Яндекс.Метрика
  • Наталья Алексютина

Директор детдома Игорь Куричкис: у каждого из наших детей своя трудная история

Детскому дому – подраз­делению Индустриально-судостроительного лицея – исполняется 20 лет. Как и чем живут сегодня его ребята, рассказывает директор Игорь Куричкис.

Детскому дому – подраз­делению Индустриально-судостроительного лицея – исполняется 20 лет. Как и чем живут сегодня его ребята, рассказывает директор Игорь Куричкис.

"Петербургский дневник": Игорь Витальевич, как в стенах вашего учреждения появился детский дом?

Игорь Куричкис: Свою историю он ведет с 1994 г. До периода перестройки учебное заведение принимало на обучение иногородних ребят, предоставляя им возможность проживания. Кроме того, в общежитии жила часть преподавателей и мастеров производственного обучения. В 1990-е гг. прием ребят из других регионов прекратился, и у нас появилась реальная угроза потерять общежитие.

Я обратился за советом и помощью в Комитет по образованию. Там сказали, что набирает силу направление профессиональной подготовки детей-сирот на базе учреждений начального профессионального образования. Когда ребятам исполняется 15-16 лет, им необходимо получать профессию, а детские дома не могут дать им соответствующую подготовку. Вот так у нас и появилось структурное подразделение Индустриально-судостроительного техникума (ИСТ) «Детский дом».

"Петербургский дневник": Сколько детей-сирот обучаются в ИСТ?

Игорь Куричкис: Сначала у нас было 30, сейчас 210 ребят. Сегодня в городе работают семь учреждений, подобных нашему. Это наше «сиротское братство». Многие вопросы мы решаем вместе, делимся опытом, потому что таких проблем, какие  есть у нас, нет ни у кого. Скажем, любой директор ждет лета, чтобы пойти в отпуск, а у нас лето – самая горячая пора. Ребят нужно куда-то вывозить, кормить, задействовать в мероприятиях, организовывать трудовую деятельность.

Нужно сказать, что такие профессиональные учебные заведения, имеющие в своей структуре детские дома, в принципе явление уникальное, а опыт наших учреждений – единственный в России. Детские дома, передавая нам ребят, передают вместе с ними и груз вопросов, которые необходимо решать.

Ведь, кроме того что я должен обучить ребенка, я должен обеспечить его жильем и трудоустроить. Если раньше это были проблемы детского дома, то теперь они наши. Хотя надо признать, в последние годы нет проб­лем с выделением жилья детям-сиротам, сейчас ребята получают отдельные квартиры. 

С трудоустройством нам очень помогают наши социальные партнеры, в числе которых Адмиралтейские верфи, «Пилон», «Пассажиравтотранс», «Дальпитерстрой» и другие. Единственная проб­лема, с которой мы сталкиваемся, – ребятам трудно удержаться на режимных предприятиях, потому что смены там начинаются очень рано. Ну и, конечно, многие хотят сразу получать большие зарплаты. Это беда не только наших детей, но и сегодняшнего поколения в целом. Дети не понимают, что без опыта и усилий нельзя стать высококлассным специалистом. 

"Петербургский дневник": А как ребята попадают в ваш лицей?

Игорь Куричкис: Мы проводим большую проф­ориентационную работу. В течение года работаем со всеми детскими домами, а начиная с нового года социальные педагоги детских сиротских учреждений привозят к нам тех ребят, кто выразил желание. Здесь мы с ними беседуем, причем я разговариваю с каждым лично. Мне важно, чтобы человек сказал: да, Игорь Витальевич, я хочу получить профессию в вашем учебном заведении. 

Во-первых, это говорит об осознанности выбора, во-вторых, мы сможем в будущем избежать упреков в том, что ребенка сюда отправили помимо его воли. У нас можно получить профессию каменщика, слесаря, судостроителя-судоремонтника, штукатура, сварщика и т.д. Кроме того, у ребят есть возможность бесплатно получить второе образование по другой профессии в любом из наших учреждений «сиротского братства». 

А какую мы даем подготовку, видно по победам наших ребят в различных профессиональных конкурсах. Многие из них занимают призовые места.

"Петербургский дневник": Где ребята проводят летние каникулы? 

Игорь Куричкис: Раньше мы постоянно выезжали на уборку картофеля. Весь сентябрь трудились в совхозе «Ладога» Кировского района. Летние каникулы 15 лет проводили на юге в местечке Канака, что недалеко от крымского Судака. Мы там и отдыхали, и работали. 

Почему работали? Потому что я приверженец позиции сочетать в лагерях отдых с трудовой занятостью. Не могут ребята все 56 дней каникул сидеть, ничего не делая. Тут и обычный ребенок начнет чудить, что уже говорить о наших. Поэтому мы сами организовывали лагерь труда. Наши дети – столяры, плотники, сварщики, каменщики – всегда могли подработать летом. Помимо того, мы заключали с совхозом договор на уборку фруктов. Денег мы, конечно, не получали, но были обеспечены фруктами и овощами на все лето. К сожалению, последние 3 года на юг мы не выезжаем. Сейчас наш летний отдых проходит в Ленобласти в лагере «Факел Ильича» под Выборгом. Кстати сказать, там отдыхают все наши детские дома. Мы располагаемся в отдельном корпусе. Сейчас в лагере 50 ребят. 

Не буду скрывать, что летний отдых – это проблемный вопрос. Прежде всего из-за сосредоточенности в одном месте стольких сиротских учреждений. Более положительный эффект от отдыха был бы, если бы дети были рассортированы по нескольким лагерям, но не все лагеря соглашаются принять наших детей. И это можно понять. Поэтому самым оптимальным вариантом было бы иметь свои отдельные лагеря. И в этом вопросе есть подвижки. К примеру, появилась перспектива получить лагерь «Крылья Родины» в поселке Рощино. Там шикарное место у озера. Есть кирпичные корпуса, которые нужно реконструировать. Сейчас идет процесс подготовки документов. Мы бы могли там организовать свой стройотряд и уже начиная с мая работать. Наши дети могли бы быть задействованы и в уборке парков, пляжей поселка. Чем крупнее населенный пункт, тем легче найти социальных партнеров, которые будут в нас заинтересованы. 

А то, что наши дети умеют работать, – это факт. Например, на картошке они зарабатывали до­стойно и могли позволить себе купить те вещи, о которых давно мечтали. То, что у нас сейчас в лагере 50 человек, говорит о том, что многие ребята, особенно совершеннолетние, предпочли летнему отдыху работу. Многие остались в бригадах после прохождения прак­тики. 

"Петербургский дневник": Игорь Витальевич, вы не любите слово «казенный», а как сделать так, чтобы в детдоме детям было уютно?

Игорь Куричкис: Вы знаете, у каждого из наших детей своя трудная история. Скажем, за 20 лет существования детского дома при ИСЛ ни одного человека у нас не усыновили, не нашелся ни один из родителей, да и у самих ребят не было желания с кем-то из родителей общаться. Те истории, которые рассказывают по телевизору, – это сказки. По­этому наши дети – разные и сложные. 

Но по натуре своей большинство из них очень благодарные люди. Они сильно отличаются этим от «домашних» ребят, которые отзанимались и ушли. А мои дети, зная, например, что у меня больная нога, всегда при выходе из машины подадут руку. Когда иду по коридору, устаю здороваться. У нас завтрак начинается в 8.00, и я на завтраке сижу вместе с ребятами. Они знают, где мое место – за крайним столом. Какая у них порция, такая же и у меня. И этот час, с 8.00 до 9.00, мы с ними обсуждаем все назревшие вопросы. Такова традиция. Каждый может со своей тарелкой подсесть ко мне за стол. У нас в общежитии висит лозунг: «Мы – большая дружная семья, только разношерстная».

Закрыть