Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Экстремисты с улиц Петербурга убежали в Интернет

Благодаря слаженной работе горпрокуратуры, правоохранителей и властей города на улицах Петербурга практически не осталось ярко выраженных экстремистов. Интернет сейчас стал основным местом приложения их сил.

Благодаря слаженной работе горпрокуратуры, правоохранителей и властей города на улицах Петербурга практически не осталось ярко выраженных экстремистов. Правда, они перекочевали в Интернет. Но и здесь с ними ведется активная борьба. 

За последние несколько лет в Петербурге действительно значительно уменьшилось количество фактов экстремистских проявлений. Да и самих радикально настроенных граждан можно встретить разве что на митингах. Впрочем, и они уже стараются внешне не выделятся из общей массы. Тем не менее экстремисты в Северной столице есть и свою противоправную деятельность они не свернули. Так, в 2012 году в городе было официально зарегистрировано 7 преступлений экстремистской направленности, в 2013 – 8. За 9 месяцев этого года зарегистрировано 7 преступлений экстремистской направленности, 2 из которых носили насильственный характер, а еще 4 связаны с вопросом возбуждения ненависти в сети Интернет. Кстати, именно Интернет сейчас стал основным местом приложения своих сил экстремистами города на Неве. 

Борьба в Интернете

Но не дремлют и правоохранители, буквально ежеминутно отслеживая все возможные шаги, которые могут предпринять экстремисты для дестабилизации обстановки в городе. Особенно в условиях сегодняшних внешнеполитических катаклизмов. По словам заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Санкт-Петербурга Александра Чумакова, в плане противодействия экстремизму на территории Петербурга обстановка контролируема. Принимаются все необходимые меры, как оперативно-розыскные со стороны правоохранительных органов, так и органами исполнительной власти и местного самоуправления, в плане профилактической работы.

"Основные же преступления связаны с распространением негативной информации именно в сети Интернет, в связи с чем большой акцент работы уделяется противодействию этой заразы в Интернете. Дело в том, что для сегодняшних экстремистов данный способ является наиболее легким для приобщения к своим организациям новых последователей. Здесь им не нужны финансовые и временные затраты, поэтому основная работа в плане профилактики у нас идет с молодежью, так как неокрепшие умы, не сформированные личности легко подвергаются идеологической обработке", - подчеркивает прокурор. 

Только в этом году горпрокуратура провела около 600 проверок по направлению противодействия распространению экстремизма в сети Интернет. Выявлено около 500 нарушений, объявлено 14 предостережений, внесено 30 представлений, по результатам рассмотрений которых к дисциплинарной ответственности привлечено 26 человек и вынесено 14 предостережений. В суд направлено 36 заявлений, 22 их которых уже удовлетворены.

Стоит отметить, что недавние изменения в законе позволили нам  более оперативно блокировать экстремистские информационные порталы в Интернете. В 2014 году в Роскомнадзор горпрокуратурой направлено более 300 подобных запросов на блокировку. Более 100 интернет-ресурсов уже заблокировано.

"Конечно, это нам прибавило работы, но отмечу, что мониторингом сети Интернет на предмет обнаружения экстремистских порталов занимаются не только правоохранители и органы исполнительной власти, но и петербуржцы, с правильной гражданской позицией, также помогают нам в этой борьбе. И количество обращений к нам по этим вопросам от гражданского населения в последнее время увеличилось в разы. Это очень важно, потому что если не бороться с деструктивными силами в Интернете, то рано или поздно весь этот экстремизм обретет физические формы и выльется на улицы нашего города. А этого допускать нельзя ни при каких обстоятельствах", - уверен Александр Чумаков.

Сейчас та же прокуратура устраивает не только проверки исполнения правоохранительными органами и исполнительной властью задач по противодействию экстремизму, но и самостоятельно принимает участие именно в профилактических мероприятиях. Сотрудники прокуратуры лично общаются с подростками в школах, проводят лекции в других образовательных учреждениях, вузах с целью разъяснить учащимся о возможных негативных последствиях. 

Данная работа также проводится и с родителями на специальных собраниях, призывая их отслеживать, на каких сайтах бывают их дети и какие форумы посещают, а также следить за поведением своих чад и анализировать, в какую сторону оно меняется. "Потому как не все у нас понимают, что то же размещение информации, которая может возбудить ненависть, либо призвать к чему-либо подобному, у нас уголовно наказуемо, причем с реальными сроками наказания", - предупредил Александр Чумаков. 

На вопрос о том, как те же школьники реагируют на проводимые прокуратурой лекции, Александр Чумаков ответил, что поначалу некоторые пытаются даже отшучиваться, но когда им разъясняют, что за такие, на их первый взгляд, не особо страшные действия, могут привлечь к уголовной ответственности, что кардинально изменит их жизнь в худшую сторону  (невозможность служить на госслужбе, работать в солидных коммерческих компаниях и т. д), они начинают задумываться. Ведь одним выкладыванием какого-нибудь своего высказывания экстремистского толка подросток может погубить всю оставшуюся жизнь. Стоит ли необдуманная выходка таких последствий?

Александр Чумаков уверен, что самое сложное сегодня  - это противодействовать бытовому национализму. "Когда на кухнях родители при детях обсуждают тех или иных представителей разных национальностей, противодействовать этому крайне затруднительно. Дети впитывают это как губки, а потом, немного повзрослев, начинают выплескивать свою ненависть в том же Интернете. И это надо не пресекать, а, напротив, повышать свой культурный уровень самим родителям. Им надо думать о своем поведении, когда они находятся рядом со своими детьми. А учителям больше уделять внимания проведению воспитательной работы, вовлекать детей во что-то позитивное и светлое. Особенно тех, кто обделен, в силу тех или иных причин, родительским вниманием", - сказал прокурор.

Портрет петербургского экстремиста

По мнению Александра Чумакова, сейчас очень трудно составить портрет петербургского экстремиста в силу того, что уголовных дел, о чем свидетельствуют приведенные выше цифры, возбуждено не много, а внешне сегодняшние экстремисты, в отличие от девяностых годов, выделяться  перестали.

"Те представители молодежи, которые являются членами уже серьезно сформированных банд, внешне вообще никак не выделяются: волосы могут быть и короткие, и длинные, не все ребята спортивные, как это было раньше, одеваются, как все", - отметил прокурор, и добавил, что они стали умнее, стараются себя никак не проявлять. Особенно это касается организаторов, которые теперь всегда думают, что сказать, когда выступают публично.

Понимая, что могут быть привлечены к уголовной ответственности, организаторы попросту недоговаривают какие-то моменты, хотя смысл их речей понятен, но с юридической точки зрения, что называется, не подкопаться. 

Такие резкие изменения и в имидже, и в поведении, по словам прокурора, вызваны пониманием экстремистами того, что за ними неустанно следят. "А это в свою очередь один из показателей хорошей работы правоохранительных органов по их выявлению. То есть они стали понимать, что их всех знают", - сказал он. 

Если говорить о возрастных параметрах, то экстремистов сейчас можно разделить на так называемую "не думающую молодежь"  –  от 14 до 25 лет, и тех (от 25 до 50 лет), у кого уже есть определенный жизненный опыт, в том числе почерпнутый в местах лишения свободы.

"Но в целом сегодняшняя молодежь, на мой взгляд, становится лучше. Чем более стабильно общество, тем меньше есть за что зацепиться так называемым деструктивным элементам. Ведь в теории экстремистские преступления считаются преступлениями ненависти. И если человека воспитывать на высоких ценностях, то он не пойдет кого-то избивать. Те же петербургские молодчики-экстремисты не нападают на тех, кто им может дать реальный отпор. Таких они боятся, нападая стайками на тех, кто явно слабее", - сказал Александр Чумаков.

Что касается проблемы вовлечения славянской молодежи к радикальному исламу, то такие факты действительно имеют место быть. Есть ряд уголовных дел как по террористическим организациям, так и по международным экстремистским. На этом направлении борьба правоохранителей идет достаточно успешно, а основную роль в этой борьбе играют сотрудники УФСБ и Центра "Э" ГУ МВД.

"Известно, что терроризм – это крайнее проявление экстремизма. Многим последователям, которые придерживаются таких крайних форм ислама, были запрещены въезды в Россию, кому-то из них пришлось покинуть нашу страну. Самые опасные из них с точки зрения терроризма -  славяне, принявшие ислам и исповедующие его радикальные течения. И почему-то именно они настроены еще более агрессивно, чем исконные мусульмане, придерживающиеся радикальных течений. Но со всей ответственностью могу сказать, что ситуация с возможностью экстремистских проявлений в нашем городе находится под постоянным неусыпным контролем правоохранительных и надзорных органов. Работа ведется по всем направлениям, включая противодействие пока гипотетической, но все же угрозе "Исламского государства" и того же "Правого сектора" и других профашистских  группировок Украины", - отметил Александр Чумаков. 

Также горпрокуратура отслеживает и ситуацию с футбольными болельщиками. Здесь основная угроза кроется в том, что той эмоциональной подоплекой, которая присутствует в фанатском движении, могут легко воспользоваться экстремисты. "Эмоционально разгоряченных людей легче всего направить для совершения того или иного преступления экстремистской направленности. И мы должны сделать все, чтобы такие деструктивные элементы не воспользовались этой возможностью, просто используя фанатов "Зенита" в качестве пушечного мяса. Кстати то же пресловутое движение скинхедов зародилось в Англии именно в среде футбольных фанатов. Так что данная среда в Петербурге требует от нас очень пристального внимания, что мы, собственно, и делаем", - заверил Александр Чумаков.

Максимальное уголовное наказание за экстремизм (по статьям 205.2, 280, 282 УК РФ) предусматривает до пяти лет лишения свободы. Иными словами, разместил в Интернете экстремистскую статейку, затратив на это "удовольствие" минут пять, - отправляйся за решетку на 5 долгих лет.

Закрыть