудования. Сегодня таможенная служба России работает по международным стандартам. Современное таможенное законодательство имеет массу преимуществ, что позволяет участникам ВЭД получать экономические выгоды при соблюдении всех требований законодательства. В частности, при использовании таких технологий, как электронное декларирование (100-процентное с 2014 года), предварительное информирование, периодическое декларирование, удалённый выпуск, уполномоченный экономический оператор. Использование в таможенной практике системы управления рисками и технологии таможенного контроля после выпуска товаров позволяют упростить саму процедуру таможенных формальностей, сократить временные издержки на таможенное оформление, в целом, и на пересечение границы, в частности.

Применение системы управления рисков и контроля после выпуска на протяжении последних лет позволила таможне уйти от повальных досмотров внешнеторговых грузов, действуя избирательно и точечно, что приносит значительный экономический эффект. Так, в результате применения системы управления рисками в прошлом году таможенными органами СЗТУ возбуждено 338 дел об административных правонарушениях, экономическая эффективность составила 559 млн. рублей. Сегодня таможенными органами СЗТУ эксплуатируются 4 легковозводимых и 10 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, которые работают как большой рентген и позволяют быстро обследовать крупный грузовой автотранспорт, не открывая его.

Если говорить об изменениях для граждан, то в первую очередь необходимо сказать о пунктах пропуска, которые были построены за эти 25 лет на различных участках границы на Северо-Западе. 25 лет назад их было недостаточно по количеству, а те, что были, уже не справлялись с растущим пассажиропотоком и движением транспорта. Сегодня это современные авто-переходы на сухопутном участке границы, терминалы для оформления круизных пассажирских лайнеров на морском участке, новый комплекс в Пулково на воздушной границе, и так далее.

Кроме того, в пограничных пунктах пропуска работает система зелёного и красного коридоров в направлениях въезда-выезда, что значительно облегчает и ускоряет прохождение гражданами таможенного контроля при отсутствии, конечно, нарушений закона. Например, при выезде из России абсолютное большинство граждан следуют по "зелёному" коридору, где таможенный контроль минимален. Судите сами, ограничения на вывоз товаров гражданами минимальны, есть только запреты на перемещение некоторых товаров через границу. Личный автотранспорт на временный вывоз декларировать не требуется. Пассажирскую таможенную декларацию можно заполнить и распечатать дома для предъявления потом на границе, а движение по "зелёному" коридору занимает несколько минут. При въезде требуется больше времени даже в "зелёном" коридоре, но тот, кто соблюдает таможенное законодательство, долго не задерживается на таможенном контроле.

Подводя итог, скажу, для законопослушных граждан и участников ВЭД изменения таможни за эти годы только в плюс, сегодня для них со стороны таможенной службы созданы максимально комфортные условия по международным, повторюсь, стандартам для пересечения границы и ведения бизнеса.

"Петербургский дневник": В юрисдикцию СЗТУ входит 12 таможен. На каких из них возникают наибольшие сложности?

Константин Козлов: Я бы сказал иначе. В регионе есть таможенные органы, которым Северо-Западное таможенное управление уделяет более пристальное внимание в силу их большей значимости по различным аспектам деятельности. Таковыми являются Балтийская, Санкт-Петербургская, Калининградская областная и Выборгская таможни.

Балтийская таможня в лидерах по Северо-западу сразу по нескольким позициям - по платежеёмкости товарооборота, количеству выпущенных деклараций на товары и по объёмам перечислений в федеральный бюджет (62,5%). Санкт-Петербургская таможня на первом месте по грузообороту в весовом выражении и вторая по декларационному массиву и по объёмам пополнения государственной казны. По этим же показателям замыкает тройку лидеров Калининградская областная таможня. Кроме того, Калининградский регион – это особая экономическая зона, где применяется соответствующий порядок таможенного контроля. По итогам прошедшего года в Калининградской областной таможне 57% от общего декларационного объёма составили декларации на товары, помещаемые под процедуру "свободная таможенная зона", 31,6% - это декларации на товары, произведённые в Особой экономической зоне в Калининградской области и вывозимые на остальную территорию Таможенного союза. Регион деятельности Санкт-Петербургской таможни в результате организационно-штатных мероприятий существенно расширился в прошлом году, и сегодня в него входят Ленинградская, Вологодская, Новгородская области и Республика Коми, а также функционирует Свободная экономическая зона.

Выборгская таможня – крупнейшая на Северо-Западе по пассажиропотоку и движению автотранспорта на сухопутном участке границы. А Выборгское направление, как известно, наиболее популярное у жителей Санкт-Петербурга для пересечения российско-финляндской границы. В течение 2013 года через пограничные автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни проследовало около 10 млн. граждан, более 4 млн. единиц автотранспорта, из них более 3 млн. - легковые автомобили и 58 тыс. 55 пассажирских автобусов.

"Петербургский дневник": Расскажите о плюсах и минусах Таможенного союза трёх государств. Будет ли он расширяться, и какие страны являются наиболее перспективными кандидатами на вступление в него?

Константин Козлов: Таможенная служба РФ – орган исполнительной власти, поэтому, будет ли расширяться Таможенный союз, зависит, в первую очередь, от волеизъявления страны, которая пожелает вступить в Таможенный союз, и от решения Комиссии Таможенного союза, в который на сегодняшний день входят три государства – Россия, Белоруссия и Казахстан. Единое таможенное пространство, единое таможенное законодательство, отсутствие таможенных границ и, соответственно, пограничных пунктов пропуска и контроля позволяют гражданам стран-участниц Таможенного союза свободно перемещать внутри союза товары для личного пользования, пересылать товары, в том числе подарки, родственникам и друзьям, не опасаясь необходимости уплаты таможенных пошлин в случае превышения установленных весовых и стоимостных ограничений. Представителям бизнеса, на мой взгляд, также комфортнее стало в рамках Таможенного союза реализовывать уже существующие контракты, формировать новые деловые взаимоотношения в связи с отсутствием внутри союзного объединения таможенных барьеров. Кроме того, стопроцентное электронное декларирование и технология удалённого выпуска экспортно-импортных поставок позволяют вести бизнес с другими странами.

"Петербургский дневник": Как Управление борется с коррупционерами в своих рядах?

Константин Козлов: В 2013 году подразделениями по противодействию коррупции СЗТУ зарегистрировано 172 материала с признаками преступлений. В отношении должностных лиц таможенных органов СЗТУ по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 33 уголовных дела, из которых 22 коррупционной направленности. Кроме того, возбуждено 12 уголовных дел по статье 291 УК РФ в отношении взяткодателей. Причём, хочу подчеркнуть, большинство дел возбуждается по материалам службы по противодействию коррупции СЗТУ, то есть данные преступления мы выявляем самостоятельно.

В прошлом году по результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных, в том числе по ранее направленным материалам, получены сведения о вынесении судами 34 обвинительных приговоров, из них 4 приговора по уголовным делам 2013 года. За совершение преступлений осуждено 26 должностных лиц таможенных органов СЗТУ, в том числе 17 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности. По решению судов должностные лица привлечены к уголовной ответственности в виде лишения права занимать должности на госслужбе и штрафов, размер которых по фактам получения взяток достигает 3,7 млн. рублей. Одно должностное лицо привлечено к ответственности в виде реального лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В целях защиты таможенных органов от проникновения преступных элементов и профилактики коррупционных проявлений в течение прошлого года подразделениями по противодействию коррупции СЗТУ отведено по негативным обстоятельствам 39 кандидатов из числа проверенных на службу в таможенные органы и на вышестоящие должности.

"Петербургский дневник": Таможенник – первый, кто оказывается на пути наркокурьера. Каковы результаты противодействия наркотрафику со стороны СЗТУ?

Константин Козлов:  В 2013 году по фактам контрабанды наркотиков в Северо-Западном регионе в прошлом году возбуждено 55 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 200 кг наркотических средств и психотропных веществ. Таможнями, расположенными в Петербурге, возбуждено 16 уголовных дел (по линии международных почтовых отправлений – 9 уголовных дел, на авиатранспорте – 4, на морском транспорте – 3). Изъято 154 кг наркотических средств, из них 140,3 кг кокаина, 2,8 кг героина, 10,1 кг гаммабутиролактона и 821,49 г синтетических наркотиков.

Оперативная обстановка в Северо-Западном регионе, связанная с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров, продолжала оставаться стабильно сложной. Это определяется следующими факторами:

- протяженная граница со странами Европейского союза, прежде всего с Прибалтийскими государствами, в которых в достаточной степени распространены синтетические наркотики. Возможно, там сосредоточены подпольные лаборатории по их производству, из которых с использованием канала международного легкового автомобильного и пассажирского железнодорожного сообщения осуществляется их доставка в РФ. В 2013 году возбуждены 11 уголовных дел по фактам контрабанды наркотических средств автомобильным и железнодорожным транспортом.

- наличие в Петербурге крупнейшего морского порта, в который осуществляют заходы суда с грузами из стран Латинской Америки, в том числе из Эквадора, которые активно используются преступными группировками для организации контрабандных поставок кокаина на территорию России.

- наличие прямых авиарейсов из стран Средней и Юго-Восточной Азии, на которых контрабандно перемещаются героин и гашиш, а также стыковочных рейсов из стран Латинской Америки, на которых перемещают кокаин, в основном с использованием внутриполостного способа сокрытия (так называемые "глотатели"). В 2013 году в аэропорту Пулково было задержано 7 так называемых курьеров – "глотателей". Всего Пулковской таможней возбуждено 12 уголовных дел (10 - в отношении конкретных лиц, из них 7 – "глотателей"). На сегодняшний день 2 уголовных дела находятся в суде, 4 уголовных дела направлены по подследственности.

- существование каналов контрабанды наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ с сокрытием в международных почтовых отправлениях (МПО). В прошлом году возбуждено 20 уголовных дел по фактам контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в МПО.

Необходимо также отметить, что общие тенденции оперативной обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, характеризуются постоянным изменением маршрутов их транспортировки, усилением проникновения на российский наркорынок международных организованных преступных группировок и сообществ. В связи с чем задача выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ на сегодняшний день остается первоочередной в работе таможенных и правоохранительных органов, объединяющих свои усилия. Таможенные органы Северо-запада и Северо-Западная оперативная таможня (СЗОТ) на постоянной основе осуществляют взаимодействие по линии оперативного обмена информацией, рабочих встреч, проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий с другими правоохранительными структурами. В 2013 году по инициативе СЗОТ были организованы и проведены оперативно-профилактические операции "Алхимик", "Балтийский ветер", "Мак", "Путешественник", а также мероприятия по приграничному взаимодействию с правоохранительными и таможенными органами Финляндии, Эстонии, Белоруссии. Большую помощь в решении задачи по противодействию незаконного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, особенно в пограничных пунктах пропуска оказывают таможенные кинологические подразделения и их четвероногие подопечные.

"Петербургский дневник": Не планируется ли ещё каким-нибудь образом оптимизировать работу таможенных терминалов на границе с Финляндией, чтобы хоть как-то разрешить проблему многочасовых пробок?

Константин Козлов: На сегодняшний день пограничные пункты пропуска со всей инфраструктурой, а также вопросы постройки, оснащения, реконструкции и модернизации пунктов пропуска на границе находятся в ведении федеральных структур - Росграницы и Росгранстроя.

Но проблема пробок на границе заключается не только в пунктах пропуска и деятельности контролирующих органов. Причинами могут быть и выстраиваемая транспортными компаниями-перевозчиками логистика, и одно-двухполосные подъездные пути к пунктам пропуска, и одномоментное скопление граждан и автотранспорта в периоды пиковых нагрузок в выходные и праздничные дни, когда количество желающих пересечь границу превышает пропускную способность автомобильного пункта пропуска. В такие дни, конечно, пограничные таможенные посты работают в усиленном режиме, особенно на полосах въезда в Россию, так как на выезд, как я уже говорил, граждане следуют по "зелёному" коридору и не контактируют с таможенными инспекторами, хотя контроль там никто не отменял.

Мы применяем комплекс мер в целях увеличения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, сокращения времени ожидания в очередях, минимизации времени проведения контроля, исключения дублирующих функций и действий. Во-первых, для движения легковых транспортных средств и автобусов открываются дополнительные полосы на встречном направлении. Во-вторых, для организации оформления и контроля автобусов туристических групп практикуется использование полос на грузовом направлении. И, в-третьих, организуется совместный с сотрудниками пограничной службы осмотр транспортных средств на полосах движения, что позволяет сократить общее время проведения контроля и избежать необходимости повторного предоставления транспортного средства к осмотру на линии пограничного, затем таможенного контроля соответственно.

"Петербургский дневник": Наша газета – издание Петербургское. Хотелось бы услышать Вашу оценку работы именно Санкт-Петербургской таможни.

Константин Козлов: Частично оценку я уже дал. Как я говорил, Санкт-Петербургская таможня в тройке лидеров в Северо-западном регионе по ряду показателей. Кроме того, эту таможню по праву называют полигоном, где проходят апробацию новые таможенные технологии, центром по совершенствованию и унификации технологий таможенного оформления.

Но хочу заметить, что в Санкт-Петербурге работают и довольно успешно Пулковская, Балтийская и Северо-Западная оперативная таможни. Их результаты частично также прозвучали в нашей сегодняшней беседе.

2014-04-15T09:20:00+04:00
Константин Козлов: таможенная служба России работает по международным стандартам

О том, кому таможня дает добро, а для кого является непреодолимым препятствием рассказывает начальник СЗТУ полковник таможенной службы Константин Козлов.

Читать далее

"Петербургский дневник": Расскажите об основных направлениях деятельности вверенного вам управления?

Константин Козлов: Основные направления деятельности таможенных органов Северо-Западного региона - таможенный контроль экспортно-импортных поставок, пополнение доходной части федерального бюджета, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, эффективное применение новейших информационных технологий и программных продуктов при осуществлении таможенных операций, защита прав интеллектуальной собственности и борьба с поступлением контрафактной продукции, обеспечение соблюдения запретов и ограничений.

По итогам деятельности в 2013 году в федеральный бюджет было перечислено более 526 млрд. рублей. Ежедневно таможенные органы СЗТУ перечисляли в российский бюджет более полутора миллиардов рублей. Вклад каждого таможенника региона составил более 47 млн. рублей.

В весовом выражении таможенными органами региона были произведены таможенные операции в отношении 66,5 млн. тонн экспортно-импортных партий товаров, оформленным по 1 млн. 151 тыс. 958 таможенным декларациям. В стоимостном выражении внешнеторговый оборот Северо-западного региона по итогам 2013 года увеличился на 2% и составил более 100 млрд. долларов США, в котором импорт преобладал и составлял более 77 млрд. долларов. При этом натуральные объемы по сравнению с 2012 годом увеличились в экспорте на 14%, в импорте – на 5%.

Товары из региона вывозились в 177 стран мира, в основном в Нидерланды, Германию, Финляндию. Профилирующие товары в экспорте в 2013 году – металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, древесина и изделия из нее. Импортировались в Северо-Западный регион товары из 195 стран мира, преимущественно из Китая, Германии, Республики Корея. В товарной структуре импорта основные позиции занимают продукция машиностроительной промышленности, продовольственные товары, продукция химической промышленности.

В ушедшем году таможенными органами Северо-Западного региона было выявлено 3 млн. 281 тыс. 810 товаров, обладающих признаками контрафактных, из них 1 млн. 905 тыс. 560 товаров признаны судебным решением контрафактными, 8 тыс. 300 товаров по согласованию с правообладателем были впоследствии уничтожены в соответствии с таможенной процедурой уничтожения.

"Петербургский дневник": Отличается ли сегодняшняя таможня от той, которая была, скажем, 20-25 лет назад? Что кардинально изменилось в работе современных таможенников?

Константин Козлов:  Изменилось многое - от подходов к осуществлению таможенного контроля до технологий и оборудования. Сегодня таможенная служба России работает по международным стандартам. Современное таможенное законодательство имеет массу преимуществ, что позволяет участникам ВЭД получать экономические выгоды при соблюдении всех требований законодательства. В частности, при использовании таких технологий, как электронное декларирование (100-процентное с 2014 года), предварительное информирование, периодическое декларирование, удалённый выпуск, уполномоченный экономический оператор. Использование в таможенной практике системы управления рисками и технологии таможенного контроля после выпуска товаров позволяют упростить саму процедуру таможенных формальностей, сократить временные издержки на таможенное оформление, в целом, и на пересечение границы, в частности.

Применение системы управления рисков и контроля после выпуска на протяжении последних лет позволила таможне уйти от повальных досмотров внешнеторговых грузов, действуя избирательно и точечно, что приносит значительный экономический эффект. Так, в результате применения системы управления рисками в прошлом году таможенными органами СЗТУ возбуждено 338 дел об административных правонарушениях, экономическая эффективность составила 559 млн. рублей. Сегодня таможенными органами СЗТУ эксплуатируются 4 легковозводимых и 10 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов, которые работают как большой рентген и позволяют быстро обследовать крупный грузовой автотранспорт, не открывая его.

Если говорить об изменениях для граждан, то в первую очередь необходимо сказать о пунктах пропуска, которые были построены за эти 25 лет на различных участках границы на Северо-Западе. 25 лет назад их было недостаточно по количеству, а те, что были, уже не справлялись с растущим пассажиропотоком и движением транспорта. Сегодня это современные авто-переходы на сухопутном участке границы, терминалы для оформления круизных пассажирских лайнеров на морском участке, новый комплекс в Пулково на воздушной границе, и так далее.

Кроме того, в пограничных пунктах пропуска работает система зелёного и красного коридоров в направлениях въезда-выезда, что значительно облегчает и ускоряет прохождение гражданами таможенного контроля при отсутствии, конечно, нарушений закона. Например, при выезде из России абсолютное большинство граждан следуют по "зелёному" коридору, где таможенный контроль минимален. Судите сами, ограничения на вывоз товаров гражданами минимальны, есть только запреты на перемещение некоторых товаров через границу. Личный автотранспорт на временный вывоз декларировать не требуется. Пассажирскую таможенную декларацию можно заполнить и распечатать дома для предъявления потом на границе, а движение по "зелёному" коридору занимает несколько минут. При въезде требуется больше времени даже в "зелёном" коридоре, но тот, кто соблюдает таможенное законодательство, долго не задерживается на таможенном контроле.

Подводя итог, скажу, для законопослушных граждан и участников ВЭД изменения таможни за эти годы только в плюс, сегодня для них со стороны таможенной службы созданы максимально комфортные условия по международным, повторюсь, стандартам для пересечения границы и ведения бизнеса.

"Петербургский дневник": В юрисдикцию СЗТУ входит 12 таможен. На каких из них возникают наибольшие сложности?

Константин Козлов: Я бы сказал иначе. В регионе есть таможенные органы, которым Северо-Западное таможенное управление уделяет более пристальное внимание в силу их большей значимости по различным аспектам деятельности. Таковыми являются Балтийская, Санкт-Петербургская, Калининградская областная и Выборгская таможни.

Балтийская таможня в лидерах по Северо-западу сразу по нескольким позициям - по платежеёмкости товарооборота, количеству выпущенных деклараций на товары и по объёмам перечислений в федеральный бюджет (62,5%). Санкт-Петербургская таможня на первом месте по грузообороту в весовом выражении и вторая по декларационному массиву и по объёмам пополнения государственной казны. По этим же показателям замыкает тройку лидеров Калининградская областная таможня. Кроме того, Калининградский регион – это особая экономическая зона, где применяется соответствующий порядок таможенного контроля. По итогам прошедшего года в Калининградской областной таможне 57% от общего декларационного объёма составили декларации на товары, помещаемые под процедуру "свободная таможенная зона", 31,6% - это декларации на товары, произведённые в Особой экономической зоне в Калининградской области и вывозимые на остальную территорию Таможенного союза. Регион деятельности Санкт-Петербургской таможни в результате организационно-штатных мероприятий существенно расширился в прошлом году, и сегодня в него входят Ленинградская, Вологодская, Новгородская области и Республика Коми, а также функционирует Свободная экономическая зона.

Выборгская таможня – крупнейшая на Северо-Западе по пассажиропотоку и движению автотранспорта на сухопутном участке границы. А Выборгское направление, как известно, наиболее популярное у жителей Санкт-Петербурга для пересечения российско-финляндской границы. В течение 2013 года через пограничные автомобильные пункты пропуска Выборгской таможни проследовало около 10 млн. граждан, более 4 млн. единиц автотранспорта, из них более 3 млн. - легковые автомобили и 58 тыс. 55 пассажирских автобусов.

"Петербургский дневник": Расскажите о плюсах и минусах Таможенного союза трёх государств. Будет ли он расширяться, и какие страны являются наиболее перспективными кандидатами на вступление в него?

Константин Козлов: Таможенная служба РФ – орган исполнительной власти, поэтому, будет ли расширяться Таможенный союз, зависит, в первую очередь, от волеизъявления страны, которая пожелает вступить в Таможенный союз, и от решения Комиссии Таможенного союза, в который на сегодняшний день входят три государства – Россия, Белоруссия и Казахстан. Единое таможенное пространство, единое таможенное законодательство, отсутствие таможенных границ и, соответственно, пограничных пунктов пропуска и контроля позволяют гражданам стран-участниц Таможенного союза свободно перемещать внутри союза товары для личного пользования, пересылать товары, в том числе подарки, родственникам и друзьям, не опасаясь необходимости уплаты таможенных пошлин в случае превышения установленных весовых и стоимостных ограничений. Представителям бизнеса, на мой взгляд, также комфортнее стало в рамках Таможенного союза реализовывать уже существующие контракты, формировать новые деловые взаимоотношения в связи с отсутствием внутри союзного объединения таможенных барьеров. Кроме того, стопроцентное электронное декларирование и технология удалённого выпуска экспортно-импортных поставок позволяют вести бизнес с другими странами.

"Петербургский дневник": Как Управление борется с коррупционерами в своих рядах?

Константин Козлов: В 2013 году подразделениями по противодействию коррупции СЗТУ зарегистрировано 172 материала с признаками преступлений. В отношении должностных лиц таможенных органов СЗТУ по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 33 уголовных дела, из которых 22 коррупционной направленности. Кроме того, возбуждено 12 уголовных дел по статье 291 УК РФ в отношении взяткодателей. Причём, хочу подчеркнуть, большинство дел возбуждается по материалам службы по противодействию коррупции СЗТУ, то есть данные преступления мы выявляем самостоятельно.

В прошлом году по результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных, в том числе по ранее направленным материалам, получены сведения о вынесении судами 34 обвинительных приговоров, из них 4 приговора по уголовным делам 2013 года. За совершение преступлений осуждено 26 должностных лиц таможенных органов СЗТУ, в том числе 17 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности. По решению судов должностные лица привлечены к уголовной ответственности в виде лишения права занимать должности на госслужбе и штрафов, размер которых по фактам получения взяток достигает 3,7 млн. рублей. Одно должностное лицо привлечено к ответственности в виде реального лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В целях защиты таможенных органов от проникновения преступных элементов и профилактики коррупционных проявлений в течение прошлого года подразделениями по противодействию коррупции СЗТУ отведено по негативным обстоятельствам 39 кандидатов из числа проверенных на службу в таможенные органы и на вышестоящие должности.

"Петербургский дневник": Таможенник – первый, кто оказывается на пути наркокурьера. Каковы результаты противодействия наркотрафику со стороны СЗТУ?

Константин Козлов:  В 2013 году по фактам контрабанды наркотиков в Северо-Западном регионе в прошлом году возбуждено 55 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 200 кг наркотических средств и психотропных веществ. Таможнями, расположенными в Петербурге, возбуждено 16 уголовных дел (по линии международных почтовых отправлений – 9 уголовных дел, на авиатранспорте – 4, на морском транспорте – 3). Изъято 154 кг наркотических средств, из них 140,3 кг кокаина, 2,8 кг героина, 10,1 кг гаммабутиролактона и 821,49 г синтетических наркотиков.

Оперативная обстановка в Северо-Западном регионе, связанная с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров, продолжала оставаться стабильно сложной. Это определяется следующими факторами:

- протяженная граница со странами Европейского союза, прежде всего с Прибалтийскими государствами, в которых в достаточной степени распространены синтетические наркотики. Возможно, там сосредоточены подпольные лаборатории по их производству, из которых с использованием канала международного легкового автомобильного и пассажирского железнодорожного сообщения осуществляется их доставка в РФ. В 2013 году возбуждены 11 уголовных дел по фактам контрабанды наркотических средств автомобильным и железнодорожным транспортом.

- наличие в Петербурге крупнейшего морского порта, в который осуществляют заходы суда с грузами из стран Латинской Америки, в том числе из Эквадора, которые активно используются преступными группировками для организации контрабандных поставок кокаина на территорию России.

- наличие прямых авиарейсов из стран Средней и Юго-Восточной Азии, на которых контрабандно перемещаются героин и гашиш, а также стыковочных рейсов из стран Латинской Америки, на которых перемещают кокаин, в основном с использованием внутриполостного способа сокрытия (так называемые "глотатели"). В 2013 году в аэропорту Пулково было задержано 7 так называемых курьеров – "глотателей". Всего Пулковской таможней возбуждено 12 уголовных дел (10 - в отношении конкретных лиц, из них 7 – "глотателей"). На сегодняшний день 2 уголовных дела находятся в суде, 4 уголовных дела направлены по подследственности.

- существование каналов контрабанды наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ с сокрытием в международных почтовых отправлениях (МПО). В прошлом году возбуждено 20 уголовных дел по фактам контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в МПО.

Необходимо также отметить, что общие тенденции оперативной обстановки, связанной с контрабандой наркотиков, характеризуются постоянным изменением маршрутов их транспортировки, усилением проникновения на российский наркорынок международных организованных преступных группировок и сообществ. В связи с чем задача выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ на сегодняшний день остается первоочередной в работе таможенных и правоохранительных органов, объединяющих свои усилия. Таможенные органы Северо-запада и Северо-Западная оперативная таможня (СЗОТ) на постоянной основе осуществляют взаимодействие по линии оперативного обмена информацией, рабочих встреч, проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий с другими правоохранительными структурами. В 2013 году по инициативе СЗОТ были организованы и проведены оперативно-профилактические операции "Алхимик", "Балтийский ветер", "Мак", "Путешественник", а также мероприятия по приграничному взаимодействию с правоохранительными и таможенными органами Финляндии, Эстонии, Белоруссии. Большую помощь в решении задачи по противодействию незаконного перемещения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, особенно в пограничных пунктах пропуска оказывают таможенные кинологические подразделения и их четвероногие подопечные.

"Петербургский дневник": Не планируется ли ещё каким-нибудь образом оптимизировать работу таможенных терминалов на границе с Финляндией, чтобы хоть как-то разрешить проблему многочасовых пробок?

Константин Козлов: На сегодняшний день пограничные пункты пропуска со всей инфраструктурой, а также вопросы постройки, оснащения, реконструкции и модернизации пунктов пропуска на границе находятся в ведении федеральных структур - Росграницы и Росгранстроя.

Но проблема пробок на границе заключается не только в пунктах пропуска и деятельности контролирующих органов. Причинами могут быть и выстраиваемая транспортными компаниями-перевозчиками логистика, и одно-двухполосные подъездные пути к пунктам пропуска, и одномоментное скопление граждан и автотранспорта в периоды пиковых нагрузок в выходные и праздничные дни, когда количество желающих пересечь границу превышает пропускную способность автомобильного пункта пропуска. В такие дни, конечно, пограничные таможенные посты работают в усиленном режиме, особенно на полосах въезда в Россию, так как на выезд, как я уже говорил, граждане следуют по "зелёному" коридору и не контактируют с таможенными инспекторами, хотя контроль там никто не отменял.

Мы применяем комплекс мер в целях увеличения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, сокращения времени ожидания в очередях, минимизации времени проведения контроля, исключения дублирующих функций и действий. Во-первых, для движения легковых транспортных средств и автобусов открываются дополнительные полосы на встречном направлении. Во-вторых, для организации оформления и контроля автобусов туристических групп практикуется использование полос на грузовом направлении. И, в-третьих, организуется совместный с сотрудниками пограничной службы осмотр транспортных средств на полосах движения, что позволяет сократить общее время проведения контроля и избежать необходимости повторного предоставления транспортного средства к осмотру на линии пограничного, затем таможенного контроля соответственно.

"Петербургский дневник": Наша газета – издание Петербургское. Хотелось бы услышать Вашу оценку работы именно Санкт-Петербургской таможни.

Константин Козлов: Частично оценку я уже дал. Как я говорил, Санкт-Петербургская таможня в тройке лидеров в Северо-западном регионе по ряду показателей. Кроме того, эту таможню по праву называют полигоном, где проходят апробацию новые таможенные технологии, центром по совершенствованию и унификации технологий таможенного оформления.

Но хочу заметить, что в Санкт-Петербурге работают и довольно успешно Пулковская, Балтийская и Северо-Западная оперативная таможни. Их результаты частично также прозвучали в нашей сегодняшней беседе.


Текст: Дмитрий Стаценко
Фото: Trend. Константин Козлов
Разделы: Интервью
Тэги:

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети