Победитель правительственного конкурса грантов аспирант СПбГАСУ Илья Брылев "пересчитал" скорость торможения мотоциклов. Его научная работа поможет судебным экспертам и страховщикам и снизит количество ДТП с участием мотоциклов.

Илья Брылев – один из 220 молодых аспирантов, завоевавших гранты правительства Санкт-Петербурга. В конкурсе грантов приняли участие студенты и аспиранты петербургских вузов. Размер премии для аспирантов составил 50 тыс. рублей, для студентов – 20 тыс. рублей.

Аварии на дорогах с участием мотоциклистов, к сожалению, не редкость. Но немногие знают, что сейчас при определении причины ДТП эксперты используют устаревшую базу тормозных характеристик мотоциклов 1960‑1980‑х гг. То есть в теории по современным магистралям продолжают курсировать двухколесные транспортные средства типа ИЖ или "Урал". На практике же – мотоцик­лы с более высокой мощностью и с совершенно иными тормозными и скоростными характеристиками.

По словам автора научной работы "Разработка методики расчета параметров перемещения двухколесных транспортных средств при реконструкции механизма ДТП" аспиранта Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ильи Брылева, недочеты в теории могут серьезно повлиять на определение истинных причин аварии. Ведь за последние десятилетия конструкции мотоциклов значительно усовершенствовались и остро назрела необходимость уточнения и формирования новой расчетной базы тормозных характеристик.

"На практике происходит "недорасчет" скорости движения мотоциклов до столкновения с автомобилем, – говорит Илья Брылев. – В среднем при расчете скорость движения мотоцикла до столкновения занижается на 10‑20 %. Эти показатели очень сильно влияют на выводы экспертизы. Допустим, в определенной ситуации признано, что водитель не имел технической возможности предотвратить столкновение. Но если мы используем новые значения полученных замедлений, времени нарастания замедления, времени срабатывания тормозного привода, а также учитываем наличие вспомогательных тормозных систем мотоциклов, мы получаем противоположный вывод".

И новичкам, и экспертам

Научное исследование характеристик современных мотоциклов проводилось на базе института дорожного движения СПбГАСУ в течение нескольких лет.

В экспериментах с различными марками мотоциклов молодые ученые использовали специальный прибор – деселерометр. Обычно его применяют при измерении эффективности тормозных систем грузовых и легковых автомобилей и даже трамваев. С помощью этого прибора исследователи получали на компьютере наглядную диаграмму торможения двух­колесных транспортных средств.

В итоге молодые ученые вы­явили, что антиблокировочная система мотоцикла влияет на величину замедления, увеличивая ее в среднем на 10‑15 %. Соответственно, тормозной путь мотоцикла становится короче. Влияет также то, в каком положении тормозит мотоциклист, включена ли передача, или же торможение происходит на нейтральной передаче. Все эти факторы в совокупности завышают скорость мотоцикла до столкновения с автомобилем.

"Мы исследуем различные марки мотоциклов: "Хонда", "Сузуки", "Ямаха" и другие. Исследование, конечно, не закончено. Спектр моделей мотоциклов очень большой, и тормозные сис­темы у них различные, поэтому каждый мотоцикл нужно рассмат­ривать индивидуально. Сейчас мы пытаемся все это обобщить и сделать таблицу, в которой можно будет использовать поправочные коэффициенты с новыми значениями тормозных параметров для каждой марки и типа мотоцик­ла", – сказал Илья Брылев.

По словам аспиранта Ильи Брылева, закончить исследование планируется через год. После этого можно говорить о применении знаний на деле. Как подчеркивает Илья Брылев, практика использования результатов научного исследования велика: новая база тормозных характеристик пригодится при проведении судебно-медицинских экспертиз, в детальном исследовании страховых случаев. Кроме того, информация будет полезна для начинающих водителей, обучающихся в автошколах.

2015-01-12T10:42:00+03:00
Аспирант придумал, как избавить Петербург от ДТП с мотоциклами

Победитель правительственного конкурса грантов аспирант СПбГАСУ Илья Брылев "пересчитал" скорость торможения мотоциклов. Его научная работа поможет судебным экспертам и страховщикам и снизит количество ДТП с участием мотоциклов.

Илья Брылев – один из 220 молодых аспирантов, завоевавших гранты правительства Санкт-Петербурга. В конкурсе грантов приняли участие студенты и аспиранты петербургских вузов. Размер премии для аспирантов составил 50 тыс. рублей, для студентов – 20 тыс. рублей.

Аварии на дорогах с участием мотоциклистов, к сожалению, не редкость. Но немногие знают, что сейчас при определении причины ДТП эксперты используют устаревшую базу тормозных характеристик мотоциклов 1960‑1980‑х гг. То есть в теории по современным магистралям продолжают курсировать двухколесные транспортные средства типа ИЖ или "Урал". На практике же – мотоцик­лы с более высокой мощностью и с совершенно иными тормозными и скоростными характеристиками.

По словам автора научной работы "Разработка методики расчета параметров перемещения двухколесных транспортных средств при реконструкции механизма ДТП" аспиранта Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ильи Брылева, недочеты в теории могут серьезно повлиять на определение истинных причин аварии. Ведь за последние десятилетия конструкции мотоциклов значительно усовершенствовались и остро назрела необходимость уточнения и формирования новой расчетной базы тормозных характеристик.

"На практике происходит "недорасчет" скорости движения мотоциклов до столкновения с автомобилем, – говорит Илья Брылев. – В среднем при расчете скорость движения мотоцикла до столкновения занижается на 10‑20 %. Эти показатели очень сильно влияют на выводы экспертизы. Допустим, в определенной ситуации признано, что водитель не имел технической возможности предотвратить столкновение. Но если мы используем новые значения полученных замедлений, времени нарастания замедления, времени срабатывания тормозного привода, а также учитываем наличие вспомогательных тормозных систем мотоциклов, мы получаем противоположный вывод".

И новичкам, и экспертам

Научное исследование характеристик современных мотоциклов проводилось на базе института дорожного движения СПбГАСУ в течение нескольких лет.

В экспериментах с различными марками мотоциклов молодые ученые использовали специальный прибор – деселерометр. Обычно его применяют при измерении эффективности тормозных систем грузовых и легковых автомобилей и даже трамваев. С помощью этого прибора исследователи получали на компьютере наглядную диаграмму торможения двух­колесных транспортных средств.

В итоге молодые ученые вы­явили, что антиблокировочная система мотоцикла влияет на величину замедления, увеличивая ее в среднем на 10‑15 %. Соответственно, тормозной путь мотоцикла становится короче. Влияет также то, в каком положении тормозит мотоциклист, включена ли передача, или же торможение происходит на нейтральной передаче. Все эти факторы в совокупности завышают скорость мотоцикла до столкновения с автомобилем.

"Мы исследуем различные марки мотоциклов: "Хонда", "Сузуки", "Ямаха" и другие. Исследование, конечно, не закончено. Спектр моделей мотоциклов очень большой, и тормозные сис­темы у них различные, поэтому каждый мотоцикл нужно рассмат­ривать индивидуально. Сейчас мы пытаемся все это обобщить и сделать таблицу, в которой можно будет использовать поправочные коэффициенты с новыми значениями тормозных параметров для каждой марки и типа мотоцик­ла", – сказал Илья Брылев.

По словам аспиранта Ильи Брылева, закончить исследование планируется через год. После этого можно говорить о применении знаний на деле. Как подчеркивает Илья Брылев, практика использования результатов научного исследования велика: новая база тормозных характеристик пригодится при проведении судебно-медицинских экспертиз, в детальном исследовании страховых случаев. Кроме того, информация будет полезна для начинающих водителей, обучающихся в автошколах.


Текст: Екатерина Шабанова
Фото: Pixabay.com

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
Facebook или 
ВКонтакте

Новости в сети

Новости раздела

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети