Новости в сети

Loading...

Татьяна Протасенко,

социолог:

Подводя итоги уходящего года, который был непростым, социологи в который раз отмечают, что, несмотря на трудности, настроения большинства категорий граждан далеки от панических.

Влияние неблагоприятных факторов на оценку ситуации разными доходными группами населения фиксируют и наши коллеги за рубежом. Но доходные группы российского населения отличаются от групп других стран. Скажем, наши бедные по сравнению с бедными людьми развивающихся стран живут очень неплохо. А вот сравнение с бедными в развитых государствах оказывается далеко не в нашу пользу, поскольку меры социальной поддержки неимущих у нас пока слабее, чем на Западе.

Вторая доходная категория российских граждан – люди состоятельные. Третья – так называемый средний класс. В создавшейся сегодня ситуации, как и в прежние кризисные времена, бедные люди не слишком меняют образ жизни: как жили в недостатке ресурсов, так и живут. Так что сильных протестных настроений ожидать от них не стоит. Люди богатые при всех сложностях, которые возникают с бизнесом, свои жизненные привычки тоже не меняют.

Наиболее чувствителен к перемене наш средний класс, который сравнительно недавно освоил и научился ценить новые возможности – отдых за границей, привычку к брендовой одежде и определенные вкусовые пристрастия. Люди именно этой категории могут ощущать сегодня наибольший дискомфорт.

К хорошему быстро привыкаешь, а необходимость затянуть пояса может вызвать понятное раздражение. Конечно, на то и дан человеку разум, чтобы соизмерять желания с вызовами реальности. Тут включаются и механизмы национального самосознания, ответственность и патриотизм. Но не у всех эти ресурсы развиты одинаково.

И тут можно повторить, что власти могли бы предвидеть последствия непопулярных решений: что‑то просчитать заранее, смоделировать возможные социально-политические риски и найти способы их погасить или минимизировать. То же касается потребительского поведения граждан: слишком долго у нас господствовала модель "импульсивного потребления", когда покупалось много лишнего и не делались денежные запасы впрок. И пока у нас слаба практика школы выживания, специалисты советуют не предаваться панике, планировать траты, не терять регулярные источники доходов и – больше работать.

2014-12-26T10:53:00+03:00
Лекарство против страха

социолог:

Читать далее

Подводя итоги уходящего года, который был непростым, социологи в который раз отмечают, что, несмотря на трудности, настроения большинства категорий граждан далеки от панических.

Влияние неблагоприятных факторов на оценку ситуации разными доходными группами населения фиксируют и наши коллеги за рубежом. Но доходные группы российского населения отличаются от групп других стран. Скажем, наши бедные по сравнению с бедными людьми развивающихся стран живут очень неплохо. А вот сравнение с бедными в развитых государствах оказывается далеко не в нашу пользу, поскольку меры социальной поддержки неимущих у нас пока слабее, чем на Западе.

Вторая доходная категория российских граждан – люди состоятельные. Третья – так называемый средний класс. В создавшейся сегодня ситуации, как и в прежние кризисные времена, бедные люди не слишком меняют образ жизни: как жили в недостатке ресурсов, так и живут. Так что сильных протестных настроений ожидать от них не стоит. Люди богатые при всех сложностях, которые возникают с бизнесом, свои жизненные привычки тоже не меняют.

Наиболее чувствителен к перемене наш средний класс, который сравнительно недавно освоил и научился ценить новые возможности – отдых за границей, привычку к брендовой одежде и определенные вкусовые пристрастия. Люди именно этой категории могут ощущать сегодня наибольший дискомфорт.

К хорошему быстро привыкаешь, а необходимость затянуть пояса может вызвать понятное раздражение. Конечно, на то и дан человеку разум, чтобы соизмерять желания с вызовами реальности. Тут включаются и механизмы национального самосознания, ответственность и патриотизм. Но не у всех эти ресурсы развиты одинаково.

И тут можно повторить, что власти могли бы предвидеть последствия непопулярных решений: что‑то просчитать заранее, смоделировать возможные социально-политические риски и найти способы их погасить или минимизировать. То же касается потребительского поведения граждан: слишком долго у нас господствовала модель "импульсивного потребления", когда покупалось много лишнего и не делались денежные запасы впрок. И пока у нас слаба практика школы выживания, специалисты советуют не предаваться панике, планировать траты, не терять регулярные источники доходов и – больше работать.


Текст: Татьяна Протасенко
Фото: freeimages.com

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети