Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Следователи рассказали, как банкир Александр Гительсон стал миллиардером

Следственный комитет РФ передал в суд громкое уголовное дело о многомиллиардном мошенничестве, которое вменяется банкиру Александру Гительсону – экс-главе Инкасбанка и ВЕФК. Следователи считают, что афера удалась Гительсону, потому что в массовом сознании владелец банка – это человек, который ворочает собственными деньгами. На самом деле, подчеркивают в СК РФ, он оперирует средствами вкладчиков.

Следственный комитет РФ передал в суд громкое уголовное дело о многомиллиардном мошенничестве, которое вменяется банкиру Александру Гительсону – экс-главе Инкасбанка и ВЕФК. Следователи считают, что афера удалась Гительсону, потому что в массовом сознании владелец банка – это человек, который ворочает собственными деньгами. На самом деле, подчеркивают в СК РФ, он оперирует средствами вкладчиков. В этой истории таким «обманутым вкладчиком» оказался Комитет финансов правительства Лен­области: положив на счета в ВЕФК 2,5 млрд рублей, он лишился 1,8 млрд.

Как полагает следствие, в период с 2006-го по 2007 г. Гительсон добился того, что у него под контролем оказался ряд кредитных учреждений. Помимо двух упомянутых банков следователи видят в перечне «ПетроАэроБанк», «Выборг-Банк», «Уральский трастовый банк», «Рускобанк», а также сербский «Баня Лука». Везде, по данным следствия, Гительсон поставил руководителями своих людей. И в 2007 г. с помощью цепочки подконтрольных банков создал иллюзию, будто на его личные счета в ВЕФК поступило 5 млрд рублей. Для этого были инициированы SWIFT-сообщения об электронном перечислении денег.

Практика в банковской сфере такова, что Центробанк не мог проконтролировать, были ли в действительности перечислены деньги, объясняют в СК РФ. 

«Собственных» денег, которыми можно было полностью распоряжаться, у банка было мало, а вкладами клиентов он мог оперировать только в установленных пределах. И уж точно банкир не мог переводить их на личные счета. Поэтому, считают следователи, Гительсону и нужно было искусственно увеличить общую денежную массу в банке с помощью «нарисованных» поступлений.

Конечно, деньги в банке были, и немалые. Например, уверены в СК РФ, Гительсон вступил в сговор с главой отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Лен­области Натальей Гришкевич, и та определила на хранение в ВЕФК пенсионные миллиарды (дело о взятке в отношении Гришкевич слушается). Кроме того, председатель правления Инкасбанка Татьяна Лебедева, тоже по сговору с Гительсоном, якобы убедила областной комитет финансов заключить с ее банком договоры о депозитах, а потом перевела деньги в ВЕФК. Так у банка сохранялся постоянный денежный остаток 2-2,5 млрд рублей.

Именно эту сумму – 2,5 млрд рублей, – считают в СК РФ, Гительсон и изъял из банка для собственных нужд: выводил деньги наличными – выдавал их в форме кредитов подконтрольным юридическим лицам. Причем так, чтобы долг невозможно было истребовать к возврату.

Следователи описывают такую схему. Фирма А берет в банке кредит под залог недвижимости, то есть у нее кредит обеспечен. Фирма Б тоже берет кредит – и перечисляет деньги фирме А. Та свой залоговый кредит покрывает полученной суммой. Фирма Б остается необеспеченным должником, с которого взять нечего, и показывает пальцем на А. 

Связь упомянутых юрлиц с Гительсоном, подчеркивают в СК РФ, доказана.

Потерпевшим в деле об исчезнувших по такой схеме 2,5 млрд рублей признан Комитет финансов Ленобласти. В свое время он предъявил претензию банку – и не смог получить обратно деньги. Из всей суммы благодаря аресту акций Гительсона в нескольких компаниях бюджету Ленобласти удалось вернуть 416 млн рублей, а 1,8 млрд теперь вменяются экс-банкиру в деле о мошенничестве.

Еще одним потерпевшим должен был стать Пенсионный фонд РФ. Теоретически после того как выплыли аферы Гительсона, ВЕФК должен был обанкротиться. Но это означало бы социальный взрыв, потому что там лежали пенсии сотен тысяч пенсионеров. Поэтому банк был подвергнут санации. Процедуру провело Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое вернуло пенсионные миллиарды. Это было проделано, уточняют в СК РФ, еще в тот период, когда Александр Гительсон продолжал вводить в заблуждение АСВ, и предполагалось, что со временем выданные банком кредиты будут возвращены.

В 2010 г. Гительсон скрылся за границей. Обнаружили его случайно, после того как яхта экс-банкира, терпя бедствие в территориальных водах Голландии, подала сигнал SOS.

Закрыть