Новости в сети

Loading...

Скоро студенты смогут ходить на лекции сразу в несколько вузов и получать при желании по два диплома, а благодаря взаимодействию науки и бизнеса в жизнь будут воплощены самые фантастические задумки. О том, как меняется сегодня система высшего образования и сама молодежь и почему важно не столько устроиться по специальности, сколько самореализоваться, рассказал председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга ректор Университета ИТМО­ Владимир Васильев.

"Петербургский дневник": Вы в третий раз были переизбраны председателем Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. Какие задачи сейчас стоят перед научным сообществом города? На чем сконцентрирована работа совета?

Владимир Васильев: Для нас сейчас особенно актуальны три направления работы. Во-первых, город выстраивает новую экономику – экономику, основанную на знаниях. Роль вузов в происходящих процессах крайне велика – это новая система подготовки кадров и новые образовательные программы.

Мы готовимся к шестому технологическому укладу, который должен произойти в 2021‑2022 гг. Он предполагает конвергенцию различных направлений – биотехнологии, когнитивные технологии, информационные, нано- и т. д. Компетенции, которые даются каж­дому вузу, не повторяют друг друга, а дополняют. В этом случае одни учебные заведения используют потенциал других. Речь идет о создании сетевых образовательных программ, при которых студенты смогут получать какие‑то образовательные модули не в своем вузе, а в другом.

Они таким образом будут охватывать не одно направление, а несколько и при желании смогут получать дипломы сразу двух вузов. Например, в одном вузе студент получает компетенции в сфере информационных технологий, а в другом – в сфере строительства. Такое сочетание дает рынку готового урбаниста. И конкурентоспособность таких специалистов будет повышаться.

Во-вторых, мы видим, как город влияет на качество образования. Даже невозможно сказать, как и в чем это выражается, но мы интуитивно чувствуем, что студент, обучающийся в Петербурге и находящийся в колыбели культуры и истории, совершенно по‑другому относится к жизни, к познанию самого себя, окружающего мира.

"Петербургский дневник": Сам город воспитывает и участ­вует в образовании. И вузовская среда тоже должна привносить вклад в развитие студента. Для нас важна сама постановка вопроса – а что делают вузы, кроме того как готовят кадры для экономики, госуправления и т. д.?

Владимир Васильев: И, наконец, третье направление нашей работы – это духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Это касается не только исторических ценностей и любви к Отечеству. Есть чуть‑чуть другие вещи. Например, выявление лидерских качеств, нацеленность на результат, доведение дела до конца. Всем известная Википедия удалась только с 37‑го раза. Должна быть какая-то презумп­ция не неудачу. Важно умение работать в команде, дискутировать, спокойно коммуницировать со всеми.

"Петербургский дневник": Как при переходе к экономике знаний взаимодействуют вузы и предприятия?

Владимир Васильев: Сегодня вузы – студенты, аспиранты и преподаватели – активно включаются в разработку инновационных продуктов, а бизнес в свою очередь формирует заказ. Речь, скорее, идет о создании новых рынков. Формируются целые научные фронты, в работе которых принимают участие вузы. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Возник новый научный фронт – авто и телеком. Рассчитано, что в 2025 г. рынок авто и телекома полностью поменяется – к этому моменту по­явятся беспилотные машины. Это не фантазия, в 2016‑2017 гг. в некоторых городах уже анонсированы запуски подобных авто. Как будет работать эти система? Беспилотные автомобили будут просто курсировать по городу, работать под заказ, не нужно будет никаких стоянок – взял и заказал, доехал до нужного места, и беспилотное авто отправляется дальше. Это научный фронт для взаимодействия телекома и автопроизводителей. В эту работу уже включились "Мерседес", "Крайслер", "Джи Эм", "Тойота", крупнейшие банки, телекоммуникационные компании, университеты и т. д.

На первый взгляд, конечно, может показаться, что это какие‑то фантазии. Но это не так. Я когда говорил в начале 1990‑х гг. по поводу телефонов мобильных, Интернета, мне отвечали: "Профессор Васильев, что за бред вы несете?!". Прошло 20 лет, и сейчас этим никого не удивишь. То же самое будет в 2025‑2030 гг., и если сейчас мы не сделаем этот рывок, то потом будем думать, а почему у всего мира есть, а у нас нет, что мы не так сделали и где промахнулись.

Сегодня ведутся разработки в таких направлениях, которые раньше сложно было представить. Скоро плащи-невидимки станут реальностью – уже появились покрытия, которые делают предметы невидимыми. Правда, пока что небольших размеров.

"Петербургский дневник": Молодежь готова включаться в эти исследования? Вообще охотно сегодня идут в науку?

Владимир Васильев: В науке был серьезный провал в 1990‑х гг. Ученые уезжали, снимались целыми курсами, уходили просто, и все. Второй этап – это конец 1990‑х – первая половина 2000‑х гг., когда люди шли в бизнес. И только где‑то в 2007‑2008 гг. опять пошла тяга к проведению научных исследований, и молодежь потянулась в российскую науку. Даже были ребята, кому предлагали работу в Google, Facebook, где, с точки зрения студентов, можно было делать безумные деньги, а они не шли. Им была интересна самореализация.

Меня, например, как ректора часто спрашивают, а сколько человек у вас устроились по специальности. У нас в вузе с этим вроде все нормально, но, на мой взгляд, студент должен не столько устроиться по специальности, сколько самореализоваться. Да, доступность и качество высшего образования важны, но цель‑то какая? У нас доступность сейчас даже больше 100 % – из‑за того что был демографический провал, второй год подряд места на очные отделения не заполняются. И такая тенденция продолжится до 2025 г. – плюс-минус 25‑30 тыс. человек ежегодно в целом по России.

Что касается современных студентов, то молодежь вообще сейчас совсем другая – искреннее, честнее к себе и к другим. Они более глубоко понимают какие‑то вещи, более ответственны. Но меня сильно пугает повсеместная виртуализация. Информационные технологии – это прогресс, но важно соблюсти грань, не надо загонять себя в виртуальный мир.

2014-10-29T12:59:00+03:00
Председатель Совета ректоров Владимир Васильев: студенты сейчас искреннее, честнее к себе и к другим

Скоро студенты смогут ходить на лекции сразу в несколько вузов и получать при желании по два диплома, а благодаря взаимодействию науки и бизнеса в жизнь будут воплощены самые фантастические задумки. О том, как меняется сегодня система высшего образования и сама молодежь и почему важно не столько устроиться по специальности, сколько самореализоваться, рассказал председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга ректор Университета ИТМО­ Владимир Васильев.

Читать далее

"Петербургский дневник": Вы в третий раз были переизбраны председателем Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. Какие задачи сейчас стоят перед научным сообществом города? На чем сконцентрирована работа совета?

Владимир Васильев: Для нас сейчас особенно актуальны три направления работы. Во-первых, город выстраивает новую экономику – экономику, основанную на знаниях. Роль вузов в происходящих процессах крайне велика – это новая система подготовки кадров и новые образовательные программы.

Мы готовимся к шестому технологическому укладу, который должен произойти в 2021‑2022 гг. Он предполагает конвергенцию различных направлений – биотехнологии, когнитивные технологии, информационные, нано- и т. д. Компетенции, которые даются каж­дому вузу, не повторяют друг друга, а дополняют. В этом случае одни учебные заведения используют потенциал других. Речь идет о создании сетевых образовательных программ, при которых студенты смогут получать какие‑то образовательные модули не в своем вузе, а в другом.

Они таким образом будут охватывать не одно направление, а несколько и при желании смогут получать дипломы сразу двух вузов. Например, в одном вузе студент получает компетенции в сфере информационных технологий, а в другом – в сфере строительства. Такое сочетание дает рынку готового урбаниста. И конкурентоспособность таких специалистов будет повышаться.

Во-вторых, мы видим, как город влияет на качество образования. Даже невозможно сказать, как и в чем это выражается, но мы интуитивно чувствуем, что студент, обучающийся в Петербурге и находящийся в колыбели культуры и истории, совершенно по‑другому относится к жизни, к познанию самого себя, окружающего мира.

"Петербургский дневник": Сам город воспитывает и участ­вует в образовании. И вузовская среда тоже должна привносить вклад в развитие студента. Для нас важна сама постановка вопроса – а что делают вузы, кроме того как готовят кадры для экономики, госуправления и т. д.?

Владимир Васильев: И, наконец, третье направление нашей работы – это духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Это касается не только исторических ценностей и любви к Отечеству. Есть чуть‑чуть другие вещи. Например, выявление лидерских качеств, нацеленность на результат, доведение дела до конца. Всем известная Википедия удалась только с 37‑го раза. Должна быть какая-то презумп­ция не неудачу. Важно умение работать в команде, дискутировать, спокойно коммуницировать со всеми.

"Петербургский дневник": Как при переходе к экономике знаний взаимодействуют вузы и предприятия?

Владимир Васильев: Сегодня вузы – студенты, аспиранты и преподаватели – активно включаются в разработку инновационных продуктов, а бизнес в свою очередь формирует заказ. Речь, скорее, идет о создании новых рынков. Формируются целые научные фронты, в работе которых принимают участие вузы. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Возник новый научный фронт – авто и телеком. Рассчитано, что в 2025 г. рынок авто и телекома полностью поменяется – к этому моменту по­явятся беспилотные машины. Это не фантазия, в 2016‑2017 гг. в некоторых городах уже анонсированы запуски подобных авто. Как будет работать эти система? Беспилотные автомобили будут просто курсировать по городу, работать под заказ, не нужно будет никаких стоянок – взял и заказал, доехал до нужного места, и беспилотное авто отправляется дальше. Это научный фронт для взаимодействия телекома и автопроизводителей. В эту работу уже включились "Мерседес", "Крайслер", "Джи Эм", "Тойота", крупнейшие банки, телекоммуникационные компании, университеты и т. д.

На первый взгляд, конечно, может показаться, что это какие‑то фантазии. Но это не так. Я когда говорил в начале 1990‑х гг. по поводу телефонов мобильных, Интернета, мне отвечали: "Профессор Васильев, что за бред вы несете?!". Прошло 20 лет, и сейчас этим никого не удивишь. То же самое будет в 2025‑2030 гг., и если сейчас мы не сделаем этот рывок, то потом будем думать, а почему у всего мира есть, а у нас нет, что мы не так сделали и где промахнулись.

Сегодня ведутся разработки в таких направлениях, которые раньше сложно было представить. Скоро плащи-невидимки станут реальностью – уже появились покрытия, которые делают предметы невидимыми. Правда, пока что небольших размеров.

"Петербургский дневник": Молодежь готова включаться в эти исследования? Вообще охотно сегодня идут в науку?

Владимир Васильев: В науке был серьезный провал в 1990‑х гг. Ученые уезжали, снимались целыми курсами, уходили просто, и все. Второй этап – это конец 1990‑х – первая половина 2000‑х гг., когда люди шли в бизнес. И только где‑то в 2007‑2008 гг. опять пошла тяга к проведению научных исследований, и молодежь потянулась в российскую науку. Даже были ребята, кому предлагали работу в Google, Facebook, где, с точки зрения студентов, можно было делать безумные деньги, а они не шли. Им была интересна самореализация.

Меня, например, как ректора часто спрашивают, а сколько человек у вас устроились по специальности. У нас в вузе с этим вроде все нормально, но, на мой взгляд, студент должен не столько устроиться по специальности, сколько самореализоваться. Да, доступность и качество высшего образования важны, но цель‑то какая? У нас доступность сейчас даже больше 100 % – из‑за того что был демографический провал, второй год подряд места на очные отделения не заполняются. И такая тенденция продолжится до 2025 г. – плюс-минус 25‑30 тыс. человек ежегодно в целом по России.

Что касается современных студентов, то молодежь вообще сейчас совсем другая – искреннее, честнее к себе и к другим. Они более глубоко понимают какие‑то вещи, более ответственны. Но меня сильно пугает повсеместная виртуализация. Информационные технологии – это прогресс, но важно соблюсти грань, не надо загонять себя в виртуальный мир.


Текст: Олеся Гончарова
Фото: архив "ПД"

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети