Новости в сети

Loading...

О лучшем средстве от депрессии и уныния, о сильных духом петербуржцах, которые каждый день совершают маленький подвиг, и развивающихся традициях добровольчества и милосердия в Северной столице рассказывает председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Брындин.

"Петербургский дневник": Время Великого поста – лучший период для добрых дел и помощи ближнему. Как развивалась традиция добровольчества и милосердия в России?

Протоиерей Николай Брындин: Добровольчество, милосердие – это действительно особая страница в жизни нашей страны, особая часть души каждого человека. Конечно, история благотворительности неразрывно связана с историей развития христианства. Еще до официального утверж­дения христианства в мире, во II‑III вв. – во времена страшнейших эпидемий, когда все люди покидали города и оставляли там болеющих, – именно христиане целенаправленно шли в эти города, помогали, зная, что погибнут здесь сами. И это говорит о многом. Реализуя в своей жизни евангельское учение о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждался в помощи: убогим, нищим, сиротам. Традиции милосердия складывались в церкви столетиями.

Переживая разные и не самые лучшие времена, эти традиции сохранились и приумножились. Сегодня в Северной столице церковную благотворительность координируют наш отдел и его различные направления: работа с инвалидами, детьми, оставшимися без попечения родителей, бездомными, людьми с зависимостями, центр сестер милосердия и другие.

Отрадно, что работа проходит в сотрудничестве с правительством города: нам передано здание на Обводном канале, которое после ремонта станет кризисным центром для бездомных и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

"Петербургский дневник": Кстати, о людях в сложной ситуации. Например, попрошайки в метро: женщины, беременные годами, "погорельцы" и "афганцы". По христианской традиции нужно подать милостыню, но здравый смысл подсказывает, что она пойдет не туда.

Протоиерей Николай Брындин: Святитель Василий Великий говорил: "Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих". Это означает, что ко всему нужно относиться рассудительно, вдумчиво, в том числе и к той помощи, которую ты оказываешь. Если мы видим, что человек стоит у храма немного подшофе и просит денег, можно предположить, что он просит на добавку. Стоит ли содействовать ему в его грехе?

В метро, на вокзалах часто работают профессиональные попрошайки. Понятно, что они несчастные люди, им негде жить, и они нашли приют в сомнительных организациях, понуждающих их попрошайничать. Обычных людей там практически нет. Те, кто без ног и в афганской форме, – конечно же, не всегда афганцы. Нужно понимать, что помощь бывает разная. 

Если человек просит на еду – ему можно купить эту еду, если он просит на лечение ребенку – уточнить, в какой больнице ребенок, и обратиться туда. 

Можно попробовать рассказать человеку, куда ему обратиться с его бедой, кому‑то это поможет, а кто‑то не станет слушать и потребует только денег: тут все очевидно. Как бы там ни было, нужно опираться на подсказки сердца и подавать милостыню ради Христа, а уж куда деньги будут потрачены – не столь и важно.

Наш центр по работе с людьми в трудной жизненной ситуации включает в себя 17 домов временного пребывания, здесь мы размещаем нуждающихся и пытаемся их социализировать, восстанавливаем документы. Важно дать не столько деньги, разово помочь, сколько дать шанс вернуться в общество и на правильный путь.

"Петербургский дневник": Традиции милосердия активно развиваются, и волонтерство сейчас стало очень популярным. В чем особенность именно социального волонтерства?

Протоиерей Николай Брындин: Дело в том, что участие в жизни другого – это естественное состояние человека. Вообще слово "счастье" связано со словом "соучастие". И добровольцы – те, кто это понимает. В нашем координационном центре мы готовим как сестер милосердия, так и добровольцев милосердного служения. И к ним может присоединиться каждый. 

Могу сказать, что приходит достаточно много петербуржцев, желающих заниматься этой деятельностью. В основном, конечно, это студенты социальных кафедр, которые могут даже не иметь отношения к церкви. Их просто увлекает сама идея служения. И это действительно увлекательно! Потому что добровольчество не такое скучное, как у нас принято считать.

В событийном добровольчест­ве – на олимпиадах, "Алых парусах", каких‑то мероприятиях – ты получаешь грамоту, впечатления  – и все, конец. Это большой конкурс, когда вместо тебя мог быть кто угодно. 

В социальном же доб­ровольчестве у тебя свое особенное место, ты делаешь то, что без тебя могло бы не произойти никогда. Эта история не кончается, спустя несколько лет тебя помнят, ты остаешься значимым человеком для другого. В прошлом году при участии правительства мы провели первый форум милосердия в Петербурге, который показал огромный интерес к этой теме.

"Петербургский дневник": Есть мнение, что лучшее лекарство от депрессии – помощь другим. Работает?

Протоиерей Николай Брындин: Безусловно. Эти советы есть и на обычных психологических сайтах: если тебе плохо – помоги тому, кому еще хуже. Важно выйти из себя, из своей скорлупы. Понять, насколько большая сила тебе дарована и как можешь менять ею жизни окружающих. Это особенно видно на опыте молодежи. Молодые люди в большом городе довольно пресыщены, окунаются в жизнь, возможности, клубы, концерты. Потом человек садится и говорит: мне скучно. В Интернете устал сидеть, в клубах одно и то же. Идет поиск чувства приобщенности к чему‑то полезному, важному, вечному. 

Социальное служение – это мощный драйв, насыщенность эмоциями. Такая жизнь наполнена, она не требует дополнительных допингов. Ты проживаешь жизнь многих людей, от тебя многое зависит, ты действительно нужен.

"Петербургский дневник": Подготовленные вашими специалистами волонтеры-петербуржцы работают в том числе и в хосписах – это считается одним из наиболее тяжелых служений.

Протоиерей Николай Брындин: Это служение тихое и незаметное, но отнимающее много времени. Вопреки представлениям, здесь не всегда нужно иметь профессиональную медицинскую подготовку. Иногда важно просто поговорить по душам. Да, здесь люди умирают, и кто‑то провожает их в этот путь. На самом деле это не так страшно, как кажется. Это дает осознание истин, осознание смысла, чего‑то более важного, чем айфоны последней модели и цены на гречку. 

Часто мы погружаемся в себя и черствеем, грубеем. Тот эликсир, который даст нам дорогу к сердцу другого и к самому себе, – это и есть помощь нуждающемуся. Это действительно в духе истинного христианства. 

Каждый человек больше всего нуждается в любви и признании, а любовь безусловная – это любовь Бога к нам, которую мы можем хотя бы попытаться повторить каждый день в наших отношениях с ближними.

2015-03-03T14:50:00+03:00
Протоиерей Николай Брындин: если тебе плохо – помоги тому, кому еще хуже

О лучшем средстве от депрессии и уныния, о сильных духом петербуржцах, которые каждый день совершают маленький подвиг, и развивающихся традициях добровольчества и милосердия в Северной столице рассказывает председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Брындин.

Читать далее

"Петербургский дневник": Время Великого поста – лучший период для добрых дел и помощи ближнему. Как развивалась традиция добровольчества и милосердия в России?

Протоиерей Николай Брындин: Добровольчество, милосердие – это действительно особая страница в жизни нашей страны, особая часть души каждого человека. Конечно, история благотворительности неразрывно связана с историей развития христианства. Еще до официального утверж­дения христианства в мире, во II‑III вв. – во времена страшнейших эпидемий, когда все люди покидали города и оставляли там болеющих, – именно христиане целенаправленно шли в эти города, помогали, зная, что погибнут здесь сами. И это говорит о многом. Реализуя в своей жизни евангельское учение о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждался в помощи: убогим, нищим, сиротам. Традиции милосердия складывались в церкви столетиями.

Переживая разные и не самые лучшие времена, эти традиции сохранились и приумножились. Сегодня в Северной столице церковную благотворительность координируют наш отдел и его различные направления: работа с инвалидами, детьми, оставшимися без попечения родителей, бездомными, людьми с зависимостями, центр сестер милосердия и другие.

Отрадно, что работа проходит в сотрудничестве с правительством города: нам передано здание на Обводном канале, которое после ремонта станет кризисным центром для бездомных и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

"Петербургский дневник": Кстати, о людях в сложной ситуации. Например, попрошайки в метро: женщины, беременные годами, "погорельцы" и "афганцы". По христианской традиции нужно подать милостыню, но здравый смысл подсказывает, что она пойдет не туда.

Протоиерей Николай Брындин: Святитель Василий Великий говорил: "Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих". Это означает, что ко всему нужно относиться рассудительно, вдумчиво, в том числе и к той помощи, которую ты оказываешь. Если мы видим, что человек стоит у храма немного подшофе и просит денег, можно предположить, что он просит на добавку. Стоит ли содействовать ему в его грехе?

В метро, на вокзалах часто работают профессиональные попрошайки. Понятно, что они несчастные люди, им негде жить, и они нашли приют в сомнительных организациях, понуждающих их попрошайничать. Обычных людей там практически нет. Те, кто без ног и в афганской форме, – конечно же, не всегда афганцы. Нужно понимать, что помощь бывает разная. 

Если человек просит на еду – ему можно купить эту еду, если он просит на лечение ребенку – уточнить, в какой больнице ребенок, и обратиться туда. 

Можно попробовать рассказать человеку, куда ему обратиться с его бедой, кому‑то это поможет, а кто‑то не станет слушать и потребует только денег: тут все очевидно. Как бы там ни было, нужно опираться на подсказки сердца и подавать милостыню ради Христа, а уж куда деньги будут потрачены – не столь и важно.

Наш центр по работе с людьми в трудной жизненной ситуации включает в себя 17 домов временного пребывания, здесь мы размещаем нуждающихся и пытаемся их социализировать, восстанавливаем документы. Важно дать не столько деньги, разово помочь, сколько дать шанс вернуться в общество и на правильный путь.

"Петербургский дневник": Традиции милосердия активно развиваются, и волонтерство сейчас стало очень популярным. В чем особенность именно социального волонтерства?

Протоиерей Николай Брындин: Дело в том, что участие в жизни другого – это естественное состояние человека. Вообще слово "счастье" связано со словом "соучастие". И добровольцы – те, кто это понимает. В нашем координационном центре мы готовим как сестер милосердия, так и добровольцев милосердного служения. И к ним может присоединиться каждый. 

Могу сказать, что приходит достаточно много петербуржцев, желающих заниматься этой деятельностью. В основном, конечно, это студенты социальных кафедр, которые могут даже не иметь отношения к церкви. Их просто увлекает сама идея служения. И это действительно увлекательно! Потому что добровольчество не такое скучное, как у нас принято считать.

В событийном добровольчест­ве – на олимпиадах, "Алых парусах", каких‑то мероприятиях – ты получаешь грамоту, впечатления  – и все, конец. Это большой конкурс, когда вместо тебя мог быть кто угодно. 

В социальном же доб­ровольчестве у тебя свое особенное место, ты делаешь то, что без тебя могло бы не произойти никогда. Эта история не кончается, спустя несколько лет тебя помнят, ты остаешься значимым человеком для другого. В прошлом году при участии правительства мы провели первый форум милосердия в Петербурге, который показал огромный интерес к этой теме.

"Петербургский дневник": Есть мнение, что лучшее лекарство от депрессии – помощь другим. Работает?

Протоиерей Николай Брындин: Безусловно. Эти советы есть и на обычных психологических сайтах: если тебе плохо – помоги тому, кому еще хуже. Важно выйти из себя, из своей скорлупы. Понять, насколько большая сила тебе дарована и как можешь менять ею жизни окружающих. Это особенно видно на опыте молодежи. Молодые люди в большом городе довольно пресыщены, окунаются в жизнь, возможности, клубы, концерты. Потом человек садится и говорит: мне скучно. В Интернете устал сидеть, в клубах одно и то же. Идет поиск чувства приобщенности к чему‑то полезному, важному, вечному. 

Социальное служение – это мощный драйв, насыщенность эмоциями. Такая жизнь наполнена, она не требует дополнительных допингов. Ты проживаешь жизнь многих людей, от тебя многое зависит, ты действительно нужен.

"Петербургский дневник": Подготовленные вашими специалистами волонтеры-петербуржцы работают в том числе и в хосписах – это считается одним из наиболее тяжелых служений.

Протоиерей Николай Брындин: Это служение тихое и незаметное, но отнимающее много времени. Вопреки представлениям, здесь не всегда нужно иметь профессиональную медицинскую подготовку. Иногда важно просто поговорить по душам. Да, здесь люди умирают, и кто‑то провожает их в этот путь. На самом деле это не так страшно, как кажется. Это дает осознание истин, осознание смысла, чего‑то более важного, чем айфоны последней модели и цены на гречку. 

Часто мы погружаемся в себя и черствеем, грубеем. Тот эликсир, который даст нам дорогу к сердцу другого и к самому себе, – это и есть помощь нуждающемуся. Это действительно в духе истинного христианства. 

Каждый человек больше всего нуждается в любви и признании, а любовь безусловная – это любовь Бога к нам, которую мы можем хотя бы попытаться повторить каждый день в наших отношениях с ближними.


Текст: Елена Куршук
Фото: пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети