Яндекс.Метрика

Телевизор: старый новый знакомый

Аналитики отмечают, что телевизоры все больше сдают позиции в качестве основного средства для просмотра видео. Однако на количество проданных телевизоров это особо не влияет. По данным компании «М.Видео», российские продажи телевизоров за 2013 год выросли на 5%, или полмиллиона штук.

Аналитики отмечают, что телевизоры все больше сдают позиции в качестве основного средства для просмотра видео. Хотя около 99% российских домохозяйств имеют хотя бы один телевизор, около 10%, по данным iKS-Consulting, вообще не смотрят его. Особенно ярко тенденция отказа от использования телевизоров проявляется у молодежи – она предпочитает ПК, ноутбуки и планшеты или даже смартфоны. 

Однако на количество проданных телевизоров это особо не влияет. По данным компании «М.Видео», российские продажи телевизоров за 2013 год выросли на 5%, или полмиллиона штук. Более того, на данный момент самый дорогой и самый большой с диагональю 85” и разрешением Ultra HD обойдется покупателю в миллион рублей с четвертью – раз есть предложение, значит, есть и спрос.   

«Развитие Интернета не только не помешало телевидению, но и поспособствовало повышению лояльности телеаудитории, – уверен Андрей Карпов, коммерческий директор Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком». – Традиционному телевидению не хватает общения с аудиторией и обсуждения контента, но эту возможность предоставляют социальные сети и форумы в интернете. По данным канала MTV на выставке CSTB-2014, после посещения сайта телеканала 30% пользователей переходят по ссылке на канал. Принято считать, что молодежная аудитория – самая нелояльная к телевидению, но это не так. Молодые люди сегодня тратят больше времени на видеопросмотр, чем старшее поколение. Они смотрят как видео, так и линейное телевидение. По данным iKS-Consulting, 5 часов в день молодежь проводит за просмотром на различных устройствах видеоконтента, получаемого из различных источников».

«Действительно, по некоторым прогнозам глобальная сеть и онлайн сервисы должны начать вытеснять телесмотрение как способ проведения свободного времени, – соглашается Полина Куликова, директор по маркетингу Северо-Западного региона компании «ВымпелКом». – Тем не менее, привычка смотреть телевизор, причем не только фоном, но и выбирать любимые программы по-прежнему остается актуальной. И хотя сами респонденты зачастую с уверенностью отвечают, что не смотрят телевизор дома или делают это редко и совсем недолго, замеры телеканалов и показатели рейтингов показывают, что ситуация на самом деле выглядит иначе: телевизор действительно смотрят, и делают это ежедневно по несколько часов в день». 

Умная коробка

Конечно, важным фактором стало то, что сами телевизоры существенно изменились. Прежде всего, произошло существенное расширение их функционала – появилось так называемое Smart TV или «умное телевидение». Благодаря этому телевизор становится все более похожим на компьютеры или ноутбуки: с экрана телевизора можно выйти в Сеть, а управлять им – с помощью привычной многим мышки или QWERTY-клавиатуры. Спрос на Smart TV уже сформирован, несмотря на то, что технология довольно-таки нова: доля «умных» телевизоров сейчас составляет более половины от общих продаж в России. 

Свою лепту вносят и HD-качество картинки и 3D-технологии: многие готовы платить за то, чтобы чувствовать себя дома, как в кинотеатре. 

«ТВ-контент остается одним из самых доступных способов развлечения, а для жителей малых городов и населенных пунктов это основной способ свободного времяпрепровождения, – комментирует Андрей Карпов. – Это возможность посмотреть премьеры, новинки и получить информации об актуальных событиях».

Среди самых последних инноваций – Ultra HD, телевидение сверхвысокой четкости, стандарт, который дает четкость изображения, многократно превышающую все предыдущие. Кадр в формате UHDTV состоит из 33 млн пикселей, тогда как в обычном HD – лишь 2 млн пикселей. Также к новинкам можно отнести и изогнутые дисплеи, которые позволяют добиться панорамного эффекта для полного погружения в изображение. При этом стоимость инновационных телевизоров уже не является такой заоблачной, как несколькими годами ранее.  

«Сами телевизоры становятся технически сложнее, но при этом – и финансово доступнее, – подтверждает Полина Куликова. – Огромные плазмы сегодня стоят уже намного дешевле, чем тогда, когда они только появились, а качество передачи цвета и звука заметно улучшилось. В связи с этим растет спрос на высокое качество изображения – в ответ многие каналы дублируют свой эфир в HD-качестве, некоторые запускают даже 3D-картинку».

«В первую очередь следует отметить бурный прогресс самих ТВ приемников за последние 2-3 года, на сегодня это серьезные программно-аппаратные комплексы с широким функционалом, – рассказывает о технологических новинках Андрей Карпов. – Важную роль сейчас и в перспективе будет играть Smart TV. Следующее направление – multiscreen. При наличии единого аккаунта оператора пользователь сможет начать смотреть контент через web, продолжить на планшете, а вечером досмотреть телевизоре. Ну и собственно развитие функциональности ТВ-приставок, которые реализуют перечисленные выше функции».

Операторская помощь

Расширяют возможности телевидения и операторы, в арсенале которых большое количество сервисов, спрос на которые все растет. Это и видео-по-запросу (VoD), и функции перемотки, паузы и записи или удаленного управления эфиром. Все это позволяет действительно сделать телевидение интерактивным и фактически персонализированным, настроенным под потребности конкретного зрителя. 

«Развитие технологий открывает практически безграничные возможности для предоставления контента и услуг для абонента, – считает Полина Куликова. – Сегодня телевидение – это не просто поток телепрограмм, идущих по расписанию, это интерактивный сервис. Например, абонент «Билайн» может выходить со своего телевизора в Интернет, в социальные сети, искать фильмы и другие передачи в платных и бесплатны видеотеках и при этом, совершая все эти манипуляции, продолжать смотреть выбранный телеканал в отдельном окошке (функция «Картинка в картинке»). Новое оборудование позволяет телезрителю управлять эфиром: ставить на паузу идущую передачу, записывать эфир как в режиме реального времени, так и заранее, по установленному графику. Оборудование и программное обеспечение «Билайн» также позволяет пользователю управлять своим эфиром удаленно, с мобильного устройства, например, если футбольный фанат чувствует, что не успевает на важный матч, он может с помощью приложения на телефоне поставить трансляцию на запись. Кроме того, можно заказывать фильм или передачу, которые абонент хочет увидеть в какое-то конкретное удобное для него время (услуга «Видео по запросу»)».

«Пользователи хорошо осведомлены о новых технологиях и стремятся покупать те устройства, которые удовлетворяют их потребности. Они активно интересуются не только базовыми возможностями телевидения, но и дополнительными сервисами, – Артем Борисов, коммерческий директор розничного рынка фиксированного бизнеса филиала МТС «Северо-Запад». – Например, в Москве, больше 50% абонентов домашнего ТВ от МТС уже расширили свой базовый пакет дополнительными ТВ-каналами. Большинство новых абонентов подключают сервис MultiPlay, который позволяет смотреть ТВ-контент одновременно на нескольких телевизорах сразу. Постоянно растет и число пользователей мобильного ТВ МТС».

Правда, пока нельзя утверждать, что все абоненты осведомлены о возможностях, предлагаемых провайдерами ТВ и уж тем более далеко не все ими пользуются, но прогресс, по мнению самих операторов, уже налицо.  

«В основном сейчас востребовано Smart TV, частью которого является медиапортал MegaFon.TV, а также мобильное телевидение, – говорит Роман Рудаков, управляющий менеджер Северо-Западного филиала компании «МегаЛабс». – Сервис VoD пока не получил широкого распространения из-за доступности пиратского контента в Глобальной сети. Сервис 3D все еще является во многом недоступной опцией из-за своей стоимости для многих жителей РФ».

«По данным ряда исследований, на рынке пока в полной мере не сформирована ценность интерактивных сервисов из-за низкой осведомленности пользователей о современных возможностях интерактивного телевидения, – подчеркивает Андрей Карпов. – Поэтому с конца 2013 года мы начали более активно продвигать преимущества интерактива действующим и потенциальным клиентам с помощью основных каналов коммуникаций. Главное лекарство – это грамотное информирование целевой аудитории, оно должны быть простым и понятным. В этом году помимо перечисленных каналов планируем поставить на регулярную основу презентации услуги «Интерактивное ТВ» в собственных центрах продаж и обслуживания. Мы уже наблюдаем положительную динамику спроса на новые сервисы. В частности, услуга ТВ-Онлайн (просмотр ТВ через портал zabava.ru) достигла 33% проникновения (рост более чем в 3 раза за последние полгода). Растет спрос на сервис «Управление просмотром» – 12% проникновение (рост почти в 2 раза за полгода). Проникновение видео по запросу также 12%, база активных абонентов растет не столь бурно, но динамика чека на абонента нас вполне устраивает. Рынок мог бы расти гораздо динамичнее, если бы не национальная тяга к бесплатному пиратскому контенту».

«Один из важнейших вопросов, которые мы пытаемся решить на сегодняшний день – это как раз «научение» абонента правильному и эффективному использованию своего продукта, донесение информации о новинках и полезных свойствах. Процесс идет неторопливо и очень степенно, но тем не менее уверенно, и прекрасно здесь работает сарафанное радио и пример близких. То есть информирование прекрасно работает по принципу «увидел у друга – хочу так же». Но конечно, хотелось бы вести этот процесс быстрее, рассказать всем потенциальным пользователям услуги как можно больше о ее преимуществах. Ведь продукт, который сейчас предлагает «Билайн», действительно эксклюзивный, удобный, интересный и совсем не сложный, а многие просто не подозревают о его существовании. Поэтому важно в первую очередь просто показать людям, что такое телевидение есть здесь и сейчас, не в будущем, не в рекламе, оно есть у соседа и может быть у них, – говорит Полина Куликова. – Что касается мифов и предубеждений, то, к нашей радости и даже гордости, здесь все просто – стоит один раз показать, чтобы пользователь попробовал, нашел свое и навсегда влюбился. Все предубеждения рассыпаются перед уверенными аргументами из полученного опыта. Современными технологиями сейчас пользуется не только молодое поколение, но и их родители, бабушки и дедушки. Первое удивление и период осторожного наблюдения прошли, сейчас и старшие поколения входят во вкус и открывают для себя все плюсы новых технологий, понимают, в чем преимущества новых сервисов. Поэтому умное телевидение становится продуктом для всех – от мала до велика, и наша задача – донести до каждого его потенциальные возможности, проще говоря – просто принести людям радость и удовольствие от жизни».

Правда, при этом рынок платного телевидения становится все более конкурентным, и не все справляются с этим. К примеру, относительно новый игрок для петербургского рынка «Дом.ru» по итогам 2013 года существенно потерял в темпах прироста абонентской базы кабельного ТВ в России: с 34 % до 9 % за год. При этом в Северной столице оператор вынужден был свернуть довольно агрессивную рекламную кампанию. По мнению экспертов рынка, это произошло именно из-за ее бесполезности. Подтверждением этому может являться и тот факт, что оператор поменял руководство петербургского филиала.   

Шаг в мобильность

Мобильные операторы также не упускают возможности откусить кусок пирога телевизионного рынка. По данным аналитиков около 30 % аудитории используют возможности кроссплатформенности и, начав просмотр фильма или передачи на одном устройстве, завершают на другом. И смартфоны и планшеты, проникновение которых сейчас велико и растет высокими темпами, для этого как нельзя кстати. Скорости 3G и 4G-сетей позволяют смотреть потоковое видео, поэтому спрос на мобильное телевидение растет стремительно.  

«Драйвером роста интереса к ТВ-контенту являются новые сервисы и технологии, среди которых – контент в HD-качестве, возможности перемотки или паузы, и в особенности – мобильное ТВ, – уверен Роман Рудаков. – Например, во время Олимпиады «МегаФон» предоставлял приложение «Смотри+», причем всем мобильным абонентам. С помощью приложения можно было не только смотреть трансляции по федеральным ТВ-каналам, но и получить доступ к видеоконтенту по всем видам спорта в режиме онлайн, расписанию игр с возможностью оповещения и таблице общего зачета. Приложение «Смотри+» оказалось чрезвычайно популярным: только в Северо-Западном филиале компании «МегаФон» данным сервисом воспользовались более 130 тыс. абонентов, более 10 Тбайт онлайн-видео было доставлено на мобильные аппараты абонентов».

«Массовая интеграция фиксированных и мобильных операторов создает конвергентный эффект, – подтверждает Артем Борисов, коммерческий директор розничного рынка фиксированного бизнеса филиала МТС «Северо-Запад». – На основе конвергенции различных телевизионных технологий операторы стремятся объединить все пользовательские устройства и создать единую среду потребления медиа-ресурсов, включающую как обычные телевизоры, так и ТВ-устройства с подключением к интернету, персональные компьютеры, ТВ-декодеры и ОТТ-приставки, телефоны и планшеты».

Будущее вопреки ожиданиям

Все идет к тому, что телевидение не канет в Лету: его ждет долгая и, вероятно, счастливая жизнь – особенно с учетом поддержки со стороны крупнейшим мировых производителей оборудования и телекоммуникационных операторов. Правда, жизнь эту будет совсем иной, во многом не похожей на то, что было раньше. 

«Персонализация и мультиэкранность – основные тренды развития телевидения. Абоненты стали не только выбирать, где и когда ему смотреть ту или иную программу, но и как ее смотреть – у них сформировалась привычка управлять телевизионным контентом. Будущее за формированием собственного контента. Телевидение будущего – это полностью персональное ТВ, которое позволит смотреть именно то, что хочет зритель, в любом месте и в любое удобное для него время и на любом устройстве, – уверен Артем Борисов. – МТС в течение ближайших двух лет внедрит во всех регионах РФ гибридное ТВ-решение, которое объединит услуги кабельного ТВ с интерактивными возможностями интернет-телевидения. Данное решение свяжет все платные ТВ-сервисы МТС, включая кабельное телевидение стандарта DVB-C, IPTV, портал Stream, мобильное ТВ МТС и интерактивные услуги: веб-сервисы с доступом через экран телевизора, программный гид с расширенными функциями, сервис отложенного просмотра, видео-по-запросу, а также catch up ТВ – технологию просмотра ТВ-программ с помощью Интернета через некоторое время после их выхода в телеэфир».

«Рынок ждет усиление конкуренции, а это значит, что неизбежно будет улучшаться продуктовая линейка, что и позволит рынку динамично расти, – прогнозирует Андрей Карпов. – Кроме того, по новым интерактивным сервисам мы начнем более активно осваивать ядро масс-маркета, что при правильном маркетинге также даст серьезный импульс».

«ТВ-сервисы, несомненно, будут только развиваться, позволяя компоновать все себе все самое необходимое. Уже сейчас можно управлять телевизором с помощью жестов, голоса, мобильного устройства, пульта. Вполне вероятно, вскоре можно будет вводить сообщения в соцсетях, просто диктуя их, – предполагает Полина Куликова. – Телевидение будет давать человеку возможность полностью подстраивать эфир под себя: выбирать конкретные передачи в конкретное время, подключать и отключать нужные каналы, когда это необходимо, обогащать контент и делиться им с другими пользователями, брать все необходимое с собой в мобильных устройствах, переносить свой ТВ-аккаунт с устройства на устройство, использовать на телевизоре видеотелефонию, совместный удаленный просмотр фильмов и т.д. Сервисы соберут в себе все, чем человек пользуется ежедневно – самые популярные ресурсы, услуги, программы. В этом вопросе воображению нет предела, как нет предела и совершенствованию, наполнению и, вместе с тем, упрощению услуги».

Закрыть