Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Посетителей в музеи Петербурга привлекут новыми технологиями

Скажите честно – когда вы последний раз были в театре или музее? Если давно, то почему? Мы стали ленивы или это заведения культуры стали слишком дорогими и предназначенными только для высокомерных?

Скажите честно – когда вы последний раз были в театре или музее? Если давно, то почему? Мы стали ленивы или это заведения культуры стали слишком дорогими и предназначенными только для высокомерных?

Так что же нужно сделать для того, чтобы привлечь зрителей в театры и музеи?

Инновационный подход

Если еще вчера заказ билета на концерт или представление через Интернет казался чем-то непривычным, то сегодня это в порядке вещей – просто, быстро, удобно.

"Поскольку способ получать и воспринимать информацию сегодня кардинально изменился, нужно активнее использовать возможности Интернета, смелее применять новые технологии, которые призваны объединять людей", – заявили участники круг­лого стола "Культура СМИ" на III Санкт-Петербургском международном культурном форуме и предложили смелее внедрять инновационные подходы. Например, Капелла презентовала проект виртуального зала российского певческого искусства, позволяющий связать лучшие хоровые программы и концертные залы страны.

Впервые не только в Петербурге, но и в России Капелла ввела услугу под названием "смарт-музей". По словам генерального директора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольги Хомовой, сегодня те посетители, которые имеют смартфон, смогут сфотографировать специальный код на афишах и с его помощью получить на телефон всю необходимую информацию о Капелле.

Собственное интернет-радио запустил Мариинский театр. "По интернет-радио можно будет слушать прямые трансляции из зала Мариинского театра и концертного зала, интервью с главными действующими лицами спектаклей и концертов, архивные записи спектаклей и выступлений солистов, хора и оркестра театра начиная с 1960-х гг.", – рассказал художественный руководитель директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Свое решение задачи предложил народный артист России Борис Эйфман. Верным способом вовлечения в искусство он считает перенесение спектаклей на экран, как было сделано с балетом "Роден". По его мнению, просмотр фильма в кинотеатрах позволит познакомиться с лучшими произведениями классического искус­ства.

"Молодым людям надо понять, что не хлебом единым жив человек. И что посетить один музей – это лучше, интереснее и полезнее, чем посмотреть пять блокбастеров. Путь к искусству – это как путь к богу, духовности. Но надо помнить, что попытка популяризации не всегда приносит тот результат, который ожидается. Это как в школе, когда заставляют читать Толстого или Достоевского. Когда я был еще юный и мы проходили классику по литературе, я относился к этому как к какому-то насилию над собой. И только сейчас начинаю понимать, что Тургенева или Толстого не все способны понять в школьном раннем подростковом возрасте. Надо заинтересовать, но не заставлять! Этот вопрос нужно шире рассматривать. Как привлечь молодежь к чтению книг? Люди перестали читать. Мы превратились в общество потребителей", – считает композитор Игорь Корнелюк.

"В эпоху Интернета можно все это популяризировать! Я, конечно, не разработчик, но, может, игры какие-то создавать надо. Не стрелялки, гонки и бегалки, а что-то вроде квестов с использованием картин, скульптур, музеев, экспонатов. Чтобы подросток сразу захотел увидеть это воочию. Я сужу по своему старшему ребенку. Он, например, многих писателей узнавал через Интернет или сериалы. Вот вышел сериал "Бесы" по Достоевскому, и он сразу захотел почитать книгу", – рассказала "ПД" певица Татьяна Буланова.

Надо удивлять

Виртуальные выставки, новые программы, премьеры уникальных экспозиций и даже некоторый эпатаж – все это, считают эксперты, самые действенные механизмы для привлечения молодежи. "Провокация – это тоже форма приобщения к искусству", – заметил директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров. И привел в пример европейскую биеннале современного искусства "Манифеста 10", которая прошла в Эрмитаже и помогла музею удержать традиционную планку посещаемости – более 3 млн человек.

500 рублей – это много или нет?

Одним из самых актуальных остается вопрос билетно-ценовой политики. Особенно обсуж­даемой в последнее время стала идея сравнять стоимость билетов в Эрмитаже для россиян и иностранцев, установив их на уровне 500 рублей. "Билеты нужно сделать доступными – в первую очередь для молодежи, и особенно для студентов петербургских вузов, – считает художественный руководитель Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов. – Музеи должны проявить инициативу. Следует привлечь внимание и тех, кто пока еще не успел приобщиться к музеям. Надо снимать интересные передачи и показывать их на местных каналах. Власть, общественность и руководители каналов должны провести большую работу и еще больше рассказывать о музейных ценностях, которыми богат наш Санкт-Петербург".

И если одни специалисты считают, что унифицировать стоимость билетов было давно пора и что это дело ценовой политики Эрмитажа, другие уверены, что такая сумма может оказаться неподъемной для многих граждан, особенно если речь идет о посещении музея всеми членами семьи.

Отметив, что стоимость билета является одним из главных факторов, влияющих на посещаемость учреждений культуры, некоторые руководители привели в пример известные музеи США и Велико­британии, где вход для всех свободный. И напомнили, какие очереди выстраиваются на благотворительные концерты или дни открытых дверей в музеях. Например, в тот же Эрмитаж, который в честь своего юбилея сделал вход бесплатным, попасть можно было, только отстояв несколько часов в очереди. А общедоступные концерты, устраиваемые Мариинским театром или Филармонией, собирают людей гораздо больше, чем могут вместить их концертные залы.

Идите бесплатно

Тем, кто жаждет приобщиться к культуре, но считает цены на билеты в музеи завышенными, не стоит забывать, что у многих заведений есть дни бесплатного посещения.

В Эрмитаж можно пройти бесплатно в первый четверг каждого месяца. Последний четверг каждого месяца (за исключением весенних и осенних школьных каникул) – бесплатный вход в Зоологический музей. Каждый понедельник – льготный день в Петербургском музее кукол. Бесплатное посещение музея для школьников, студентов, пенсионеров и льготных категорий. В первую среду месяца те, кто младше 18 лет, могут бесплатно попаcть на ледокол "Красин". Для лиц такого же возраста бесплатный вход есть и в последний понедельник каждого месяца в Музей гигиены. Музей политической истории России пустит бесплатно 9 мая, в День Победы; 18 мая, в Международный день музеев, и во второе воскресенье октября – празднование дня рождения музея.
Закрыть