Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Экс-сотрудник Академии художеств получил 5 лет колонии за растрату 178 млн рублей

Бывшего начальника отдела капитального строительства Российской Академии художеств Андрея Узуна приговорили к 5 годам колонии общего режима и штрафу в 500 тыс. рублей за растрату 178 млн рублей.

Василеостровский районный суд огласил обвинительный приговор по одному из серии нашумевших дел о растрате денежных средств, выделенных бюджетом Российской Федерации на реконструкцию помещений научной библиотеки Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (более известного в городе как Академия художеств) и дома-музея усадьбы Репина "Пенаты". Согласно вердикту суда, основной фигурант данного процесса, бывший начальник отдела капитального строительства Российской Академии художеств (РАХ) Андрей Узун был приговорен к 5 годам лишения свободы с содержанием в колонии общего режима и штрафом 500 тыс. рублей. Суд признал его виновным в растрате 178 млн рублей, выделенных на реконструкцию главного здания РАХ в Петербурге, незаконном предпринимательстве и подделке документов. Его соучастник, Анатолий Жолобов, признанный виновным в растрате 8 млн рублей, отделался условным наказанием - 4 года 6 месяцев с пятилетним испытательным сроком и штрафом 305 тыс. рублей.

Стоит отметить, что для Узуна это уже второй судебный процесс по этому делу. В 2013 году он уже был осужден Василеостровским райсудом на 2 года и 4 месяца за растрату. Тогда речь в уголовном деле шла о 44 млн рублей. Работы были выполнены только на 28 млн. Остальные, как было доказано в ходе судебного следствия, ушли в карман Андрея Узуна, а также еще одной сотрудницы – инженера академии Ирины Гинкель (она получила условный срок) и пенсионера Романа Свирского (приговорен к штрафу). В ближайшее время по фактам расхищений в РАХ для Узуна начнется третий судебный процесс. В нем речь идет о растрате еще 99 млн рублей.

Как мы уже сообщали, выявить схему распила бюджетных денег удалось следователям петербургского УФСБ. Помимо вышеупомянутых Узуна, Свирского и Генкель, в ней на период 2007-2009 годах участвовали руководитель федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению" в Петербурге Лариса Терскова и директор коммерческой фирмы ООО "Балтпромстрой" Виктор Ким.

По версии следствия, руководили процессом Узун и Свирский. Генкель как член комиссии обеспечивала выигрыш нужной фирме. Терскова эту компанию – ООО "Балтпромстрой" (на 2007 год имела лицензию КГИОП на ряд реставрационных работ, нужных согласно конкурсной документации) – нашла. Она же подписывала документы о выполнении фактически не выполненных работ. Ну а Ким получал деньги и делился с остальными. Свирский, помимо общего руководства, как было доказано в суде, занимался еще и обналичиванием.

Ранее по этому эпизоду были осуждены Лариса Терскова (6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет и штрафом 500 тыс. рублей с рассрочкой выплаты на 5 лет) и Виктор Ким, выполнявший работы по договору (4 года условно с испытательным сроком 4 года и штраф 500 тыс. рублей). Кроме того, они солидарно должны выплатить РАХ сумму похищенного – более 26 млн рублей. Терскову и Кима задержали самыми первыми, и они почти с самого начала стали давать признательные показания.

Андрея Узуна задержали последним из фигурантов. Кстати, он единственный из всей пятерки, кто получил реальный срок. Правда, в колонию бывший чиновник РАХ не попал, а остался в следственном изоляторе ФСБ. Что касается фигуры Жолобова, то он засветился в махинациях с бюджетными средствами, сев в кресло на тот момент уже осужденной Ларисы Терсковой.

После вчерашнего вынесения приговора на вопрос о том, каков будет фактический срок пребывания Узуна в местах лишения свободы, учитывая, что подсудимый уже находится за решеткой более 4 лет, его адвокат Григорий Сориц ответил, что комментировать это не может, потому что ему нужно сначала детально изучить приговор. К слову, сам приговор судья Юрий Румянцев зачитывал в течение 15 минут.

"Вопрос подачи или не подачи апелляционной жалобы будет рассматриваться после изучения копии приговора и консультацией с моим подзащитным", - заявил Григорий Сориц.

Узун и вовсе категорически отказался от каких-либо комментариев. Когда его выводили из зала суда, вид у него был подавленный. Создалось впечатление, что он явно не ожидал такого исхода. Хотя стоит, напомнить, что в прениях гособвинение требовало для Узуна гораздо более суровое наказание - 8 лет лишения свободы. И сейчас, если бы не предстоящий третий процесс, с большой долей вероятности, с учетом того, что у Андрея Узуна трое несовершеннолетних  детей и срок пребывания в СИЗО практически сравнялся со сроком  второго приговора, попав на зону, он бы вполне мог рассчитывать на УДО.

Защищающий интересы РАХ Дмитрий Гусаров признал очень важным тот факт, что суд признал подсудимых виновными в совершении преступлений. "Что касается возмещения ущерба, то этот вопрос передан судом на рассмотрение в гражданский суд в порядке гражданского делопроизводства. Поэтому следующим шагом РАХ будет обращение в гражданский суд с иском о возмещении имущественного вреда на основании уже вступившего в силу решения суда", - сказал он.

По словам Дмитрия Гусарова, денежные средства, которые были похищены, Узун возвращать и не собирается - сумма слишком велика. "Что касается имущества Узуна (квартира в Москве и т.д), которое уже арестовано, то у нас есть опасения полагать, что его возможно не хватит для полного удовлетворения требований Академии художеств", - сказал адвокат потерпевшей стороны.

Закрыть