Яндекс.Метрика
  • Екатерина Шабанова

Турагентства в Петербурге не жалеют кошельков своих клиентов

Несмотря на основательную чистку туристичес­кого рынка в Петербурге, агентства продолжают нарушать законы, рискуя кошельками своих клиентов.

Несмотря на основательную чистку туристичес­кого рынка в Петербурге, агентства продолжают нарушать законы, рискуя кошельками своих клиентов.

Сразу несколько петербургских туристических компаний попались на нарушениях законодательства в сфере прав потребителей. После череды банкротств и появления тысяч обманутых туристов такие вопросы, как финансовое обеспечение путевки, а также выбор страховой компании, кажутся более чем важными.

Однако проверка прокуратуры Петроградского района показала, что турагентов не слишком волнует эта строка в договоре. Три компании – «Солнечный апельсин», «Амиго», «Альтернатива-Тур» – не стали обременять договоры с клиентами информацией о компании, которая обеспечит финансовые гарантии, а также о размере финансового обеспечения. Кроме того, не были указаны и контактные данные туроператора, сформировавшего туристский продукт.

По словам ведущего юриста Северо-Западного клуба защиты прав туристов Михаила Житнухина, данные о финансовом обеспечении, а также наименование, адрес туроператора являются существенными условиями договора, и их отсутствие может стать причиной его расторжения и признания недействительным. Кроме того, в суде в случае банкротства компании судиться клиенту придется с фантомом, а не с юридичес­ким лицом.

«Если в договоре не указаны данные туроператора, значит, клиенту в случае судебного разбирательства не с кем будет судиться. Ведь ни адреса, ни наименования в заключенном договоре нет», – прокомментировал Михаил Житнухин.

С наименьшим риском

Нарушения другого характера были обнаружены в деятельности петербургских туристических компаний – «Адмирал», «Туристическая компания «Алина Тур»,  «Альтернатива-Тур», «Амиго».

Сотрудники прокуратуры выяснили, что туроператоры заключали договор с клиентами, где не были указаны условия о порядке его изменения и расторжения, нарушались сроки приема претензий от туристов, введены штрафные санкции в случае отказа от поездки и пени в случае просрочки заказчиком платежа.

По итогам ревизии прокуратура внесла пять представлений об устранении нарушений. В отношении руководства нескольких компаний – «Амиго», «Адмирала», «Альтернативы-Тур» и «Солнечного апельсина» – возбуждены дела об административных нарушениях. У туроператоров есть время на исправление. Есть время и у клиентов проверить договоры, чтобы не подвергать запланированное путешествие неоправданному рис­ку.

Как отметил Михаил Житнухин, удивить юристов несоблюдением условий договоров сложно, ведь более половины из них заключается с нарушениями. Во многом в этом виноваты и сами клиенты, не знающие закона о туристской деятельности и не обращающие внимания на условия заключаемого соглашения с оператором. Однако если раньше эти нарушения могли и не иметь серьезных последствий, то нынешнее лето тур­операторов-банкротов показало, как легко можно остаться и без путевки, и без денег.

«На стадии заключения договора очень сложно обезопасить себя, – отметил Михаил Житнухин, – наказать турагента в случае банкротства сложно. Многие из них – это юридические компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей».

Чтобы уменьшить риск, юрис­ты советуют путешественникам в первую очередь в договоре обратить внимание на данные сторон: и туриста, и оператора, а также срок пребывания в стране, категорию отеля, дополнительные требования.

Уже с учетом нынешних реалий все туроператоры обязаны информировать клиентов о том, как связаться с ассоциацией «Турпомощь» в случае кризисной ситуации.

Отметим, что сейчас идет активная работа над совершенствованием законодательства в сфере туризма. Главная цель – обеспечить финансовые гарантии турис­тов в случае банкротства компании. По данным Ассоциации тур­операторов России, поправки в закон могут быть приняты уже в декабре этого года. Пока же эксперты советуют туристам быть начеку.

Закрыть