Новости в сети

Loading...

Одна квитанция на все коммунальные услуги – газ, воду, тепло, капитальный ремонт. Такие перемены городские власти наметили на ближайшее будущее. Печатать общий счет должна новая структура – единый сбытовой агент, у которого, по сути, будут две задачи: создать удобство для жителей по оплате услуг и снизить сумму задолженности управляющих компаний перед энергетиками, а она составляет около 15 млрд. рублей.

Неоднократно в качестве причины, по которой растут долги управляющих компаний, энергетики называли работу вычислительного центра коммунального пользования "Жилищное хозяйство" (далее ВЦКП). Энергетики также говорили о переходе на прямые расчеты с жителями и печати отдельных счетов за отопление. О том, как идет работа с энергетиками, и преимуществах единой квитанции перед несколькими счетами "ПД" поговорил с генеральным директором ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" Василием Федотовым. 

"Петербургский дневник": Василий Николаевич, еще год назад энергетики говорили, что работа расчетного центра, который вы возглавляете, непрозрачна. Нет системы учета по нежилым помещениям в домах. То есть тепло поставляется на весь дом, но на счета ресурсоснабжающих организаций приходят только деньги за квартиры. Меняется ли ситуация сейчас? 

Василий Федотов: Действительно, обеспечить полную прозрачность учета ресурса можно только в том случае, если вести расчет в целом по дому: и по жилым, и по нежилым помещениям. Исторически сложилось, что программа, которую использует ВЦКП много лет, рассчитана на учет коммунальных услуг только по жилым помещениям. В этом году введена в рабочую эксплуатацию программа и для нежилых помещений. Другой вопрос, насколько широко ее используют. Ведь какой бы сервис расчетный центр ни разработал, он будет работать и приносить результат только в том случае, если наши клиенты - управляющие компании – им пользуются. Именно они вводят показания общедомовых приборов учета в систему.

Пока по состоянию на октябрь полный сервис от ввода показаний до получения счетов использует одна управляющая компания - ЖКС №2 Московского района. Жилищный комитет организовал информирование управляющих компаний, чтобы они подключались к этой системе, уже 16 организаций подписали договоры с ВЦКП. Теперь дело за тем, чтобы они начали вводить данные в систему: каков расход воды, тепла в нежилых помещениях. Ждем, что все остальные (управляющие компании – ред.) подключатся к этой работе. Но переход идет очень медленно, многие говорят о том, что будут продолжать самостоятельные расчеты. 

"Петербургский дневник": Получается, что из 196 управляющих компаний (из них 40 с долей городского капитала) только одна работает в системе, причем та, у которой нет проблем с энергетиками. А есть ли возможность повлиять на остальных, ведь для города долг управляющих компаний за ресурсы – это одна из самых важных проблем?

Василий Федотов: Представителям управляющих компаний можно разъяснить (пользу от работы по новой системе – ред.), но обязать-то никого нельзя. Жилищный комитет ранжирует эти организации по количеству проблем с энергетиками. Нет смысла заставлять пользоваться системой те компании, у которых долгов нет или они минимальны. Но если долги растут, люди жалуются, потому что это отражается на качестве управления домами, тогда у городских властей больше оснований для воздействия на управляющую компанию, в том числе с привлечением жилищной инспекции и прокуратуры. 

"Петербургский дневник": Все-таки чем мотивируют другие управляющие компании свое нежелание вести учет платежей по нежилым помещениям через городской расчетный центр? 

Василий Федотов: Исключительно своим нежеланием работать по-другому. Сейчас плата за коммунальные услуги, оказанные владельцам или арендаторам нежилых помещений, поступает на счета самих управляющих компаний (за исключением помещений, где заключены прямые договоры, например, с Водоканалом за холодное водоснабжение и с ПСК – за электроснабжение). От этого не все готовы отказаться.

Конкретные рычаги воздействия есть в случае с подконтрольными городскими управляющими компаниями. Можно поменять директора, который показывает плохой результат финансово-хозяйственной деятельности. А что касается остальных – проверки, предписания, штрафы, других механизмов нет. Впрочем, задолженность копится не только из-за того, что не учитывается плата за нежилые помещения. 

Особенности действующих правил предоставления коммунальных услуг содержат условия для наращивания долгов управляющих: в части общедомового водоотведения – примерно на 10% от общей платы управляющих за этот ресурс, а в части общедомового водоснабжения холодной и горячей водой – на 8,5% от платы за эти ресурсы. Указанные цифры получены по всему жилому фонду в зоне обслуживания ВЦКП за календарный год. И все это дополняет уже существующие проблемы. 

"Петербургский дневник": Изначально говорилось о том, что структура ВЦКП "Жилищное хозяйство" будет разделена на два подразделения. Одно из них будет заниматься жилищными субсидиями, а второе, те люди, которые сейчас занимаются расчетами платежей, будет заниматься этой же работой, но уже в новой структуре? Осталась ли эта концепция? 

Василий Федотов: Идея трансформируется. В работе расчетного центра есть объективные трудности. Помимо расчета платежей ВЦКП занимается жилищными субсидиями, то есть участвует в предоставлении государственных услуг. Эта часть работы ВЦКП с 2011 года практически перестала финансироваться из бюджета города. Именно поэтому зашла речь о том, чтобы выделить городской центр жилищных субсидий в отдельное государственное учреждение с бюджетным финансированием.

В Петербурге около 80 тысяч семей каждые полгода предоставляют пакет документов на получение субсидии, эти документы нужно принимать и обрабатывать. В структуре городского центра жилищных субсидий сегодня работает 192 сотрудника, всем им нужно платить зарплату. Разделение ВЦКП на две структуры предусмотрено и логично, уже есть проект постановления городского правительства, который сейчас проходит согласования. У ВЦКП останется функция по расчету платежей, а также по информационному обслуживанию органов государственной власти города. Дальнейшее реформирование этой системы находится в стадии проработки.

Вариант создания единого сбытового агента на базе ВЦКП, у которого есть 30-летний опыт и налаженная система, не требует инвестиций. Достаточно только добавить в счет строку индивидуального электроснабжения. Однако если делать это в рамках единого сбытового агента, то суть такой организации – в участии в ней в качестве сособственников ресурсоснабжающих организаций, что потребует проводить программу приватизации ГУП ВЦКП и создавать акционерное общество. Предусмотренные законодательством сроки на такую реорганизацию - около 1,5–2 лет. Альтернативное решение – создание нового юридического лица, с которым заключат договоры и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании. В целом концепция единого сбытового агента предполагает развитие системы единого платежного документа, поэтому мы ее, безусловно, поддерживаем. Другое дело, что стратегия его появления не достигла необходимой кристаллизации. Весной озвучивалось, что доля города составит 25%, а энергетиков - 75%, в дальнейшем ситуация менялась.

А уже в августе прозвучало, что доля города должна быть 51%, а у энергетиков – оставшиеся 49%. Реакции от ресурсоснабжающих компаний мы пока не слышали. Согласны ли они?

"Петербургский дневник": Согласились или нет – пока неизвестно, но на деле ситуация происходит другая. Совсем недавно прошла новость о том, что Газпром Межрегионгаз отказывается от услуг вычислительного центра в 8 районах и переходит на прямые платежи с горожанами. Что происходит? 

Василий Федотов: Газ отличается от всех остальных коммунальных ресурсов, по газоснабжению есть отдельное законодательство. Договоров ресурсоснабжения с управляющими компаниями у поставщика газа в Санкт-Петербурге никогда не было, потому что ни одна организация не хочет или не может нести ответственность за газовую безопасность. Именно поэтому Газпром Межрегионгаз поступает как независимый прямой поставщик и исходит из собственной логики поиска эффективных решений, в том числе в части борьбы с неплательщиками.

Для меня, как для специалиста, который последовательно обосновывает преимущества (не только для ресурсоснабжающих организаций, но и для управляющих организаций, органов власти города, а в первую очередь – для жителей Санкт-Петербурга) единого платежного документа, такой отказ печален. Жителям просто неудобно, когда квитанции приходят в разное время, и есть необходимость оплатить каждую отдельно, даже если у компании есть договоры с кредитными организациями и оплата идет без комиссии. Но значит ли, что после перехода на прямые платежи за газ все остальные ресурсоснабжающие организации поступят так же? Сказать они могут, но законодательство для них все же другое. Во-первых, собственники должны решить этот вопрос на общем собрании. При прочих равных жителям удобнее, если есть один исполнитель, а не несколько. На одного, пусть даже нерадивого исполнителя, легче повлиять, хотя бы с помощью органов власти или через жилищную инспекцию. 

"Петербургский дневник": В начале года энергетики говорили о пилотных проектах по переходу на прямые договоры с жителями в отдельных районах, и полном отказе от услуг ВЦКП после 1 июля 2014 года, когда из тарифа исключили оплату за услуги расчетного центра. Это произошло? 

Василий Федотов: Ну, одно дело говорить, а другое дело - сделать. После 1 июля от услуг ВЦКП ресурсоснабжающие организации не отказались, хотя переговоры шли нелегкие. Риски, что кто-то уйдет, были и остаются. Но если объективно оценивать альтернативы нашему расчетному центру, то мы твердо убеждены сами и пытаемся убедить в этом наших контрагентов – любая из них будет дороже в целом с учетом интересов всех участников процесса.

2014-10-20T11:00:00+04:00
Василий Федотов: услуги разные, счет - один

Одна квитанция на все коммунальные услуги – газ, воду, тепло, капитальный ремонт. Такие перемены городские власти наметили на ближайшее будущее. Печатать общий счет должна новая структура – единый сбытовой агент, у которого, по сути, будут две задачи: создать удобство для жителей по оплате услуг и снизить сумму задолженности управляющих компаний перед энергетиками, а она составляет около 15 млрд. рублей.

Читать далее

Неоднократно в качестве причины, по которой растут долги управляющих компаний, энергетики называли работу вычислительного центра коммунального пользования "Жилищное хозяйство" (далее ВЦКП). Энергетики также говорили о переходе на прямые расчеты с жителями и печати отдельных счетов за отопление. О том, как идет работа с энергетиками, и преимуществах единой квитанции перед несколькими счетами "ПД" поговорил с генеральным директором ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" Василием Федотовым. 

"Петербургский дневник": Василий Николаевич, еще год назад энергетики говорили, что работа расчетного центра, который вы возглавляете, непрозрачна. Нет системы учета по нежилым помещениям в домах. То есть тепло поставляется на весь дом, но на счета ресурсоснабжающих организаций приходят только деньги за квартиры. Меняется ли ситуация сейчас? 

Василий Федотов: Действительно, обеспечить полную прозрачность учета ресурса можно только в том случае, если вести расчет в целом по дому: и по жилым, и по нежилым помещениям. Исторически сложилось, что программа, которую использует ВЦКП много лет, рассчитана на учет коммунальных услуг только по жилым помещениям. В этом году введена в рабочую эксплуатацию программа и для нежилых помещений. Другой вопрос, насколько широко ее используют. Ведь какой бы сервис расчетный центр ни разработал, он будет работать и приносить результат только в том случае, если наши клиенты - управляющие компании – им пользуются. Именно они вводят показания общедомовых приборов учета в систему.

Пока по состоянию на октябрь полный сервис от ввода показаний до получения счетов использует одна управляющая компания - ЖКС №2 Московского района. Жилищный комитет организовал информирование управляющих компаний, чтобы они подключались к этой системе, уже 16 организаций подписали договоры с ВЦКП. Теперь дело за тем, чтобы они начали вводить данные в систему: каков расход воды, тепла в нежилых помещениях. Ждем, что все остальные (управляющие компании – ред.) подключатся к этой работе. Но переход идет очень медленно, многие говорят о том, что будут продолжать самостоятельные расчеты. 

"Петербургский дневник": Получается, что из 196 управляющих компаний (из них 40 с долей городского капитала) только одна работает в системе, причем та, у которой нет проблем с энергетиками. А есть ли возможность повлиять на остальных, ведь для города долг управляющих компаний за ресурсы – это одна из самых важных проблем?

Василий Федотов: Представителям управляющих компаний можно разъяснить (пользу от работы по новой системе – ред.), но обязать-то никого нельзя. Жилищный комитет ранжирует эти организации по количеству проблем с энергетиками. Нет смысла заставлять пользоваться системой те компании, у которых долгов нет или они минимальны. Но если долги растут, люди жалуются, потому что это отражается на качестве управления домами, тогда у городских властей больше оснований для воздействия на управляющую компанию, в том числе с привлечением жилищной инспекции и прокуратуры. 

"Петербургский дневник": Все-таки чем мотивируют другие управляющие компании свое нежелание вести учет платежей по нежилым помещениям через городской расчетный центр? 

Василий Федотов: Исключительно своим нежеланием работать по-другому. Сейчас плата за коммунальные услуги, оказанные владельцам или арендаторам нежилых помещений, поступает на счета самих управляющих компаний (за исключением помещений, где заключены прямые договоры, например, с Водоканалом за холодное водоснабжение и с ПСК – за электроснабжение). От этого не все готовы отказаться.

Конкретные рычаги воздействия есть в случае с подконтрольными городскими управляющими компаниями. Можно поменять директора, который показывает плохой результат финансово-хозяйственной деятельности. А что касается остальных – проверки, предписания, штрафы, других механизмов нет. Впрочем, задолженность копится не только из-за того, что не учитывается плата за нежилые помещения. 

Особенности действующих правил предоставления коммунальных услуг содержат условия для наращивания долгов управляющих: в части общедомового водоотведения – примерно на 10% от общей платы управляющих за этот ресурс, а в части общедомового водоснабжения холодной и горячей водой – на 8,5% от платы за эти ресурсы. Указанные цифры получены по всему жилому фонду в зоне обслуживания ВЦКП за календарный год. И все это дополняет уже существующие проблемы. 

"Петербургский дневник": Изначально говорилось о том, что структура ВЦКП "Жилищное хозяйство" будет разделена на два подразделения. Одно из них будет заниматься жилищными субсидиями, а второе, те люди, которые сейчас занимаются расчетами платежей, будет заниматься этой же работой, но уже в новой структуре? Осталась ли эта концепция? 

Василий Федотов: Идея трансформируется. В работе расчетного центра есть объективные трудности. Помимо расчета платежей ВЦКП занимается жилищными субсидиями, то есть участвует в предоставлении государственных услуг. Эта часть работы ВЦКП с 2011 года практически перестала финансироваться из бюджета города. Именно поэтому зашла речь о том, чтобы выделить городской центр жилищных субсидий в отдельное государственное учреждение с бюджетным финансированием.

В Петербурге около 80 тысяч семей каждые полгода предоставляют пакет документов на получение субсидии, эти документы нужно принимать и обрабатывать. В структуре городского центра жилищных субсидий сегодня работает 192 сотрудника, всем им нужно платить зарплату. Разделение ВЦКП на две структуры предусмотрено и логично, уже есть проект постановления городского правительства, который сейчас проходит согласования. У ВЦКП останется функция по расчету платежей, а также по информационному обслуживанию органов государственной власти города. Дальнейшее реформирование этой системы находится в стадии проработки.

Вариант создания единого сбытового агента на базе ВЦКП, у которого есть 30-летний опыт и налаженная система, не требует инвестиций. Достаточно только добавить в счет строку индивидуального электроснабжения. Однако если делать это в рамках единого сбытового агента, то суть такой организации – в участии в ней в качестве сособственников ресурсоснабжающих организаций, что потребует проводить программу приватизации ГУП ВЦКП и создавать акционерное общество. Предусмотренные законодательством сроки на такую реорганизацию - около 1,5–2 лет. Альтернативное решение – создание нового юридического лица, с которым заключат договоры и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании. В целом концепция единого сбытового агента предполагает развитие системы единого платежного документа, поэтому мы ее, безусловно, поддерживаем. Другое дело, что стратегия его появления не достигла необходимой кристаллизации. Весной озвучивалось, что доля города составит 25%, а энергетиков - 75%, в дальнейшем ситуация менялась.

А уже в августе прозвучало, что доля города должна быть 51%, а у энергетиков – оставшиеся 49%. Реакции от ресурсоснабжающих компаний мы пока не слышали. Согласны ли они?

"Петербургский дневник": Согласились или нет – пока неизвестно, но на деле ситуация происходит другая. Совсем недавно прошла новость о том, что Газпром Межрегионгаз отказывается от услуг вычислительного центра в 8 районах и переходит на прямые платежи с горожанами. Что происходит? 

Василий Федотов: Газ отличается от всех остальных коммунальных ресурсов, по газоснабжению есть отдельное законодательство. Договоров ресурсоснабжения с управляющими компаниями у поставщика газа в Санкт-Петербурге никогда не было, потому что ни одна организация не хочет или не может нести ответственность за газовую безопасность. Именно поэтому Газпром Межрегионгаз поступает как независимый прямой поставщик и исходит из собственной логики поиска эффективных решений, в том числе в части борьбы с неплательщиками.

Для меня, как для специалиста, который последовательно обосновывает преимущества (не только для ресурсоснабжающих организаций, но и для управляющих организаций, органов власти города, а в первую очередь – для жителей Санкт-Петербурга) единого платежного документа, такой отказ печален. Жителям просто неудобно, когда квитанции приходят в разное время, и есть необходимость оплатить каждую отдельно, даже если у компании есть договоры с кредитными организациями и оплата идет без комиссии. Но значит ли, что после перехода на прямые платежи за газ все остальные ресурсоснабжающие организации поступят так же? Сказать они могут, но законодательство для них все же другое. Во-первых, собственники должны решить этот вопрос на общем собрании. При прочих равных жителям удобнее, если есть один исполнитель, а не несколько. На одного, пусть даже нерадивого исполнителя, легче повлиять, хотя бы с помощью органов власти или через жилищную инспекцию. 

"Петербургский дневник": В начале года энергетики говорили о пилотных проектах по переходу на прямые договоры с жителями в отдельных районах, и полном отказе от услуг ВЦКП после 1 июля 2014 года, когда из тарифа исключили оплату за услуги расчетного центра. Это произошло? 

Василий Федотов: Ну, одно дело говорить, а другое дело - сделать. После 1 июля от услуг ВЦКП ресурсоснабжающие организации не отказались, хотя переговоры шли нелегкие. Риски, что кто-то уйдет, были и остаются. Но если объективно оценивать альтернативы нашему расчетному центру, то мы твердо убеждены сами и пытаемся убедить в этом наших контрагентов – любая из них будет дороже в целом с учетом интересов всех участников процесса.


Текст: Тамара Панченко
Фото: ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети