Новости в сети

Loading...

В Петербурге сегодня первый раз отмечается День судостроителя. О ярких проектах в области судостроения можно узнать из архивных документов.

Наш город был и, надеемся, остается крупнейшим центром судостроения. Одним из доказательств этого может послужить то, что по крайней мере 50 фондов (из 500) Центрального государственного архива научно-техничес­кой документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб) хранят более 15 тыс. дел по теме судостроения. Эти дела ‒ исполненные в нашем городе целые проекты, отчеты и диссертации. Тематика документов простирается от работ по теоретической механике до конкретных проектов судов, портов, судовых приборов и оборудования. Своими работами представлены выдающиеся исследователи и конструкторы.

Спасшие Ленинград

Когда Ленинград оказался в кольце фашистской блокады, перед судостроителями была поставлена задача обеспечить летнюю навигацию на Ладоге. Проект Озерной баржи в кратчайшие сроки создало в 1942 г. конструкторское бюро "Морсудопроект". В сборнике воспоминаний и очерков "На стапелях под огнем" (Л.: Лениздат, 1986) есть такие факты: "Неоценимый вклад внес­ли ленинградские судостроители и в обеспечение деятельности легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Весной 1942 г. на пустынном берегу Ладоги в бухте Гольсмана за 2,5 месяца была сооружена временная верфь, на которой построили 14 стальных барж общей грузоподъемностью 13 тыс. т".

Родина ядерных ледоколов

Яркие страницы в истории судостроения в нашем городе связаны с ледоколостроением. В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). В 1935 г. в составе Арктического института, находившегося в ведении ГУСМП, был организован отдел ледовых качеств судов, который занимался натурными исследованиями и конструированием ледоколов. Именно в Ленинграде был сконструирован и построен первый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой (ледокол "Ленин"). Его спустили на воду 5 декабря 1957 г. Он проработал более 30 лет и был выведен из эксплуатации только в 1989 г. Сейчас судно находится на вечной стоянке в Мурманске.

Скорость с оружием

Среди разработанных в нашем городе кораблей отдельного упоминания заслуживают быстроходные суда. Из них выделяется катер "Ураган" на автоматических управляемых подводных крыльях с максимальной скоростью 60 узлов (больше 100 км / ч) и мореходнос­тью 6 баллов. Он был сконструирован в центральном морском конструкторском бюро "Алмаз". Его чертежи можно найти в фонде КБ "Алмаз". "Ураган" был достаточно серьезно вооружен. По данным КБ, на его борту были четыре противокорабельных ракетных комплекса "Малахит", зенитный ракетный комплекс "Оса-М", две артиллерийские установки АК-630. Корпус корабля выполнен из алюминиево-магниевого сплава, не требующего термо­обработки после сварки.

Специальность: кораблестроитель

Наверное, не смогли бы в нашем городе построить так много качественных кораблей, если бы не было научной и учебной базы. Ленинград являлся центром судостроительного образования: ЛКИ, ЛВИМУ, ЛИВТ, ЛИТМО, ЛЭТИ и другие вузы города, в том числе военные. В них преподавали знаменитые практики – конструкторы и исследователи КБ и НИИ: В. В. Ашик, А. И. Маслов, Л. М. Ногид, С. Ф. Фармаковский и другие. В то же время в вузах проводились исследования и делались практические разработки.

В конструкцию морского или речного судна обязательно входят различные приборы и оборудование. Одни из главных приборов на корабле – навигационные. В 30-е гг. XX в. отечественная промышленность приступила к созданию основных навигационных приборов, и тогда правительством страны было принято решение организовать в нескольких ленинградских институтах обучение студентов по специальности "Навигационные приборы". Документы этого этапа истории судостроения находятся в фондах ЦГАНТД СПб.

2014-10-30T10:52:00+03:00
Петербург первый раз отмечает День судостроителя

В Петербурге сегодня первый раз отмечается День судостроителя. О ярких проектах в области судостроения можно узнать из архивных документов.

Читать далее

Наш город был и, надеемся, остается крупнейшим центром судостроения. Одним из доказательств этого может послужить то, что по крайней мере 50 фондов (из 500) Центрального государственного архива научно-техничес­кой документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб) хранят более 15 тыс. дел по теме судостроения. Эти дела ‒ исполненные в нашем городе целые проекты, отчеты и диссертации. Тематика документов простирается от работ по теоретической механике до конкретных проектов судов, портов, судовых приборов и оборудования. Своими работами представлены выдающиеся исследователи и конструкторы.

Спасшие Ленинград

Когда Ленинград оказался в кольце фашистской блокады, перед судостроителями была поставлена задача обеспечить летнюю навигацию на Ладоге. Проект Озерной баржи в кратчайшие сроки создало в 1942 г. конструкторское бюро "Морсудопроект". В сборнике воспоминаний и очерков "На стапелях под огнем" (Л.: Лениздат, 1986) есть такие факты: "Неоценимый вклад внес­ли ленинградские судостроители и в обеспечение деятельности легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Весной 1942 г. на пустынном берегу Ладоги в бухте Гольсмана за 2,5 месяца была сооружена временная верфь, на которой построили 14 стальных барж общей грузоподъемностью 13 тыс. т".

Родина ядерных ледоколов

Яркие страницы в истории судостроения в нашем городе связаны с ледоколостроением. В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). В 1935 г. в составе Арктического института, находившегося в ведении ГУСМП, был организован отдел ледовых качеств судов, который занимался натурными исследованиями и конструированием ледоколов. Именно в Ленинграде был сконструирован и построен первый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой (ледокол "Ленин"). Его спустили на воду 5 декабря 1957 г. Он проработал более 30 лет и был выведен из эксплуатации только в 1989 г. Сейчас судно находится на вечной стоянке в Мурманске.

Скорость с оружием

Среди разработанных в нашем городе кораблей отдельного упоминания заслуживают быстроходные суда. Из них выделяется катер "Ураган" на автоматических управляемых подводных крыльях с максимальной скоростью 60 узлов (больше 100 км / ч) и мореходнос­тью 6 баллов. Он был сконструирован в центральном морском конструкторском бюро "Алмаз". Его чертежи можно найти в фонде КБ "Алмаз". "Ураган" был достаточно серьезно вооружен. По данным КБ, на его борту были четыре противокорабельных ракетных комплекса "Малахит", зенитный ракетный комплекс "Оса-М", две артиллерийские установки АК-630. Корпус корабля выполнен из алюминиево-магниевого сплава, не требующего термо­обработки после сварки.

Специальность: кораблестроитель

Наверное, не смогли бы в нашем городе построить так много качественных кораблей, если бы не было научной и учебной базы. Ленинград являлся центром судостроительного образования: ЛКИ, ЛВИМУ, ЛИВТ, ЛИТМО, ЛЭТИ и другие вузы города, в том числе военные. В них преподавали знаменитые практики – конструкторы и исследователи КБ и НИИ: В. В. Ашик, А. И. Маслов, Л. М. Ногид, С. Ф. Фармаковский и другие. В то же время в вузах проводились исследования и делались практические разработки.

В конструкцию морского или речного судна обязательно входят различные приборы и оборудование. Одни из главных приборов на корабле – навигационные. В 30-е гг. XX в. отечественная промышленность приступила к созданию основных навигационных приборов, и тогда правительством страны было принято решение организовать в нескольких ленинградских институтах обучение студентов по специальности "Навигационные приборы". Документы этого этапа истории судостроения находятся в фондах ЦГАНТД СПб.


Текст: Л.М. Терентьева, к.ф.-м.н, главный археограф ЦГАНТД СПб
Фото: ЦГАНТД СПб

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети