Яндекс.Метрика
  • Алексей Дементьев

Митрополит Варсонофий: Санкт-Петербургу нужна "духовная закваска"

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью «Петербургскому дневнику» рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью «ПД» рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов.

"Петербургский дневник": Двенадцатого сентября состоится крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В прошлом году в нем приняли участие более 100 тыс. человек. На ваш взгляд, сколько верующих примут участие в этом году?

Митрополит Варсонофий: Наверное, стоит напомнить, что до Октябрьской революции день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского – 12 сентября – был большим общегородским праздником. Императрица Елизавета Петровна установила проводить в этот день крестный ход по главной улице Петербурга – Невскому пр. – к Александро-Невской лавре, которую называют духовным серд­цем города. Как известно, основатель города Петр I собственноручно перенес в новопостроенную монашескую обитель мощи святого князя Александра Невского. И в этом году исполняется 290 лет с того знаменательного дня, как город на Неве стал хранителем мощей святого князя и обрел свое­го небесного покровителя.

"Петербургский дневник": В прошлом году, когда отмечалось 300-летие Александро-Невской лавры, стало очевидно, что жители Петербурга до сих пор воспринимают 12 сентября как общегородской праздник.

Митрополит Варсонофий: Двенадцатого сентября 2013 г. в праздновании юбилея обители принял участие предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Впереди праздничного крестного хода по Невскому пр., который был возобновлен после более чем 90-летнего перерыва, несли одну из главных святынь Петербурга – чудотворную Казанскую икону Божией Матери. И в этом году мы надеемся, что петербурж­цы и гости города примут участие в общегородской молитвенной процессии.

Прогнозировать численность участников, конечно, сейчас не стоит. Но я верю, что множество людей захотят разделить особую радость совместной молитвы и праздника, ведь крестный ход объединяет людей, заставляет их забыть о разногласиях, мирских неурядицах и проблемах, почувст­вовать единение в исповедании своей веры.

"Петербургский дневник": Какое значение придается этому крестному ходу?

Митрополит Варсонофий: Крестный ход – это всегда выражение религиозного чувства. Когда мы идем с иконами, святынями, мы, естественно, молимся. Такое шествие демонстрирует патриотическое чувство, наше единство. Мы всегда ждем от крестного хода подъема народного духа.

Если все правильно будет организовано – песнопения, молитвы, то, конечно, будет благословение Божие на весь Петербург. Все молитвы слушаются Небом, и все благословляется, и любой труд, конечно, принесет пользу. Поэтому я призываю всех принять участие, это очень полезно и нужно. Крестный ход приближает нас к Богу и, конечно, друг к другу. Мы приглашаем любого человека, который ощущает себя православным, причастным к культуре Петербурга, к его истории.

"Петербургский дневник": В конце июля в Лавру доставлен 18-тонный колокол «Александр Невский», который завершил возрождение исторического ряда колоколов Лавры. Когда состоятся освящение и установка благовеста?

Митрополит Варсонофий: Сейчас идут подготовительные работы, мы надеемся, что все произойдет в октябре этого года.

"Петербургский дневник": Недавно вы сказали, что многие крещеные в церковь не ходят. Это действительно так? Ведь, как мне кажется, сейчас церковь становится достаточно востребованной и прихожан в храмах становится больше.

Митрополит Варсонофий: Да, к сожалению, это так. У нас почти весь город крещеный, а в храмы, посмотрите, сколько приходят? Нужно работать над собой, работать через приход в храм!

Многие из тех, кто отходит от церк­ви, живут без внутренних критериев добра и зла, не различая подлинного света и тьмы, легко становятся добычей суеты этого мира.

Без религиозных ориентиров такие люди становятся легко уязвимыми для зла, и мир из них делает пьяниц, наркоманов, воров и даже убийц. Вот чем нередко кончается, когда человек отходит от Бога, забывает то, к чему он при­зван Святым крещением.

Чтобы укрепить наш дух, церковь имеет много средств. Участие в таинствах церкви воспитывает сердца человека в Боге, настраи­вает его душу. Святой Игнатий Брянчанинов как-то сравнивал душу человека с полем, огородом. Он говорил, что как земле требуется орудие – лопата, плуг, борона для разрыхления почвы, так и человеческой душе требуются пост, молитва, хождение в храм – всем этим душа рыхлится, оживает. В такую душу можно сеять Слово Божие, такая душа расцветает и приносит плоды добрых дел. Люди вырастают добрыми, милосердными, сострадательными. Отзывчивые милосердные люди всегда оставляют о себе хорошую память на земле. И этим мы уподобляемся Богу. Ведь кто больше милосерд и сострадателен, как не Господь?

В церковь никто не тянет людей насильно. У большинства нет никакого духовного опыта. Каждый сегодня испытывает духовный голод, задает себе рано или поздно вечные вопросы. И церковь – то место, где человеку стоит искать ответы на эти вопросы.

"Петербургский дневник": Я часто прохожу мимо одной из воскресных школ, вижу радостных детей, которые там занимаются. Насколько, на ваш взгляд, востребованы детские религиозные заведения?

Митрополит Варсонофий: Несомненно, воскресные школы очень нужны и востребованы сегодня, поскольку многие дети лишены религиозного воспитания дома и в образовательных учреж­дениях. Да и вообще семейные традиции религиозного воспитания не только нарушены, но и во многом потеряны.

По идее при каждом храме нужно иметь воскресную школу, если, конечно, есть помещение. Должны быть классы, этого не хватает пока. Если воскресной школы нет, то необходимо, чтобы преподавали основы право­славной культуры хотя бы в школе. Правильно, чтобы ребенок на службе бывал, получал какие-то нравственные азы. Если человек не имеет понятия о грехе, то, конечно, он потом не остановится ни перед чем. Понятия добра и зла закладываются именно в воскресной школе: что можно, а что нельзя, за что Бог накажет, а за что помилует.

Каждый из детей, обучающихся в воскресной школе, получает позитивный опыт общения и знания о нашей христианской цивилизации, нашей русской культуре. Такой ребенок пойдет и поделится чем-то хорошим, что он тут услышал, с друзьями и близкими. 

Конечно, для такого мегаполиса, как наш Санкт-Петербург, этой «духовной закваски», я бы сказал, не хватает. Важно, чтобы и в школах, и дома родители поддерживали усилия по духовному воспитанию детей, продолжая словом и делом то, что преподается в воскресных школах. Но без посредничества воскресных школ многие дети были бы лишены возможнос­ти на своем опыте узнать, почувствовать красоту и смысл право­славного богослужения, заповедей господних.

Я глубоко убежден, что изучение и поддержка глубоких право­славных традиций русского народа жизненно необходимы. И очень важным вкладом в развитие личности будущего гражданина и петербуржца мне представляется учебный предмет, введенный недавно в учебные программы общеобразовательной школы, – «Основы православной культуры». Это важный шаг на пути знакомства с религиозными традициями православия. Показателен выросший процент выбора этого предмета в школах Санкт-Петербурга в этом году – около 30%. Я надеюсь, что эти цифры будут увеличиваться и в будущем.

"Петербургский дневник": А вам не кажется, что и у взрослых есть потребность больше узнать о религии?

Митрополит Варсонофий: Мы готовы организовать при приходах такие курсы для взрослых. Пусть приходят, сразу говорят: «Батюшка, хочу получить образование!». Просто многие пассивны в плане образования.

"Петербургский дневник": К сожалению, не всегда в городе строительство новых храмов воспринимается как настоящая потребность верующих. Есть случаи, когда агрессия к верующим выплес­кивается в хоть и не массовые, но публичные акции. Я помню сходы противников строительства храма на Долгоозерной ул. Тогда вышли и сторонники возведения храма. Последних, кстати, было больше. Что бы вы хотели сказать людям, которые негативно настроены по отношению к церкви?

Митрополит Варсонофий: Некоторые просто не хотят нас слушать. Но что делать, если верую­щим нужен храм? Не заставлять же пенсионера ездить в церковь за 100 км?
Мы же никого не заставляем ходить в храм. Часто противники строительства храмов вообще не хотят видеть верующих на земле.

В подавляющем большинстве случаев инициатива строительства нового храма принадлежит жителям того или иного микрорай­о­на, которые обращаются за благословением на создание прихода в епархиальное управление. В новых районах города храмов действительно не хватает для того, чтобы вместить всех желающих помолиться. К сожалению, бывают недопонимания, конфликты интересов. Кто-то полагает, что пространство, где люди ранее отдыхали на незастроенных городских площадках или в скверах, окажется закрытым для них из-за строительства церкви. Однако практика показывает, что территория вокруг вновь построенных храмов по-прежнему открыта для горожан, а само здание церкви становится украшением района.

Учитывая, что все храмы строят­ся исключительно на пожертвования верующих или организаций (бюджетное финансирование никогда не выделяется), конечно, могут быть сложности с темпами строительства. Но я не могу сказать, что эта проблема в настоящее время является непреодо­лимой – храмы всегда строились всем миром.

"Петербургский дневник": На фоне событий на Украине сейчас многими западными СМИ развернута настоящая война против православия, что заметно многим посетителям Интернета. Как верующий может реагировать на это?

Митрополит Варсонофий: Попытки политиков вмешиваться во внутренние дела и устройство церкви вызывают сегодня определенное беспокойство. Но тем не менее именно Русская право­славная церковь на протяжении всего трагического конфликта на Украине неоднократно призывала не допускать насилия, кровопролития и братоубийственного противостояния. К сожалению, избежать трагических событий не удалось: гибнут люди, многие районы, где проходят военные действия, находятся на грани гуманитарной катастрофы.

Мы видим, что на востоке Украины разрушаются дома и храмы, прямо во время богослужения погибают священники и прихожане, война не щадит ни стариков, ни женщин, ни детей. Прискорбно, что сегодня идет и жесткая информационная война, которая провоцирует людей на ненависть, злобу, клевету, агрессию. Важно, чтобы верующие стремились жить по совести, по заповедям Божиим и не осуждали других. Люди не должны забывать, что границы церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами.

Церковь всегда стремилась примирить людей, нес­ти им свет любви Христовой, хранить единст­во, несмотря на все переменчивые обстоятельства. По благословению Святейшего патриар­ха Кирилла сейчас во всех приходах Русской православной церкви – в России, Украине и во всем мире – за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Активно оказывается помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше.

Я искренне желаю всем читателям «Петербургского дневника», чтобы в эти трудные времена пример Православной Церкви послужил сплочению вокруг наших общих ценностей, способствовал усердной молитве и искренней помощи друг другу, достойной хрис­тиан.

Митрополит Варсонофий (Судаков Анатолий Владимирович) родился 3 июня 1955 г. в селе Малиновка Саратовской области. Происходит из многодетной крестьянской семьи. 

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В 1976-1979 гг. обучался в Мос­ковской духовной семинарии. 

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сер­гиевой лавры.

Тридцатого марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 

В 1982-1986 гг. обучался в Мос­ковской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

С 15 сентября 1986 г. по 15 и­юня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской области, а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. – настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита. 

Решением Святейшего патриарха Алексия II и Священного синода Русской православной церкви 29 января 1991 г. из состава Пензенской епархии в границах Мордовской ССР была выделена новая епархия – Саранская и Мордовская. Постановлением Священного синода епископом Саранским и Мордовским определено быть архимандриту Варсонофию.

В феврале 2001 г. епископ Варсонофий возведен в сан архиепископа.

Двадцать пятого декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской патриархии.

Возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

Пятого октября 2011 г. назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Четвертого октября 2012 г. утверж­ден в должности настоятеля Иоанно-Богословского мужского монастыря. 

Девятнадцатого марта 2014 г. назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного синода с сохранением должности управляющего делами Московской пат­риархии.

Закрыть