Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Анастасия Горохова: Нет лучшего фотоаппарата, чем наши глаза и память

О том, где в Петербурге сделать идеальный кадр, стоит ли все время фотографировать свой обед, что действительно надо запечатлеть и зачем распечатывать фото, рассказывает фотограф Анастасия Горохова.

О том, где в Петербурге сделать идеальный кадр, стоит ли все время фотографировать свой обед, что действительно надо запечатлеть и зачем распечатывать фото, рассказывает фотограф Анастасия Горохова, работающая в жанре женского, детского и семейного портрета.

"Петербургский дневник": Сегодня каждый второй – фотограф. Откуда такой интерес и популяризация этого искусства?

Анастасия Горохова: Если говорить об интересе к самой профессии фотографа - для многих это просто очень легкий путь заработка, а не искусство. Шуточную картинку видела в интернете на эту тему — если кому-то на улице вдруг станет плохо, то из пяти человек, находящихся с ним рядом, не найдется ни одного врача, все пятеро окажутся фотографами. Многим кажется, что назвать себя фотографом можно сразу, как только решил им стать, что эта профессия приносит огромный доход при минимальных физических, временных и интеллектуальных затратах. Увидев работу фотографа на свадьбе друзей, некоторые думают: "Чем я хуже? Походил, пощелкал несколько часов, получил гонорар размером в мою месячную зарплату. Жизнь — малина!".

К тому же модно быть "творческим человеком", работать, когда тебе вздумается, и не отчитываться перед ненавистным начальником. Уверенные именно в таких перспективах, будущие "фотографы" увольняются из скучного офиса, берут кредит на фототехнику, учатся пару месяцев на фотокурсах-однодневках и сразу в бой. Без таланта, без знаний, без навыков, без элементарного чувства пропорций человеческого тела. И многим (!) при грамотной рекламе удается зарабатывать хорошие деньги без особых усилий, потому что, как и в любом другом деле, на любой товар находится свой покупатель. Поэтому всех все устраивает. О самом искусстве многие и не думают.

Если же говорить о популярности фотографии в принципе, без отсылки к профессии, - фотография сейчас повсюду. Достать технику очень легко, обрабатывать и печатать снимки можно за гораздо меньшее время, чем раньше. Благодаря социальным сетям стало нормой "фоткать" на камеру телефона абсолютно всё, что тебя окружает. Даже свой обед.

И плыть против этого течения сложно: современная фотография стала не просто популярной, а необходимой для повседневного обмена информацией. Не считаю, что это плохо. Главное,помимо еды и луж в форме сердечка, не забывать фотографировать своих родителей, бабушек и дедушек.

"Петербургский дневник": Профессиональная техника стала очень доступной – качественным фото уже никого не удивишь. Как сделать свой стиль особенным?

Анастасия Горохова: Думать о том, кого снимаешь, а не концентрироваться на технических возможностях фотоаппарата. Хороший фотограф должен уметь снимать красиво в любых условиях, на любое фотоустройство. Быть самокритичным и всегда стремиться к лучшему результату. Больше внимания стоит уделять изучению пропорций тела человека, типов лица и подходящих для них ракурсов. Сотрудничать только с профессионалами в области создания визажа, прически и стиля. Это все общие советы, - жанров в фотографии много, и, конечно, в каждом из них есть свои секреты успеха. Если говорить о жанре, в котором работаю я, то быть Человеком — самое главное. Мыслящим, с открытым сердцем, чувством такта и безграничной любовью к Людям. Готовым к вдохновению, внимательным к деталям. А вообще, честный, любимый, беспрерывный труд — залог успеха во всем, по-моему.

"Петербургский дневник": Что вдохновляет тебя в этом искусстве?

Анастасия Горохова: Жизнь. Люди. В большей степени Женщины и дети. Женщины — это всегда огромный потенциал скрытых возможностей, они эмоционально очень гибки. И никогда не знают, на что они действительно способны. Для них самих в съёмке раскрывается, как правило, много интересного и в собственной внешности, и в собственной душе. Меня вдохновляет этот процесс познания себя через объектив. А дети — это самое настоящее, что есть на свете. Они — движение, основа жизни. И завоевать их доверие без предварительного знакомства — это сложная задача, которая тоже меня вдохновляет. Разрешение на возможность войти хотя бы на минутку в их личный маленький мирок — это огромное счастье для меня.

"Петербургский дневник": Нужно ли учиться искусству фотографии, или достаточно действовать сердцем?

Анастасия Горохова: Считаю, что необходимо получить хорошую теоретическую базу. Но тщательно выбирать - где, у кого, по каким книгам и на каких мастер-классах это сделать. Большинство доступной "учебной" информации скорее вредит начинающим фотографам, нежели помогает. Профессионалов, готовых быть преподавателями, очень мало. Зато много преподавателей, которые вовсе не являются профессионалами. И с такого провального начала, с неправильно развитых вкусов, карьера фотографа может поплыть совсем не в том русле.

Ну а после хорошей теоретической базы - только сердце, только опыт. Постоянное, тщательное и детальное изучение снимков фотографов мирового уровня, но не скатывание до попытки их копирования.

"Петербургский дневник": Какие самые любимые места в Петербурге и пригородах, которые могут вдохновить, стать хорошим местом для фотосессии?

Анастасия Горохова: Хороший фотограф, как я уже говорила, может приспособиться к любым условиям съемки. Он способен открыться для вдохновения в любом месте на карте и снять там красивый кадр. Будь то графичные линии небоскреба, заснеженный лес, пустыня, парк аттракционов или просто двор собственного дома. Зачастую фотографу необходимо исходить в выборе места не только из красоты пейзажа, но и из комфорта и удобства для тех, кто обращается к нему за съемкой. Если цель съемки — сделать красивые семейные портреты, совсем не нужно везти семью за 100 километров от города, особенно, если речь идет о съемке маленьких детей. Нужно искать другие красивые варианты, но при этом удобные. Есть универсальные места и для начинающих фотографов, и для опытных – Елагин остров, Парк 300-летия Санкт- Петербурга. Они очень популярны, тем не менее, здесь всегда можно снять что-то новое.

"Петербургский дневник": Совет всем, кто скоро отправится в отпуск – как сделать хорошие, живые фото? Чтобы не как всегда - держать в руках солнце и подпирать пальчиком башню.

Анастасия Горохова: Главный совет — после отпуска перебрать снимки, оставив лучшие. Распечатать их и вклеить в фотоальбом, не откладывая это в долгий ящик. Мы снимаем тысячи фотографий каждый день на телефоны, фотоаппараты, и все эти снимки лежат тоннами в памяти компьютера. Мы даже не возвращаемся к ним, потому что не найти времени перебрать эту "гору воспоминаний". А по поводу самих снимков — все очень просто. Нужно снимать Жизнь, Счастье. Стараться углядеть их в мелочах, запечатлев именно то, что приносит вам приятные эмоции в данную секунду времени. Это нужно уметь каждому Человеку, даже тому, у кого нет фотоаппарата под рукой.

Нет лучшего фотоаппарата, чем наши глаза и память. Четко попавшее на ладошку солнце говорит лишь о том, что у вас хороший глазомер, но вряд ли это изображение скажет о том, как хорошо вам было в этот момент, вряд ли напомнит вам о шуме прибоя и теплом морском бризе. Статичное фото у памятника со сморщенными от солнца лицами не будет напоминать вам о счастливом мгновении лета 2015 года, да и фото памятника можно найти на любой открытке, не имеющей к вам никакого отношения. А вот портрет дочки с развевающимися от легкого морского ветра кудрями, бегающий по пляжу за воздушным змеем сын, читающий в шезлонге муж — это то, что должно быть запечатлено на память. Для этого и нужна фотография.

Закрыть