Новости в сети

Loading...

Рост цен на продукты из‑за колебаний курса рубля заставил задуматься, как избавиться от импортозависимости и самим обеспечить себя качественной, а главное – недорогой продукцией.

Для Петербурга как пятимиллионного мегаполиса продовольственная безопасность, пожалуй, один из самых актуальных вопросов сегодня. Эмбарго на импорт и скачки цен в конце прошлого года показали, что необходимо больше внимания уделять отечест­венным сельхозпроизводителям, выстраивать цепочки сбыта продукции от поля до прилавка, менять политику в отношении сетей. К тому же у Северной столицы под боком Ленобласть, там есть территории и условия для выращивания овощей и ведения животноводства, а помимо крупных агрохолдингов тысячи фермеров, дачников и садоводов имеют хозяйства и готовы накормить своей продукцией петербурж­цев.

Закон на подходе

Законопроект о продовольственной безопасности Санкт-Петербурга сейчас обсуждается в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. В документе закреплен комплекс мер, направленных на обеспечение доступности продовольствия для жителей Северной столицы. Это касается не только широкого ассортимента и качества продуктов, но и их стоимости. И хотя в марте темп роста цен по сравнению с 2014 г. замедлился, уже сейчас необходимо задуматься о том, как в будущем избегать таких "ценовых коллапсов".

Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Санкт-Петербурга проводится еженедельный мониторинг цен по 40 на­именованиям продуктов, которые определил Минпромторг России. "При правительстве города создан оперативный штаб, куда поступает вся информация для принятия оперативных мер, – говорит начальник управления развития потребительского рынка КРППР Елена Капустина. – У нас, например, были вспышки роста цен на капусту, огурцы, гречу. Данные по этим категориям товаров были направлены в УФАС, и сегодня идут разбирательства по этим делам – выясняются причины роста цен, определяются меры административного воздействия".

Дефицита товаров на полках после введения эмбарго на импорт удалось избежать, потому что торговые и оптовые предприятия смогли заместить запрещенный к ввозу товар другими поставками. Но большая часть замещенной продукции осталась импортной. Сменились логистика, стоимость доставки, появились новые риски – все это отразилось на стоимости товаров. Эти факторы совпали еще и с сезонностью – отсюда большой рост цен на овощи. Борщевой набор был в лидерах по приросту цены в декабре-январе, капуста стала абсолютным рекордсменом. Дошло до того, что помидоры в некоторых магазинах стоили дороже мяса. Ко всему прочему, когда ввели эмбарго, появились и спекулянты, пожелавшие нажиться на ситуации.

Кто поднимает цены?

Тем не менее открытым остается вопрос, почему цена одного крупного областного сельхозпроизводителя, по которой он отпускает продукцию сетям, в 2, а то и в 3 раза меньше цены, по которой эта продукция реализуется в сети конечным потребителям. 

Для сравнения: цена капусты от производителя – 32,55 рубля, в одной из крупнейших торговых сетей– уже 67,99 рубля, разница в цене картофеля – 16,8 и 35,99 руб­ля, моркови – 21,3 и 67,99 рубля, свек­лы – 19,2 и 42,9 рубля соответственно.

Представитель розничной сети "РеалЪ" Михаил Горемыкин считает, что это может быть связано с качеством продукции – например, закупается грузовик морковки, но только половина после доставки и хранения может быть реализована с полки, а остальное либо гниет, либо портится. Но издержки эти сеть все равно закладывает в стоимость товара. По его мнению, пенять только на сетевиков не стоит – некоторые производители сами существенно увеличили наценки.

"Приведу пример. На 1 января 2014 г. мы закупали капусту за 11 руб­лей, на начало марта этого года – уже за 38. Рост – 250 %", – комментирует Михаил Горемыкин.

Среди наименований, по которым сами производители повысили цены более чем на 51 %, по словам Михаила Горемыкина, – лук, свекла, бананы, греча, яблоки, морковь, минтай, масло, сахар и т. д.

Надо наладить сбыт

Расширить ассортимент и составить хоть небольшую, но все же конкуренцию (а значит, хоть немного сбить цену) крупным производителям могли бы мелкие аграрии, фермеры и садоводы. Но "возиться" с мелкими производителями сетям невыгодно – им необходимы большие объемы поставок и одинаковое качество продукции.

"К тому же работать с сетевиками невыгодно и самим фермерам. Не секрет, что за вхождение в торговую сеть нужно платить различные бонусы. Например, за рекламу продукции в самом магазине или на листовках магазина. Она нужна фермерам, эта реклама?" – считает президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Быков.

Реализовывать продукцию самостоятельно мелким сельхозпроизводителям тяжело, хотя торговых площадей в Северной столице для этого достаточно. "Всего у нас в городе 5,7 тыс. торговых мест на рынках, где фермеры могут сбывать свою продукцию. Более 1 тыс. мест для реализации на льготной и безвозмездной основе, – говорит Елена Капустина. – Проходят и ярмарки сельхозпродукции. Но и ярмарки, и места востребованы только на 70 %".

По мнению Александра Быкова, причина этого кроется в том, что, для того чтобы доставить свою продукцию на ярмарки выходного дня или даже просто льготные торговые места, фермерам нужны как минимум машина, бензин, на это тратится рабочее время. "Фермер – это не большой производитель, это человек, который трудится у себя на хозяйстве, и отвлекаться от этого процесса он не может", – говорит он.

Поэтому сегодня прорабатывается вопрос создания единой системы сбыта продукции фермеров и садоводов. Предполагается, что для этого будут созданы потребкооперации, которые будут осуществлять централизованный сбыт: приезжать к фермеру, забирать товар и самостоятельно реализовывать его. Это позволит мелким аграриям не отрываться от своей основной работы.

Начальник управления развития потребительского рынка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Елена Капустина:

К сожалению, государство не может регулировать наценки на товары и вмешиваться в деятельность коммерческих структур. Нам удается путем заключения мораториев, соглашений с торговыми предприятиями или заморозить цены на некоторые продукты, или обеспечить реализацию программ для граждан, наиболее нуждающихся в поддержке, например пенсионеров. Сетевики, в том числе в рамках этих программ, предоставляют скидки на определенные продукты из потребительской корзины.

2015-03-27T17:11:00+03:00
Почему помидоры в Петербурге обогнали мясо

Рост цен на продукты из‑за колебаний курса рубля заставил задуматься, как избавиться от импортозависимости и самим обеспечить себя качественной, а главное – недорогой продукцией.

Читать далее

Для Петербурга как пятимиллионного мегаполиса продовольственная безопасность, пожалуй, один из самых актуальных вопросов сегодня. Эмбарго на импорт и скачки цен в конце прошлого года показали, что необходимо больше внимания уделять отечест­венным сельхозпроизводителям, выстраивать цепочки сбыта продукции от поля до прилавка, менять политику в отношении сетей. К тому же у Северной столицы под боком Ленобласть, там есть территории и условия для выращивания овощей и ведения животноводства, а помимо крупных агрохолдингов тысячи фермеров, дачников и садоводов имеют хозяйства и готовы накормить своей продукцией петербурж­цев.

Закон на подходе

Законопроект о продовольственной безопасности Санкт-Петербурга сейчас обсуждается в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. В документе закреплен комплекс мер, направленных на обеспечение доступности продовольствия для жителей Северной столицы. Это касается не только широкого ассортимента и качества продуктов, но и их стоимости. И хотя в марте темп роста цен по сравнению с 2014 г. замедлился, уже сейчас необходимо задуматься о том, как в будущем избегать таких "ценовых коллапсов".

Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Санкт-Петербурга проводится еженедельный мониторинг цен по 40 на­именованиям продуктов, которые определил Минпромторг России. "При правительстве города создан оперативный штаб, куда поступает вся информация для принятия оперативных мер, – говорит начальник управления развития потребительского рынка КРППР Елена Капустина. – У нас, например, были вспышки роста цен на капусту, огурцы, гречу. Данные по этим категориям товаров были направлены в УФАС, и сегодня идут разбирательства по этим делам – выясняются причины роста цен, определяются меры административного воздействия".

Дефицита товаров на полках после введения эмбарго на импорт удалось избежать, потому что торговые и оптовые предприятия смогли заместить запрещенный к ввозу товар другими поставками. Но большая часть замещенной продукции осталась импортной. Сменились логистика, стоимость доставки, появились новые риски – все это отразилось на стоимости товаров. Эти факторы совпали еще и с сезонностью – отсюда большой рост цен на овощи. Борщевой набор был в лидерах по приросту цены в декабре-январе, капуста стала абсолютным рекордсменом. Дошло до того, что помидоры в некоторых магазинах стоили дороже мяса. Ко всему прочему, когда ввели эмбарго, появились и спекулянты, пожелавшие нажиться на ситуации.

Кто поднимает цены?

Тем не менее открытым остается вопрос, почему цена одного крупного областного сельхозпроизводителя, по которой он отпускает продукцию сетям, в 2, а то и в 3 раза меньше цены, по которой эта продукция реализуется в сети конечным потребителям. 

Для сравнения: цена капусты от производителя – 32,55 рубля, в одной из крупнейших торговых сетей– уже 67,99 рубля, разница в цене картофеля – 16,8 и 35,99 руб­ля, моркови – 21,3 и 67,99 рубля, свек­лы – 19,2 и 42,9 рубля соответственно.

Представитель розничной сети "РеалЪ" Михаил Горемыкин считает, что это может быть связано с качеством продукции – например, закупается грузовик морковки, но только половина после доставки и хранения может быть реализована с полки, а остальное либо гниет, либо портится. Но издержки эти сеть все равно закладывает в стоимость товара. По его мнению, пенять только на сетевиков не стоит – некоторые производители сами существенно увеличили наценки.

"Приведу пример. На 1 января 2014 г. мы закупали капусту за 11 руб­лей, на начало марта этого года – уже за 38. Рост – 250 %", – комментирует Михаил Горемыкин.

Среди наименований, по которым сами производители повысили цены более чем на 51 %, по словам Михаила Горемыкина, – лук, свекла, бананы, греча, яблоки, морковь, минтай, масло, сахар и т. д.

Надо наладить сбыт

Расширить ассортимент и составить хоть небольшую, но все же конкуренцию (а значит, хоть немного сбить цену) крупным производителям могли бы мелкие аграрии, фермеры и садоводы. Но "возиться" с мелкими производителями сетям невыгодно – им необходимы большие объемы поставок и одинаковое качество продукции.

"К тому же работать с сетевиками невыгодно и самим фермерам. Не секрет, что за вхождение в торговую сеть нужно платить различные бонусы. Например, за рекламу продукции в самом магазине или на листовках магазина. Она нужна фермерам, эта реклама?" – считает президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга Александр Быков.

Реализовывать продукцию самостоятельно мелким сельхозпроизводителям тяжело, хотя торговых площадей в Северной столице для этого достаточно. "Всего у нас в городе 5,7 тыс. торговых мест на рынках, где фермеры могут сбывать свою продукцию. Более 1 тыс. мест для реализации на льготной и безвозмездной основе, – говорит Елена Капустина. – Проходят и ярмарки сельхозпродукции. Но и ярмарки, и места востребованы только на 70 %".

По мнению Александра Быкова, причина этого кроется в том, что, для того чтобы доставить свою продукцию на ярмарки выходного дня или даже просто льготные торговые места, фермерам нужны как минимум машина, бензин, на это тратится рабочее время. "Фермер – это не большой производитель, это человек, который трудится у себя на хозяйстве, и отвлекаться от этого процесса он не может", – говорит он.

Поэтому сегодня прорабатывается вопрос создания единой системы сбыта продукции фермеров и садоводов. Предполагается, что для этого будут созданы потребкооперации, которые будут осуществлять централизованный сбыт: приезжать к фермеру, забирать товар и самостоятельно реализовывать его. Это позволит мелким аграриям не отрываться от своей основной работы.

Начальник управления развития потребительского рынка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Елена Капустина:

К сожалению, государство не может регулировать наценки на товары и вмешиваться в деятельность коммерческих структур. Нам удается путем заключения мораториев, соглашений с торговыми предприятиями или заморозить цены на некоторые продукты, или обеспечить реализацию программ для граждан, наиболее нуждающихся в поддержке, например пенсионеров. Сетевики, в том числе в рамках этих программ, предоставляют скидки на определенные продукты из потребительской корзины.


Текст: Олеся Гончарова
Фото: Pixabay.com

Новости в сети

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 
КОММЕНТАРИИ (1)
  • Sanya Ivlev 29 марта в 12:29
    "К сожалению, государство не может регулировать наценки на товары и вмешиваться в деятельность коммерческих структур..." - если такое говорит человек такого ранга, то пора бы задуматься, а соответствует ли она своей должности? Государство может и должно регулировать цены в своем государстве либо прямо либо косвенно. Проблема сверхприбыли торговых сетей решается в два счета. Во первых - достаточно ввести крупную гос. продовольственную сеть, которая бы составила конкуренцию. Остальные перепродажники тоже вынуждены были бы снижать цены. Во вторых - неплохо бы ввести закон о наценках и надбавках не более 30-40% и штрафовать нерадивых.

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети