Новости в сети

Loading...

По итогам этого года рост экономики Петербурга составит 2,3-2,5%. Чтобы ускорить темпы социально-экономического развития, городу необходимы инвестиции в размере 500 млрд руб­лей в год. Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов рассказал "ПД" о том, как привлечь такие средства.

"Петербургский дневник": Каков предварительный прогноз развития городской экономики на 2014 г.?

Анатолий Котов: Наша экономика укладывается в общемировые тренды. С одной стороны, растут обороты организаций, увеличивается объем инвестиций, растет зарплата. С другой – есть устойчивая тенденция снижения промпроизводства. У нас есть основания полагать, что по итогам 2014 г. ВРП Санкт-Петербурга увеличится на 2,3-2,5% с учетом тех негативных внешних факторов, которые мы сегодня имеем. А это прежде всего изменения на рынке углеводородов и, как следствие, снижение курса рубля.

Хотя в зависимости от ангажированности эксперта причины замедления экономики называются разные. Кто-то говорит, что причины в политике, кто-то видит их в экономике, кто-то – в технологическом обновлении. Но замедление темпов экономического развития наблюдается во всем мире. Снижает свои темпы китайская экономика, а она сегодня практически первая в мире по паритету покупательной способности, снижаются темпы экономики в Евросоюзе, США, Японии. Это общий экономический тренд, который сигнализирует, что нефти стало нужно меньше, мы живем уже в XXI в., внедряем инновационные технологии, появляются ресурсосберегающие технологии. Эта тенденция продолжится и, на мой взгляд, будет усиливаться. Геополитический фактор в замедлении экономики играет меньшую роль.

"Петербургский дневник": И как в таких условиях сохранить положительные темпы развития экономики?

Анатолий Котов: Нужно менять саму экономичес­кую политику внутри государства. И она сегодня меняется. В чем смысл этих изменений? Во-первых, это совершенствование государственных институтов как таковых, в том числе судебных органов, которые обеспечивают право на защиту собственности, инвестиций и всего, что с этим связано. Второе – это совершенствование мер государственной поддержки бизнеса. В первую очередь эти меры должны быть направлены на снижение издержек производства. Ну и третье, про что мы всегда говорим, – это необходимость снижения административных барьеров.

Еще один важный фактор – ресурсы для развития. У нас сегодня замкнутый круг: с одной стороны, есть инфляция, с другой – необходимо где-то брать деньги на развитие. Ограничение возможностей финансового рынка коснулось не столько доступности, сколько увеличения стоимости ресурсов. От этого – рост издержек. Инфляция есть, в связи с этим кредитные ставки растут, сложно и дорого брать кредиты для бизнеса на длительный срок. Поэтому на федеральном уровне прорабатываются меры, связанные, например, со стоимостью кредитов, с совершенствованием налогового законодательства.

"Петербургский дневник": На уровне региона тоже прорабатываются подобные меры?

Анатолий Котов: Да, они будут закреплены в Экономической политике Санкт-Петербурга. В Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. мы определили цели, куда двигаться, соответствующие показатели. Но этого мало. Нужен механизм реализации этой стратегии, некий набор опций. Мы приняли 17 государственных программ. Фактически это документы, формирующие финансовые и расходные обязательства для Петербурга по реализации Стратегии-2030. Но ресурсы бюджета ограничены, нам нужны инвестиции.

Сегодня, по нашим оценкам, городу не хватает около 200 млрд рублей инвестиций в год. То, что сейчас мы наблюдаем замедление экономики, кстати, обусловлено и тем, что в какой-то период в прошлом мы недополучали определенный объем вложений. Сегодня должны были бы заработать инвестиции 2008-2009 гг.

По итогам прошлого года объем инвестиций в основной капитал составлял более 360 млрд руб­лей. Чтобы обеспечить устойчивый тренд развития и рост, нам нужно 500 млрд. Тогда мы выйдем на прирост валового регионального продукта 4,5-5% в год.

Для того чтобы привлечь такие объемы вложений, нам необходима некая скоординированная совокупность действий. Экономическая политика будет направлена прежде всего на хозяйственные субъекты. В документе будут описаны принципы, подходы, взаимоотношения с предпринимателями, действия органов власти по отношению к бизнесу. В нем будут закреплены экономические условия для ведения бизнеса. Ведь если бизнес не получает профит, он никогда не пойдет в регион. Но если предприниматели видят, что темпы развития 2,3%, а если еще и сравнивают с теми регионами, где 0,5%, то выбор будет очевиден.

Важный момент на данном этапе – борьба с административными барьерами. Сколько процедур проходят предприниматели при организации и ведении бизнеса? Сколько времени на это уходит? Сколько это стоит? Эти проб­лемы касаются самых разных сфер, будь то получение разрешения на строительство или технологическое присоединение. В Экономической политике мы по пунк­там прописываем, к какому году и в каком порядке будут снижены эти барьеры.

"Петербургский дневник": Как будет меняться налоговая политика для бизнеса? Появятся ли новые льготы?

Анатолий Котов: Налоговая политика, конечно, будет оптимизирована. Она обязательно должна развернуться в сторону бизнеса. Иначе нам не удастся привлечь в экономику города необходимые объемы инвестиций. Среди конкретных предложений, например, дифференциация шкалы налоговых льгот в зависимости от суммы инвестиционных вложений. Здесь мы исходим из принципа "чем больше инвестиции, тем больше льготы". Есть предложение ввести дополнительные условия для права применения налоговых преференций. Это количество создаваемых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, уровень заработной платы. Рассматриваем возможность снижения верхнего порога инвестиционных вложений, позволяющего воспользоваться налоговыми льготами. Сегодня он составляет 800 млн рублей. Мы предлагаем снизить его до 50 млн рублей и предусмотреть возможность предоставления льготы для инвесторов всех видов экономической деятельности без ограничений, разумеется, при выполнении ряда прочих условий.

Сегодня все эти меры, которые нам удалось выработать совмест­но с бизнесом и экспертным сообществом, проходят второй этап обсуж­дений с профессиональными общественными организациями города. Мы стараемся учитывать все предложения и комментарии, которые поступают к нам как от конкретных людей, так и от организаций самого различного профиля. На следующей неделе, 28 октября, мы планируем вынести проект Экономической политики на обсуждение в рамках Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга и рассчитываем там получить определенные отзывы и мнения, которые позволят нам усовершенствовать этот документ. После его доработки мы начнем процедуру согласования с исполнительными органами власти и надеемся до конца года утвердить документ.

2014-10-23T12:53:00+04:00
Анатолий Котов: ВРП Санкт-Петербурга увеличится на 2,3-2,5%

По итогам этого года рост экономики Петербурга составит 2,3-2,5%. Чтобы ускорить темпы социально-экономического развития, городу необходимы инвестиции в размере 500 млрд руб­лей в год. Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов рассказал "ПД" о том, как привлечь такие средства.

Читать далее

"Петербургский дневник": Каков предварительный прогноз развития городской экономики на 2014 г.?

Анатолий Котов: Наша экономика укладывается в общемировые тренды. С одной стороны, растут обороты организаций, увеличивается объем инвестиций, растет зарплата. С другой – есть устойчивая тенденция снижения промпроизводства. У нас есть основания полагать, что по итогам 2014 г. ВРП Санкт-Петербурга увеличится на 2,3-2,5% с учетом тех негативных внешних факторов, которые мы сегодня имеем. А это прежде всего изменения на рынке углеводородов и, как следствие, снижение курса рубля.

Хотя в зависимости от ангажированности эксперта причины замедления экономики называются разные. Кто-то говорит, что причины в политике, кто-то видит их в экономике, кто-то – в технологическом обновлении. Но замедление темпов экономического развития наблюдается во всем мире. Снижает свои темпы китайская экономика, а она сегодня практически первая в мире по паритету покупательной способности, снижаются темпы экономики в Евросоюзе, США, Японии. Это общий экономический тренд, который сигнализирует, что нефти стало нужно меньше, мы живем уже в XXI в., внедряем инновационные технологии, появляются ресурсосберегающие технологии. Эта тенденция продолжится и, на мой взгляд, будет усиливаться. Геополитический фактор в замедлении экономики играет меньшую роль.

"Петербургский дневник": И как в таких условиях сохранить положительные темпы развития экономики?

Анатолий Котов: Нужно менять саму экономичес­кую политику внутри государства. И она сегодня меняется. В чем смысл этих изменений? Во-первых, это совершенствование государственных институтов как таковых, в том числе судебных органов, которые обеспечивают право на защиту собственности, инвестиций и всего, что с этим связано. Второе – это совершенствование мер государственной поддержки бизнеса. В первую очередь эти меры должны быть направлены на снижение издержек производства. Ну и третье, про что мы всегда говорим, – это необходимость снижения административных барьеров.

Еще один важный фактор – ресурсы для развития. У нас сегодня замкнутый круг: с одной стороны, есть инфляция, с другой – необходимо где-то брать деньги на развитие. Ограничение возможностей финансового рынка коснулось не столько доступности, сколько увеличения стоимости ресурсов. От этого – рост издержек. Инфляция есть, в связи с этим кредитные ставки растут, сложно и дорого брать кредиты для бизнеса на длительный срок. Поэтому на федеральном уровне прорабатываются меры, связанные, например, со стоимостью кредитов, с совершенствованием налогового законодательства.

"Петербургский дневник": На уровне региона тоже прорабатываются подобные меры?

Анатолий Котов: Да, они будут закреплены в Экономической политике Санкт-Петербурга. В Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г. мы определили цели, куда двигаться, соответствующие показатели. Но этого мало. Нужен механизм реализации этой стратегии, некий набор опций. Мы приняли 17 государственных программ. Фактически это документы, формирующие финансовые и расходные обязательства для Петербурга по реализации Стратегии-2030. Но ресурсы бюджета ограничены, нам нужны инвестиции.

Сегодня, по нашим оценкам, городу не хватает около 200 млрд рублей инвестиций в год. То, что сейчас мы наблюдаем замедление экономики, кстати, обусловлено и тем, что в какой-то период в прошлом мы недополучали определенный объем вложений. Сегодня должны были бы заработать инвестиции 2008-2009 гг.

По итогам прошлого года объем инвестиций в основной капитал составлял более 360 млрд руб­лей. Чтобы обеспечить устойчивый тренд развития и рост, нам нужно 500 млрд. Тогда мы выйдем на прирост валового регионального продукта 4,5-5% в год.

Для того чтобы привлечь такие объемы вложений, нам необходима некая скоординированная совокупность действий. Экономическая политика будет направлена прежде всего на хозяйственные субъекты. В документе будут описаны принципы, подходы, взаимоотношения с предпринимателями, действия органов власти по отношению к бизнесу. В нем будут закреплены экономические условия для ведения бизнеса. Ведь если бизнес не получает профит, он никогда не пойдет в регион. Но если предприниматели видят, что темпы развития 2,3%, а если еще и сравнивают с теми регионами, где 0,5%, то выбор будет очевиден.

Важный момент на данном этапе – борьба с административными барьерами. Сколько процедур проходят предприниматели при организации и ведении бизнеса? Сколько времени на это уходит? Сколько это стоит? Эти проб­лемы касаются самых разных сфер, будь то получение разрешения на строительство или технологическое присоединение. В Экономической политике мы по пунк­там прописываем, к какому году и в каком порядке будут снижены эти барьеры.

"Петербургский дневник": Как будет меняться налоговая политика для бизнеса? Появятся ли новые льготы?

Анатолий Котов: Налоговая политика, конечно, будет оптимизирована. Она обязательно должна развернуться в сторону бизнеса. Иначе нам не удастся привлечь в экономику города необходимые объемы инвестиций. Среди конкретных предложений, например, дифференциация шкалы налоговых льгот в зависимости от суммы инвестиционных вложений. Здесь мы исходим из принципа "чем больше инвестиции, тем больше льготы". Есть предложение ввести дополнительные условия для права применения налоговых преференций. Это количество создаваемых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, уровень заработной платы. Рассматриваем возможность снижения верхнего порога инвестиционных вложений, позволяющего воспользоваться налоговыми льготами. Сегодня он составляет 800 млн рублей. Мы предлагаем снизить его до 50 млн рублей и предусмотреть возможность предоставления льготы для инвесторов всех видов экономической деятельности без ограничений, разумеется, при выполнении ряда прочих условий.

Сегодня все эти меры, которые нам удалось выработать совмест­но с бизнесом и экспертным сообществом, проходят второй этап обсуж­дений с профессиональными общественными организациями города. Мы стараемся учитывать все предложения и комментарии, которые поступают к нам как от конкретных людей, так и от организаций самого различного профиля. На следующей неделе, 28 октября, мы планируем вынести проект Экономической политики на обсуждение в рамках Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга и рассчитываем там получить определенные отзывы и мнения, которые позволят нам усовершенствовать этот документ. После его доработки мы начнем процедуру согласования с исполнительными органами власти и надеемся до конца года утвердить документ.


Текст: Олеся Гончарова
Фото: Trend

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети