Новости в сети

Loading...

Она шла под толстым слоем воды вдоль длинной узкой впадины, освещая песчано-каменистое морское дно. Люди, находящиеся внутри, по ходу движения любовались подводными красотами: яркого окраса рыбами, причудливой формы растениями, цветными зарослями кораллов и даже акулами, появляющимися изредка и внезапно.

Двигаясь так, она достигла, наконец, удобного места с плоской каменистой поверхностью, и люди, один за другим, стали покидать борт через металлические отверстия в корпусе, специальной конструкции. И только для того, чтобы затем, аккуратно продвигаясь самостоятельно, с остановками, выбраться на поверхность.

Она показала уже свой хвост, когда на месте высадки вновь появился один из вышедших людей. На нём была влагостойкая одежда, очки и скрывающая нижнюю часть лица маска, позволяющая дышать газовой смесью безопасно для своего здоровья. Он был очень взволнован. Немудрено, ведь он только что оставил внутри ушедшей своё заплечное оборудование. У него в этот момент не было ничего, что могло бы дать кислород или его смесь с другими газами.

Догнать – об этом даже и речи не было. Плохо, что здесь не было и электронной связи: вода легко "гасит" коротковолновое излучение. Но странное дело, человек не торопился. В состоянии полной растерянности от безысходности у него приостановилось дыхание, участился пульс и возникло небольшое помутнение в глазах. Однако, справившись с волнением, он восстановил ритм дыхания и открыл глаза. А через двадцать минут, не спеша, достиг поверхности воды и вышел наружу, где уже во всю буйствовала осень. И уже там, наверху, он сообщил о своей потере.

К этому следует добавить: у человека с собой не было ничего, кроме того, что описано выше да ещё водонепроницаемые часы на руке, смартфон в специальном чехле и портмоне с пластиковой картой во внутреннем кармане. Также известно, что это был  обычный человек, профессиональный художник. 

Всё происходило в реальности, наяву и не являлось постановкой. 

ВОПРОС: Как человек смог нормально дышать в этой ситуации? Какие аргументы? 

ДОПОЛНЕНИЕ: Ответ засчитывается, если он логически обоснован, в полной мере опирается на данные условия задачи, а также соответствует здравому смыслу. Угадыванию – нет! Логическому осмыслению – да! Версии уместны любые, даже самые невероятные, лишь бы не страдала логика рассуждений! Юмор только приветствуется, ибо он – с логикой в родственных отношениях!

ОТВЕТ на задачу "Роковое влечение" от 03.10.2014г.: Произошло следующее: экспансивная штучка, крейсер* "Гаук", врезалась в борт чрезмерно крупного типа – океанского парохода "Олимпик".

ПОДРОБНОСТИ: Этот случай произошёл осенью 1912 г.; позднее, аналогичных случаев уже не было. "Олимпик", тогда одно из величайших судов в мире, плыл в открытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер "Гаук". Когда оба судна заняли положение, изображенное на рис. 1, произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь какой-то невидимой силе, повернулось носом к большому пароходу и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. Произошло столкновение. "Гаук" врезался носом в бок "Олимпика"; удар был так силен, что "Гаук" проделал в борту "Олимпика" большую пробоину.

Когда этот странный случай рассматривался в морском суде, виновной стороной был признан капитан гиганта "Олимпик", так как он не отдал никаких распоряжений уступить дорогу идущему наперерез "Гауку".

Суд не усмотрел здесь, следовательно, ничего необычайного: простая нераспорядительность капитана, не больше. А между тем, имело место совершенно непредвиденное обстоятельство: случай взаимного притяжения судов на море.

Такие случаи не раз происходили, вероятно, и раньше при параллельном движении двух кораблей. Но пока не строили очень крупных судов, явление это не проявлялось с такой силой. Когда воды океанов стали бороздить "плавучие города", явление притяжения судов сделалось гораздо заметнее; с ним считаются командиры военных судов при маневрировании.

Причина объясняется законами течения жидкостей в трубках и каналах. Можно доказать, что если жидкость протекает по каналу, имеющему сужения и расширения, то в узких частях канала она течет быстрее и давит на стенки канала слабее, нежели в широких местах, где она протекает спокойнее и давит на стенки сильнее (так называемый "принцип Бернулли"). См. рис.2.

Теперь мы поймем, в чем кроется причина притяжения судов. Когда два парохода плывут параллельно один другому, между их бортами получается как бы водяной канал. В обыкновенном канале стенки неподвижны, а движется вода; здесь же, наоборот: неподвижна вода, а движутся стенки. Но действие сил от этого нисколько не меняется: в узких местах подвижного канала вода слабее давит на стенки, нежели в пространстве вокруг пароходов. Другими словами, бока пароходов, обращенные друг к другу, испытывают со стороны воды меньшее давление, нежели наружные части судов. См. рис.3.

Что же должно произойти вследствие этого? Суда должны под напором наружной воды двинуться друг к другу, и естественно, что меньшее судно перемещается заметнее, между тем как более массивное остается почти неподвижным. Вот почему притяжение проявляется с особенной силой, когда большой корабль быстро проходит мимо маленького.

Итак, притяжение кораблей обусловлено всасывающим действием текущей воды. Этим же объясняется и опасность быстрин для купающихся, всасывающее действие водоворотов. Можно вычислить, что течение воды в реке при умеренной скорости 1 м в секунду втягивает человеческое тело с силой 30 кг! Против такой силы нелегко устоять, особенно в воде, когда собственный вес нашего тела не помогает нам сохранять устойчивость. Наконец, втягивающее действие быстро несущегося поезда объясняется тем же принципом Бернулли: поезд при скорости 50 км в час увлекает близстоящего человека с силой около 8 кг. 

*Гипотетически мог быть и другой военный корабль, например, Канонерская лодка.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ по задаче "Роковое влечение" от 03.10.2014г.: Итак, задача решена. Она была не из лёгких. 

ПОБЕДИТЕЛИ: Алексей Моторин и Наталия Семёнова. Им – Почёт! Уважение! Комплименты! Аплодисменты! А также по 1100 баллов на Доске Почёта каждому. Браво!!!

ВЕРСИИ В ОТВЕТАХ: Лев Горюнов (100 баллов), Ольга Сергеева (40 баллов), Семья Шевченко (30 баллов) Олег Егоров (20 баллов), Сергей Пуцин (20 баллов), Елена Матусевич (10 баллов) и Екатерина Коробко (10 баллов).

А другим участникам и просто наблюдателям – огромное спасибо! И пожелание успеха в дальнейшем! 

С уважением, ведущий рубрики "Дело логики" Олег Рябинин

2014-10-10T17:00:00+04:00
Рубрика "Дело логики" представляет новую задачу "ПОДВОДНЫЙ СЛУЧАЙ"©

Она шла под толстым слоем воды вдоль длинной узкой впадины, освещая песчано-каменистое морское дно. Люди, находящиеся внутри, по ходу движения любовались подводными красотами: яркого окраса рыбами, причудливой формы растениями, цветными зарослями кораллов и даже акулами, появляющимися изредка и внезапно.

Читать далее

Двигаясь так, она достигла, наконец, удобного места с плоской каменистой поверхностью, и люди, один за другим, стали покидать борт через металлические отверстия в корпусе, специальной конструкции. И только для того, чтобы затем, аккуратно продвигаясь самостоятельно, с остановками, выбраться на поверхность.

Она показала уже свой хвост, когда на месте высадки вновь появился один из вышедших людей. На нём была влагостойкая одежда, очки и скрывающая нижнюю часть лица маска, позволяющая дышать газовой смесью безопасно для своего здоровья. Он был очень взволнован. Немудрено, ведь он только что оставил внутри ушедшей своё заплечное оборудование. У него в этот момент не было ничего, что могло бы дать кислород или его смесь с другими газами.

Догнать – об этом даже и речи не было. Плохо, что здесь не было и электронной связи: вода легко "гасит" коротковолновое излучение. Но странное дело, человек не торопился. В состоянии полной растерянности от безысходности у него приостановилось дыхание, участился пульс и возникло небольшое помутнение в глазах. Однако, справившись с волнением, он восстановил ритм дыхания и открыл глаза. А через двадцать минут, не спеша, достиг поверхности воды и вышел наружу, где уже во всю буйствовала осень. И уже там, наверху, он сообщил о своей потере.

К этому следует добавить: у человека с собой не было ничего, кроме того, что описано выше да ещё водонепроницаемые часы на руке, смартфон в специальном чехле и портмоне с пластиковой картой во внутреннем кармане. Также известно, что это был  обычный человек, профессиональный художник. 

Всё происходило в реальности, наяву и не являлось постановкой. 

ВОПРОС: Как человек смог нормально дышать в этой ситуации? Какие аргументы? 

ДОПОЛНЕНИЕ: Ответ засчитывается, если он логически обоснован, в полной мере опирается на данные условия задачи, а также соответствует здравому смыслу. Угадыванию – нет! Логическому осмыслению – да! Версии уместны любые, даже самые невероятные, лишь бы не страдала логика рассуждений! Юмор только приветствуется, ибо он – с логикой в родственных отношениях!

ОТВЕТ на задачу "Роковое влечение" от 03.10.2014г.: Произошло следующее: экспансивная штучка, крейсер* "Гаук", врезалась в борт чрезмерно крупного типа – океанского парохода "Олимпик".

ПОДРОБНОСТИ: Этот случай произошёл осенью 1912 г.; позднее, аналогичных случаев уже не было. "Олимпик", тогда одно из величайших судов в мире, плыл в открытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер "Гаук". Когда оба судна заняли положение, изображенное на рис. 1, произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пути, словно повинуясь какой-то невидимой силе, повернулось носом к большому пароходу и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. Произошло столкновение. "Гаук" врезался носом в бок "Олимпика"; удар был так силен, что "Гаук" проделал в борту "Олимпика" большую пробоину.

Когда этот странный случай рассматривался в морском суде, виновной стороной был признан капитан гиганта "Олимпик", так как он не отдал никаких распоряжений уступить дорогу идущему наперерез "Гауку".

Суд не усмотрел здесь, следовательно, ничего необычайного: простая нераспорядительность капитана, не больше. А между тем, имело место совершенно непредвиденное обстоятельство: случай взаимного притяжения судов на море.

Такие случаи не раз происходили, вероятно, и раньше при параллельном движении двух кораблей. Но пока не строили очень крупных судов, явление это не проявлялось с такой силой. Когда воды океанов стали бороздить "плавучие города", явление притяжения судов сделалось гораздо заметнее; с ним считаются командиры военных судов при маневрировании.

Причина объясняется законами течения жидкостей в трубках и каналах. Можно доказать, что если жидкость протекает по каналу, имеющему сужения и расширения, то в узких частях канала она течет быстрее и давит на стенки канала слабее, нежели в широких местах, где она протекает спокойнее и давит на стенки сильнее (так называемый "принцип Бернулли"). См. рис.2.

Теперь мы поймем, в чем кроется причина притяжения судов. Когда два парохода плывут параллельно один другому, между их бортами получается как бы водяной канал. В обыкновенном канале стенки неподвижны, а движется вода; здесь же, наоборот: неподвижна вода, а движутся стенки. Но действие сил от этого нисколько не меняется: в узких местах подвижного канала вода слабее давит на стенки, нежели в пространстве вокруг пароходов. Другими словами, бока пароходов, обращенные друг к другу, испытывают со стороны воды меньшее давление, нежели наружные части судов. См. рис.3.

Что же должно произойти вследствие этого? Суда должны под напором наружной воды двинуться друг к другу, и естественно, что меньшее судно перемещается заметнее, между тем как более массивное остается почти неподвижным. Вот почему притяжение проявляется с особенной силой, когда большой корабль быстро проходит мимо маленького.

Итак, притяжение кораблей обусловлено всасывающим действием текущей воды. Этим же объясняется и опасность быстрин для купающихся, всасывающее действие водоворотов. Можно вычислить, что течение воды в реке при умеренной скорости 1 м в секунду втягивает человеческое тело с силой 30 кг! Против такой силы нелегко устоять, особенно в воде, когда собственный вес нашего тела не помогает нам сохранять устойчивость. Наконец, втягивающее действие быстро несущегося поезда объясняется тем же принципом Бернулли: поезд при скорости 50 км в час увлекает близстоящего человека с силой около 8 кг. 

*Гипотетически мог быть и другой военный корабль, например, Канонерская лодка.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ по задаче "Роковое влечение" от 03.10.2014г.: Итак, задача решена. Она была не из лёгких. 

ПОБЕДИТЕЛИ: Алексей Моторин и Наталия Семёнова. Им – Почёт! Уважение! Комплименты! Аплодисменты! А также по 1100 баллов на Доске Почёта каждому. Браво!!!

ВЕРСИИ В ОТВЕТАХ: Лев Горюнов (100 баллов), Ольга Сергеева (40 баллов), Семья Шевченко (30 баллов) Олег Егоров (20 баллов), Сергей Пуцин (20 баллов), Елена Матусевич (10 баллов) и Екатерина Коробко (10 баллов).

А другим участникам и просто наблюдателям – огромное спасибо! И пожелание успеха в дальнейшем! 

С уважением, ведущий рубрики "Дело логики" Олег Рябинин


Текст: Петербургский Дневник
Фото: Trend

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 
КОММЕНТАРИИ (13)
  • Олег Рябинин 10 октября в 17:43
    Добрый вечер, уважаемые коллеги и все любители логики! Пятница и, как обычно, желаю вам хорошо провести предстоящие выходные! А хорошая логическая задача только в помощь. Сегодня она такая - "Подводный случай". Как всегда, хочу предупредить: не нужно принимать всё, что видится в тексте задачи, за чистую монету. Необходимо помнить об игровой интриге. Первичная оценка её сложности составляет 50 баллов на Доске Почёта. Дальнейшее развитие ситуации покажет время и ваши комментарии; важно всё. Просьба ко всем, кто уверен в своём ответе, - отсылать его на электронную почту по адресу: brain@spbdnevnik.ru Это нужно для тех, кто не торопится дать ответ, обдумывая детали. Спасибо! И желаю успеха! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 10 октября в 19:31
    Добрый вечер, уважаемые коллеги и все любители логики! "Подводный случай" выплеснул на поверхность логического моря 300 баллов, которые я перемещаю на Доску Почёта. Дары моря. Желаю успеха! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 11 октября в 16:32
    ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Олег, здравствуйте. первое, что могу предложить на Ваше рассмотрение - ситуация на подлодке "Славянка". Есть даже художественный фильм, который иллюстрируют произошедшее. По причине аварии экипаж подлодки оказывается в наполовину затопленном отсеке. Все думают как бы спастись и решают выбраться в водолазных скафандрах через торпедные аппараты при помощи изолирующего дыхательного аппарата. С уважением, На сколько помню удачно справиться с этой задачей удается только одному члену экипажа, его аппарат исправен и он достигает земли а фильм называется 72 метра
    • Олег Рябинин 11 октября в 16:46
      МНЕНИЕ: Добрый день! Спасибо! Прекрасный фильм, напоминание о моей юности. Но как версия не вполне. Смотрите: у нашего героя, кроме водоотталкивающей одежды, очков, маски на нижнюю часть лица, часов и портмоне, больше ничего нет. Нет с собой кислородного аппарата. За двадцать минут под водой без воздуха он точно "склеит ласты". Живым не выберется. Сожалею! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 11 октября в 23:37
    ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Добрый вечер,Олег! Пытаясь уменьшить количество ограничений, связанных с использованием традиционного оборудования для дайвинга, дизайнер Адам Вендел (Adam Wendel) разработал концепт футуристического шлема Immersed Senses. Данное приспособление поможет аквалангисту лучше видеть и слышать, а также облегчит дыхание под водой. Шлем имеет закрытую конструкцию, обеспечивающую более свободную циркуляцию воздуха: согласно Венделу, дышать в нем будет также легко, как и на суше. Для использования Immersed Senses не нужны баллоны с воздушной смесью – в качестве альтернативы этому громоздкому элементу экипировки предлагается использовать генератор, производящий кислород из воды посредством электролиза. Предполагается, что такой генератор будет размещен в задней части шлема и для его работы понадобится небольшой источник энергии. В свою очередь, в защитное стекло Immersed Senses будет встроена OLED-панель, на которую могут выводиться карты GPS, информация об уровнях кислорода и углекислого газа внутри шлема, о флоре и фауне, а также различные предупреждения, в частности, о наличии в воде посторонних веществ или об опасных повышениях или понижениях температуры. Данный дисплей задумывался как интерактивный: очевидно, внешняя поверхность защитного стекла Известно, что звуковые волны в воде распространяются в шесть раз быстрее, чем в воздушной среде. В то же время, источник звука под водой определить очень трудно. Данную проблему, создатель Immersed Senses намеревается решить при помощи сенсоров, позволяющих определять местоположение этого источника и выводить соответствующую информацию на дисплей. Быть может в вашей задаче речь идет именно о таком шлеме. И на герое был одет такой шлем.
    • Олег Рябинин 11 октября в 23:46
      МНЕНИЕ: Добрый вечер! Спасибо! Замечательная подборка материала. Респект! Я уже слышал о таком генераторе пару лет тому назад. Впечатлило. Однако, как версия для нашей задачи, она не выдерживает критики. Смотрите: по условию, "У него (героя задачи) в этот момент не было ничего, что могло бы дать кислород или его смесь с другими газами". Но генератор из вашей версии является именно тем, что запрещено условием. Противоречие. Следовательно, версия не вполне подходит. Но она чрезвычайно познавательна. Комплименты! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 12 октября в 00:44
    Доброй ночи, уважаемые коллеги и все любители логики! На Доске Почёта сейчас 500 баллов. Но до сих пор нет победителя. Желаю успеха! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 13 октября в 07:42
    Доброе утро, уважаемые коллеги и все любители логики! Итак, небольшое затишье. Да, раскрытие тайны "Ихтиандра" требует времени. Действительно, не стоит торопиться. А на Доске Почёта, между тем, 800 баллов. И они, по-прежнему, ждут своего победителя. Желаю успеха! С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 13 октября в 16:56
    ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЯ: Добрый день, Олег. 35-летний фридайвер из Германии Том Ситас вышел "сухим из воды", задержав дыхание на целых 22 мин 22 сек! Этим самым он побил ранее установленные рекорды иллюзиониста Дэвида Блейна, ныряльщика из Италии Джанлука Генони и свой собственный рекорд в 17 мин 28 сек. Как же удается задержать дыхание на такое длительное время? Понятно, что максимальная задержка дыхания под водой совершенно невозможна без тренировки предварительной подготовки. Во-первых, согласно правилам установления рекорда, участник перед погружением может дышать 30 мин чистым кислородом. Во-вторых, сам Ситас признался, что за 5 часов до установления рекорда не ел и по специальным методикам замедлял метаболизм в своем организме. В-третьих, участники находятся под водой в спокойном, неподвижном состоянии, что значительно снижает потребность в кислороде. И еще. Все фридайверы владеют методикой полувдохов-полувыдохов. Если бы у рекордсменов был зажим на носу и заткнут рот, вряд ли бы они смогли так долго продержаться без дыхания. Несмотря на это, рекорд Тома Ситаса сам по себе является подтверждением неограниченных возможностей человеческого организма. К примеру, дельфины и бобры способны задерживать дыхание на 20 мин, тюлени и другие ластоногие — до 70 мин, а киты — на 1,5 часа. Так что человек, как существо сухопутное, способный задерживать дыхание, словно житель водной стихии, заслуживает уважения и славы. P.S. Обычным, неподготовленным людям не рекомендуется пытаться устанавливать рекорды подобного рода. Такие попытки могут в рекордные сроки отправить вас в мир иной.
    • Олег Рябинин 13 октября в 19:46
      МНЕНИЕ: Добрый вечер! Спасибо за интересный факт! Я и сам не ожидал, что задержка дыхания может выйти уже за границу двадцатки. Но факты - упрямая вещь! Респект! И, тем не менее, нет. Почему? Смотрите: 1. Наш герой - обычный человек, художник. А такого рода задержки дыхания по силам только неординарным людям, да ещё и занятым постоянными тренировками в этой области. Такие люди заслуживают уважения и славы(по версии читателя)! Они - уникумы. Противоречит условию. 2. В вашей версии, участник находится под водой в спокойном, неподвижном состоянии, что значительно снижает потребность в кислороде. По условию же, герой находился в движении. Это - также противоречие. 3. Если он глубоководный ныряльщик, то зачем ему заплечный акваланг?! Будет мешать устанавливать рекорд. Не так ли?! Сожалею! Версия не вполне подходит. Но она переворачивает все представления о возможностях человеческого организма. Комплименты! С уважением, Олег Рябинин.
  • Анна Латонина 14 октября в 15:33
    Добрый день! Осмелюсь предположить, что речь идет о подводном тоннеле (океанариуме). Для удобства посетителей экскурсии проводят на мини-поездах либо спец.автомобилях (либо движущаяся дорожка). Влагостойкая одежда героя - одежда, защищающая от дождя, очки - проблемы со зрением, скрывающая нижнюю часть лица маска, позволяющая дышать газовой смесью (воздух, которым мы дышим - это смесь различных газов (азот, кислород, аргон, углекислый газ, неон, гелий, метан, криптон, водород, ксенон, закись азота) - медицинская маска для защиты от вирусных инфекций, характерных для осеннего периода. Был взволнован, т.к. оставил в экскурсионном авто свои вещи. Поскольку дается указание на профессию, то, скорее всего, мольберт с незаконченной картиной либо, если он реставратор - шедевр мировой живописи)) Успокоился, т.к. осознал, что из тоннеля можно выйти только в одном месте, поэтому поднялся наверх к администратору и сообщил о потере. Далее уже спокойно дожидался, когда сотрудники принесут забытую вещь.
    • Олег Рябинин 15 октября в 10:32
      Анна, доброе утро! Искренне рад приветствовать вас, потому что давно вас не было видно и потому, что это - великолепная Победа! Ответ невероятно исчерпывающий. Мои поздравления: Почёт! Уважение! Аплодисменты! Комплименты! И 800 баллов на Доске Почёта. Браво!!! Эти поздравления я отношу и в адрес всех наших победителей, приславших ответ на адрес brain. На этом прения прекращаем. Подробный ответ и подведение итогов будут опубликованы вместе с текстом новой задачи, 17.10.2014г. С уважением, Олег Рябинин.
  • Олег Рябинин 21 октября в 18:12
    Уважаемые читатели! Ответ и подведение итогов по задаче опубликованы вместе с текстом задачи "Привычка" от 21.10.2014г. в 17:23. Спасибо за внимание! С уважением, Олег Рябинин

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети