Новости в сети

Loading...

III международный Санкт-Петербургский фестиваль "Опера – всем" представит петербуржцам и гостям города шедевры русского и западноевропейского искусства.

Уже репетируют два оркестра, два хора, три состава молодых красивых солистов оперных театров, чтобы 12, 19 и 20 июля сыграть спектакли в атмосфере Санкт-Петербурга. 

И сказка, и драма

Всякий город – немножко театр (дома стоят, как естественные декорации), а Петербург особенно. Что ни уголок – то место действия для какой-нибудь оперы. Надо всего лишь придумать, какой именно. И только для одной русской оперы нет необходимости искать место действия в Петербурге – это "Пиковая дама" П.И. Чайковского. Там все четко обозначено самим композитором: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини, игорный дом, казармы. 

"Пиковой дамой" фестиваль закроется. Произойдет это 20 июля в 18.00 на Елагином острове (дирижер Оливер Ведер (Германия), режиссер-постановщик Элина Амромина). В прошлом, 2013 г. здесь встречались с публикой другие герои П.И. Чайковского и А.С. Пушкина: Онегин, Ленский, Татьяна. 

А 12 июля в 19.00 герои А.С. Пушкина также и откроют фестиваль. И также в традиционном для фестиваля месте – на Соборной пл. Петропавловской крепости. На сей раз сказкой "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова (дирижер Фабио Мастранджело (Италия – Россия), режиссер-постановщик Виктор Высоцкий). 

Подобно тому, как российская действительность в целом существует между двумя полюсами – героикой и мечтой, – так и могучее здание русской классической оперы стоит на двух главных опорах: народной драме и сказке. Два года подряд, в 2012 и 2013 гг., у стен Петропавловского собора при поддержке карильона и колоколов звучала великая русская национальная опера М.И. Глинки "Жизнь за царя". Два лета мы переживали и сочувствовали подвигу самоотверженности простого костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради спасения государя, и слезы выступали в волнующих местах оперы. В этом году – посмеемся. Без царя и тут не обойдется, но на сей раз царь будет пушкинский, из его волшебной сказки. 

"Золотой петушок" – последняя опера Н.А. Римского-Корсакова. Автор не увидел свое детище на сцене. Опера была поставлена уже после его смерти, в 1909 г. И не в Петербурге, а в Москве, и сперва не на императорской сцене, а в частной опере Зимина. В философской сказке А.С. Пушкина с мас­терскими вставками либреттиста Владимира Бельского действуют то ли кук­лы, то ли маски, то ли аллегории. Вот царь Додон, который устал от дел и хочет царствовать "лежа на боку". Звездочет приносит ему волшебного петушка, который разбудит в случае опасности. За это мудрец получает от царя обе­щание: "волю первую твою я исполню, как свою". 

Увы, угрозы следуют одна за другой, и, отослав сыновей на войну, царь отправляется туда и сам. Своих сыновей он находит в поле убитыми у шатра Шемаханской царицы. Сама царица очаровывает старого Додона, и вот она уже въезжает с ним в его столицу. Звездо­чет в качестве обещанной награды требует себе... царицу. Додон в гневе убивает дарителя петушка, но чудесная птица тут же мстит не­уклюжему царю. "Сказка ложь, да в ней намек..." – говорит А.С. Пушкин. Лукавая улыбка композитора, сатирический оттенок в обрисовке действующих лиц, например того же царя Додона, исполняющего признание в любви к Шемаханской царице на мотив "Чижика-пыжика", все это отпугнуло цензуру. Зато начиная с 1914 г. "Петушок" имел огром­ный успех за границей, став одной из визитных карточек русского искусства. 

Ода любви и преданности

Идея самопожертвования ради высшей цели, столь мощно вы­свеченная в опере М.И. Глинки "Жизнь за царя", в этот раз главенствует в единственном сочинении для оперной сцены великого Людвига ван Бетховена – "Фиделио" (дирижер народный артист России Сергей Стадлер, режиссер-постановщик Ирина Фокина). Спектакль сыграют 19 июля в 17.00 в Александровском парке. Это гимн преданности, ода борьбе во имя торжества справедливости. Для того чтобы спасти от смерти злодейски заключенного в тюрьму мужа, его жена, переодевшись в мужской костюм, устраивается туда охранником и вступает в борьбу с произволом.

Это произведение Бетховена продолжает оставаться своего рода репертуарным раритетом. Специальный гость фестиваля, театр Мюзик-холл, вопреки развлекательному названию инсценирует этот музыкально-драматический шедевр в Александровском парке возле своих внешне довольно суровых стен.

Тех, кто придет на фестиваль, ожидает удовольствие как для слуха, так и для глаз. Художник Юлия Гольцова создает оформление для всех трех спектаклей. И зрители увидят в Петропавловской крепости веселый игрушечный город с башнями и стеной, в Александровском парке – современную декорацию с включенной в нее цитатой из знаменитого цикла итальянского художника XVIII в. Пиранези "Тюрьмы", а основу сценографии на Елагином острове составят роскошные игральные карты, три из которых, как сказано у А.С. Пушкина, "выиграют сряду...".

К сожалению, в этом году зрители увидят только три спектакля, а не четыре, как на двух предшествующих фестивалях. Не только в опере бывает как в жизни, но и в жизни – как в опере. Глупость и равнодушие часто пытаются мешать хорошим начинаниям. Но фестиваль состоится. 

Главный дирижер Тюрингской филармонии (Германия) Оливер Ведер второй раз принимает в нем участие. Он говорит: "Для меня это большая честь – быть приглашенным в такой проект. Это удивительное культурное явление! В Германии невозможно, чтобы городское правительство выделило деньги ради того, чтобы люди просто могли прийти и бесплатно послушать оперу". 

Музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело усиленно репетирует и ждет новой встречи с публикой. "Я очень люблю этот проект, – говорит он, – я оптимист. Несмотря на финансовые и бюрократические трудности, я уверен, что мы проведем фестиваль на высоком уровне. У нас отличные певцы, хоры, оркестры. А потому еще раз большое спасибо врио губернатора Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Николаевичу Кичеджи, председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга Василию Юрьевичу Панкратову". И не забудьте 12, 19 и 20 июля обязательно прийти на спектакли. Это – опера для всех!

Фестиваль "Опера – всем" представит свои постановки не в пространстве оперных театров, а на площадях и в парках города. Фестиваль социально ориентирован, по­этому на все спектак­ли вход свободный.

2014-07-11T10:47:00+04:00
Фестиваль "Опера - всем" откроется в Петербурге

III международный Санкт-Петербургский фестиваль "Опера – всем" представит петербуржцам и гостям города шедевры русского и западноевропейского искусства.

Читать далее

Уже репетируют два оркестра, два хора, три состава молодых красивых солистов оперных театров, чтобы 12, 19 и 20 июля сыграть спектакли в атмосфере Санкт-Петербурга. 

И сказка, и драма

Всякий город – немножко театр (дома стоят, как естественные декорации), а Петербург особенно. Что ни уголок – то место действия для какой-нибудь оперы. Надо всего лишь придумать, какой именно. И только для одной русской оперы нет необходимости искать место действия в Петербурге – это "Пиковая дама" П.И. Чайковского. Там все четко обозначено самим композитором: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини, игорный дом, казармы. 

"Пиковой дамой" фестиваль закроется. Произойдет это 20 июля в 18.00 на Елагином острове (дирижер Оливер Ведер (Германия), режиссер-постановщик Элина Амромина). В прошлом, 2013 г. здесь встречались с публикой другие герои П.И. Чайковского и А.С. Пушкина: Онегин, Ленский, Татьяна. 

А 12 июля в 19.00 герои А.С. Пушкина также и откроют фестиваль. И также в традиционном для фестиваля месте – на Соборной пл. Петропавловской крепости. На сей раз сказкой "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова (дирижер Фабио Мастранджело (Италия – Россия), режиссер-постановщик Виктор Высоцкий). 

Подобно тому, как российская действительность в целом существует между двумя полюсами – героикой и мечтой, – так и могучее здание русской классической оперы стоит на двух главных опорах: народной драме и сказке. Два года подряд, в 2012 и 2013 гг., у стен Петропавловского собора при поддержке карильона и колоколов звучала великая русская национальная опера М.И. Глинки "Жизнь за царя". Два лета мы переживали и сочувствовали подвигу самоотверженности простого костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь ради спасения государя, и слезы выступали в волнующих местах оперы. В этом году – посмеемся. Без царя и тут не обойдется, но на сей раз царь будет пушкинский, из его волшебной сказки. 

"Золотой петушок" – последняя опера Н.А. Римского-Корсакова. Автор не увидел свое детище на сцене. Опера была поставлена уже после его смерти, в 1909 г. И не в Петербурге, а в Москве, и сперва не на императорской сцене, а в частной опере Зимина. В философской сказке А.С. Пушкина с мас­терскими вставками либреттиста Владимира Бельского действуют то ли кук­лы, то ли маски, то ли аллегории. Вот царь Додон, который устал от дел и хочет царствовать "лежа на боку". Звездочет приносит ему волшебного петушка, который разбудит в случае опасности. За это мудрец получает от царя обе­щание: "волю первую твою я исполню, как свою". 

Увы, угрозы следуют одна за другой, и, отослав сыновей на войну, царь отправляется туда и сам. Своих сыновей он находит в поле убитыми у шатра Шемаханской царицы. Сама царица очаровывает старого Додона, и вот она уже въезжает с ним в его столицу. Звездо­чет в качестве обещанной награды требует себе... царицу. Додон в гневе убивает дарителя петушка, но чудесная птица тут же мстит не­уклюжему царю. "Сказка ложь, да в ней намек..." – говорит А.С. Пушкин. Лукавая улыбка композитора, сатирический оттенок в обрисовке действующих лиц, например того же царя Додона, исполняющего признание в любви к Шемаханской царице на мотив "Чижика-пыжика", все это отпугнуло цензуру. Зато начиная с 1914 г. "Петушок" имел огром­ный успех за границей, став одной из визитных карточек русского искусства. 

Ода любви и преданности

Идея самопожертвования ради высшей цели, столь мощно вы­свеченная в опере М.И. Глинки "Жизнь за царя", в этот раз главенствует в единственном сочинении для оперной сцены великого Людвига ван Бетховена – "Фиделио" (дирижер народный артист России Сергей Стадлер, режиссер-постановщик Ирина Фокина). Спектакль сыграют 19 июля в 17.00 в Александровском парке. Это гимн преданности, ода борьбе во имя торжества справедливости. Для того чтобы спасти от смерти злодейски заключенного в тюрьму мужа, его жена, переодевшись в мужской костюм, устраивается туда охранником и вступает в борьбу с произволом.

Это произведение Бетховена продолжает оставаться своего рода репертуарным раритетом. Специальный гость фестиваля, театр Мюзик-холл, вопреки развлекательному названию инсценирует этот музыкально-драматический шедевр в Александровском парке возле своих внешне довольно суровых стен.

Тех, кто придет на фестиваль, ожидает удовольствие как для слуха, так и для глаз. Художник Юлия Гольцова создает оформление для всех трех спектаклей. И зрители увидят в Петропавловской крепости веселый игрушечный город с башнями и стеной, в Александровском парке – современную декорацию с включенной в нее цитатой из знаменитого цикла итальянского художника XVIII в. Пиранези "Тюрьмы", а основу сценографии на Елагином острове составят роскошные игральные карты, три из которых, как сказано у А.С. Пушкина, "выиграют сряду...".

К сожалению, в этом году зрители увидят только три спектакля, а не четыре, как на двух предшествующих фестивалях. Не только в опере бывает как в жизни, но и в жизни – как в опере. Глупость и равнодушие часто пытаются мешать хорошим начинаниям. Но фестиваль состоится. 

Главный дирижер Тюрингской филармонии (Германия) Оливер Ведер второй раз принимает в нем участие. Он говорит: "Для меня это большая честь – быть приглашенным в такой проект. Это удивительное культурное явление! В Германии невозможно, чтобы городское правительство выделило деньги ради того, чтобы люди просто могли прийти и бесплатно послушать оперу". 

Музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело усиленно репетирует и ждет новой встречи с публикой. "Я очень люблю этот проект, – говорит он, – я оптимист. Несмотря на финансовые и бюрократические трудности, я уверен, что мы проведем фестиваль на высоком уровне. У нас отличные певцы, хоры, оркестры. А потому еще раз большое спасибо врио губернатора Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Николаевичу Кичеджи, председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга Василию Юрьевичу Панкратову". И не забудьте 12, 19 и 20 июля обязательно прийти на спектакли. Это – опера для всех!

Фестиваль "Опера – всем" представит свои постановки не в пространстве оперных театров, а на площадях и в парках города. Фестиваль социально ориентирован, по­этому на все спектак­ли вход свободный.


Текст: Виктор Высоцкий
Фото: Trend

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети