Новости в сети

Loading...

Центр социальной адаптации Василия Великого отметил юбилей: 10 лет успешной работы с условно осужденными или вернувшимися из колонии подростками. О том, к чему приводит неуемная родительская любовь, что делать с чадом на каникулах и как уберечь его от нарушения закона, рассказывает директор центра, сотрудник отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии Юлиана Никитина.

"Петербургский дневник": Юлиана, как вы оцениваете уровень подростковой преступности в Петербурге?

Юлиана Никитина: Могу сказать, что за прошедшие 10 лет актуальность нашей деятельности, потребность в ней города только возрастают. Это связано в том числе с тем, что законодательство меняется в сторону гуманизации в отношении несовершеннолетних. Например, в 2013 г. 94 % приговоров несовершеннолетним не были связаны с лишением свободы: условные сроки, воспитательные меры воздействия. Сами судьи могут ощущать, что судебный процесс приближается к профанации: один условный срок выдается вслед за другим. Это значит, что ребята остаются среди нас, то есть на них необходимо обращать внимание, иначе срок воспринимается как безнаказанность. Если раньше в основном статьи касались краж, грабежей и угона машин, то сегодня мы с сожалением констатируем, что одна из самых распространенных статей – за наркотики.

Мы выступаем как альтернатива закрытому учреждению системы исполнения наказаний.

"Петербургский дневник": С подростками, вышедшими из колонии, работать тяжелее?

Юлиана Никитина: Из колоний дети часто выходят очень "тяжелыми", ранеными навсегда. И абсолютно точно – уже совершенно другими. В отличие от воспитанников колоний наши ребята не теряют социальные связи, наоборот, мы стараемся их поддерживать, давать возможность раскрыть себя с положительной стороны, чтобы их начали хвалить в школе, колледже.

"Петербургский дневник": Какой он – сегодняшний трудный подросток и для кого он труден?

Юлиана Никитина: Нужно понимать, что трудный подросток – это уже давно не какой‑то оборванец из бедной семьи. На сегодняшний день среднестатистический молодой человек, который у нас оказался, – из неполной семьи, где мама социально благополучная, активная женщина, очень любящая своего ребенка и испытывающая чувство вины перед ним. Ребенок же часто пользуется этим, манипулирует. Он очень хорошо одет и имеет уйму модных гаджетов, пренебрежительно относится ко многим педагогам и довольно высокомерен. Труден он прежде всего для себя и, конечно, для близких.

Если портрет проблемного ребенка так изменился, то и методика взаимодействия с ним уже другая – одной трудотерапией и разговорами ничего не добьешься.

Самый главный инструмент в общении с любыми детьми – создание среды, где нет двойных стандартов. Сидит папа, курит и говорит: курить плохо. Мама идет у ребенка на поводу и пишет липовые справки о болезни в школу, может соврать по просьбе ребенка. Там, где есть ложь, пусть даже незначительная, – там двойные стандарты. В воспитании детей, как нигде, важна формула "сказал – сделал", важна честность.

Например, реабилитационная программа нашего центра включает в себя не трудотерапию, а активное делание, раскрытие потенциала ребенка в действии. Например, при центре есть гончарная мастерская и кабинет мыловарения. Большое внимание уделяется волонтерской деятельности: уход за лошадьми на конюшне, прогулки с особенными детьми в интернате Павловска. И что примечательно – наши воспитанники со временем сами этого хотят, силой мы никого не тащим.

Летом мы уезжаем на 2 месяца со всеми детьми в путешествие: например, до пограничной зоны Баренцева моря, в Архангелькую область, Хибины, на Соловки. Живем на берегу моря в палатках. И надо видеть, как преображаются наши ребята в трудных условиях, как вчерашние угрюмое игнорирование и скепсис превращаются в надежность, поддержку, смекалку.

"Петербургский дневник": Как вести себя родителям, чтобы взросление ребенка прошло мягче и безболезненнее?

Юлиана Никитина: Во-первых, нельзя сравнивать ребенка с собой. Он другой, он живет в другом времени. Нужно помнить, что подростковый период – действительно серьезный излом, когда детство умерло, а другая пора еще не наступила. У подростков присутствует такая сильная тоска, и это надо почувствовать. Они такие тонкие, такие чувствительные, и ведь во взрос­лом возрасте это все теряется – нужно ценить время!

В стратегии поведения родителям стоит придерживаться преж­де всего уважения: ребенок не ваша собственность. Как сказал один священник, родители детям принадлежат, но дети родителям – нет. Они пришли в этот мир свободными. Подросток не уменьшенная модель взрослого человека, который обязан подчиняться. Пока еще есть возможность, нужно искать пути соприкосновения, возможности для совместной деятельности. Если сегодня вам лень побыть с ребенком – вы устали на работе, – завтра уже ребенку будет лень с вами общаться, а послезавтра вы и вовсе не будете знать, где и с кем он проводит время.

"Петербургский дневник": Приближаются весенние каникулы. Как помочь ребенку их спланировать? И какие они могут быть – общие дела?

Юлиана Никитина: Важно помнить, что с детьми, как и с пожилыми людьми, надо договариваться о чем‑то заранее. Чаще всего им важно запланировать конкретное дело, мысленно подготовиться к нему. И, конечно, самое сложное для родителей – нужно выполнять договоренность без переноса и придумывания оправданий.

Уже сейчас нужно предложить сыну или дочери выбрать один день на каникулах и вместе решить, чем вы сможете заняться. Пусть один, но сделайте этот день действительно ярким и незабываемым. Совместной деятельностью может быть что угодно: прогулки, кино, театр, даже уборка и мытье машины. Пусть это будет даже шопинг, но со смыслом – ведь можно, например, закупить в строительном магазине материалы для со­вместных поделок или небольшого ремонта. Что бы это ни было – важно, что это общее дело, которое объединяет. Нужно включить фантазию!

Очень действенна и полезна – и не только в каникулы – совместная трапеза. Сейчас такое время, когда каждый ест в одиночестве. Хотя бы в выходной день нужно постараться поесть вместе с ребенком, красиво накрыть стол, приготовить вместе то, что он хочет и любит. И самое главное – не обижаться и не упрекать, если он вдруг убежит к друзьям. Можно сказать, что вы расстроены, но не читать нотации.

"Петербургский дневник": Складывается ощущение, что процесс воспитания становится все сложнее и сложнее.

Юлиана Никитина: Мне иногда кажется, что мы просто разучились воспитывать детей, у нас почти исчез институт бабушек и дедушек – отсюда столько сложностей. Нужно вернуть сердцевину, смысл воспитания, всегда помнить его конечную цель.

Мне близко мнение философа Ивана Ильина о том, что цель воспитания – открыть у ребенка духовное око, через которое он бы видел мир и научился радоваться: это может быть творчество, милосердие да просто любовь. А уж как это сделать – решать только родителям.

2015-03-10T12:12:00+03:00
Юлиана Никитина: Из колоний дети часто выходят ранеными навсегда

Центр социальной адаптации Василия Великого отметил юбилей: 10 лет успешной работы с условно осужденными или вернувшимися из колонии подростками. О том, к чему приводит неуемная родительская любовь, что делать с чадом на каникулах и как уберечь его от нарушения закона, рассказывает директор центра, сотрудник отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии Юлиана Никитина.

Читать далее

"Петербургский дневник": Юлиана, как вы оцениваете уровень подростковой преступности в Петербурге?

Юлиана Никитина: Могу сказать, что за прошедшие 10 лет актуальность нашей деятельности, потребность в ней города только возрастают. Это связано в том числе с тем, что законодательство меняется в сторону гуманизации в отношении несовершеннолетних. Например, в 2013 г. 94 % приговоров несовершеннолетним не были связаны с лишением свободы: условные сроки, воспитательные меры воздействия. Сами судьи могут ощущать, что судебный процесс приближается к профанации: один условный срок выдается вслед за другим. Это значит, что ребята остаются среди нас, то есть на них необходимо обращать внимание, иначе срок воспринимается как безнаказанность. Если раньше в основном статьи касались краж, грабежей и угона машин, то сегодня мы с сожалением констатируем, что одна из самых распространенных статей – за наркотики.

Мы выступаем как альтернатива закрытому учреждению системы исполнения наказаний.

"Петербургский дневник": С подростками, вышедшими из колонии, работать тяжелее?

Юлиана Никитина: Из колоний дети часто выходят очень "тяжелыми", ранеными навсегда. И абсолютно точно – уже совершенно другими. В отличие от воспитанников колоний наши ребята не теряют социальные связи, наоборот, мы стараемся их поддерживать, давать возможность раскрыть себя с положительной стороны, чтобы их начали хвалить в школе, колледже.

"Петербургский дневник": Какой он – сегодняшний трудный подросток и для кого он труден?

Юлиана Никитина: Нужно понимать, что трудный подросток – это уже давно не какой‑то оборванец из бедной семьи. На сегодняшний день среднестатистический молодой человек, который у нас оказался, – из неполной семьи, где мама социально благополучная, активная женщина, очень любящая своего ребенка и испытывающая чувство вины перед ним. Ребенок же часто пользуется этим, манипулирует. Он очень хорошо одет и имеет уйму модных гаджетов, пренебрежительно относится ко многим педагогам и довольно высокомерен. Труден он прежде всего для себя и, конечно, для близких.

Если портрет проблемного ребенка так изменился, то и методика взаимодействия с ним уже другая – одной трудотерапией и разговорами ничего не добьешься.

Самый главный инструмент в общении с любыми детьми – создание среды, где нет двойных стандартов. Сидит папа, курит и говорит: курить плохо. Мама идет у ребенка на поводу и пишет липовые справки о болезни в школу, может соврать по просьбе ребенка. Там, где есть ложь, пусть даже незначительная, – там двойные стандарты. В воспитании детей, как нигде, важна формула "сказал – сделал", важна честность.

Например, реабилитационная программа нашего центра включает в себя не трудотерапию, а активное делание, раскрытие потенциала ребенка в действии. Например, при центре есть гончарная мастерская и кабинет мыловарения. Большое внимание уделяется волонтерской деятельности: уход за лошадьми на конюшне, прогулки с особенными детьми в интернате Павловска. И что примечательно – наши воспитанники со временем сами этого хотят, силой мы никого не тащим.

Летом мы уезжаем на 2 месяца со всеми детьми в путешествие: например, до пограничной зоны Баренцева моря, в Архангелькую область, Хибины, на Соловки. Живем на берегу моря в палатках. И надо видеть, как преображаются наши ребята в трудных условиях, как вчерашние угрюмое игнорирование и скепсис превращаются в надежность, поддержку, смекалку.

"Петербургский дневник": Как вести себя родителям, чтобы взросление ребенка прошло мягче и безболезненнее?

Юлиана Никитина: Во-первых, нельзя сравнивать ребенка с собой. Он другой, он живет в другом времени. Нужно помнить, что подростковый период – действительно серьезный излом, когда детство умерло, а другая пора еще не наступила. У подростков присутствует такая сильная тоска, и это надо почувствовать. Они такие тонкие, такие чувствительные, и ведь во взрос­лом возрасте это все теряется – нужно ценить время!

В стратегии поведения родителям стоит придерживаться преж­де всего уважения: ребенок не ваша собственность. Как сказал один священник, родители детям принадлежат, но дети родителям – нет. Они пришли в этот мир свободными. Подросток не уменьшенная модель взрослого человека, который обязан подчиняться. Пока еще есть возможность, нужно искать пути соприкосновения, возможности для совместной деятельности. Если сегодня вам лень побыть с ребенком – вы устали на работе, – завтра уже ребенку будет лень с вами общаться, а послезавтра вы и вовсе не будете знать, где и с кем он проводит время.

"Петербургский дневник": Приближаются весенние каникулы. Как помочь ребенку их спланировать? И какие они могут быть – общие дела?

Юлиана Никитина: Важно помнить, что с детьми, как и с пожилыми людьми, надо договариваться о чем‑то заранее. Чаще всего им важно запланировать конкретное дело, мысленно подготовиться к нему. И, конечно, самое сложное для родителей – нужно выполнять договоренность без переноса и придумывания оправданий.

Уже сейчас нужно предложить сыну или дочери выбрать один день на каникулах и вместе решить, чем вы сможете заняться. Пусть один, но сделайте этот день действительно ярким и незабываемым. Совместной деятельностью может быть что угодно: прогулки, кино, театр, даже уборка и мытье машины. Пусть это будет даже шопинг, но со смыслом – ведь можно, например, закупить в строительном магазине материалы для со­вместных поделок или небольшого ремонта. Что бы это ни было – важно, что это общее дело, которое объединяет. Нужно включить фантазию!

Очень действенна и полезна – и не только в каникулы – совместная трапеза. Сейчас такое время, когда каждый ест в одиночестве. Хотя бы в выходной день нужно постараться поесть вместе с ребенком, красиво накрыть стол, приготовить вместе то, что он хочет и любит. И самое главное – не обижаться и не упрекать, если он вдруг убежит к друзьям. Можно сказать, что вы расстроены, но не читать нотации.

"Петербургский дневник": Складывается ощущение, что процесс воспитания становится все сложнее и сложнее.

Юлиана Никитина: Мне иногда кажется, что мы просто разучились воспитывать детей, у нас почти исчез институт бабушек и дедушек – отсюда столько сложностей. Нужно вернуть сердцевину, смысл воспитания, всегда помнить его конечную цель.

Мне близко мнение философа Ивана Ильина о том, что цель воспитания – открыть у ребенка духовное око, через которое он бы видел мир и научился радоваться: это может быть творчество, милосердие да просто любовь. А уж как это сделать – решать только родителям.


Текст: Елена Куршук
Фото: Центр социальной адаптации Василия Великого
Тэги:

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Социальные сети