Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Уютный автозак: зачем корреспондент "ПД" стал конвоиром

Управление по конвоированию УФСИН России по СПб и ЛО находится в центре Санкт-Петербурга, на ул. Якубовича. Здесь несут службу конвоиры. В их обязанности входит сопровождение заключенных от точки к точке. Например, от одного изолятора к другому.

Корреспондент "ПД" принял участие в акции "Один день из жизни сотрудника УИС".

Управление по конвоированию УФСИН России по СПб и ЛО находится в центре Санкт-Петербурга, на ул. Якубовича. Здесь несут службу конвоиры. В их (а на один день – и в мои) обязанности входит сопровождение заключенных от точки к точке. Например, от одного изолятора к другому.

Сначала – история

Мне выдают форму и инструктируют. План такой. Наш караул должен отправиться в СИЗО №1 (Кресты), принять заключенного, перевезти на железнодорожный вокзал и погрузить в спецвагон. "Я человек неподготовленный… Мне главное – не мешать вам?" – спрашиваю у шефствующих надо мной сотрудников. "Главное, – отвечают, – наблюдай". Кстати, бдительность – одно из главных "орудий" конвоира, рассказывают мне.

До выезда в Кресты остается час. Чтобы я прочувствовал историческую составляющую конвоирования, меня ведут в музей.

Экспозиция располагается на одном из последних этажей управления. Экспонаты музея – фотографии, документы, книги, вещи. На одном из стендов – фигурки конвоиров разных времен. Первый – мужчина XIX в. с бакенбардами. Замыкает вереницу девушка-кинолог с канадским маламутом. На четвероногом – портативная радиостанция и бронежилет. Среди диковинок – модели спец­автомобилей и спецвагонов. На другой полке разместились запрещенные в местах лишения свободы предметы: заточки, лезвия, зажигалки… 

Но время поджимает – на плацу начинается построение.

Уютный автозак

Конвоиры собираются на выходе из здания. Поочередно заряжают оружие. "Часто применять приходится?" – спрашиваю у начальника караула, кивая на пистолет в кобуре.
Меня просят переплюнуть через левое плечо. Применяется оружие  лишь в самом крайнем случае. Выстрел конвоира – это следствие ошибки, допущенной во время несения службы. "Слава богу, у нас без этого", – говорят сотрудники управления.

Конвоиры расходятся по спецмашинам. Наш караул садится в автозак "КамАЗ". Фургон разделен на две части, каждая рассчитана на 15 "пассажиров". Это помещения с гладкими скамеечками по бокам. Там светло и есть кондиционер. Там даже уютно… Автозак располагает и двумя одиночными камерами – "стаканами". Они напоминают миниатюрные телефонные будки. Тесновато.

Решетку, разделяющую конвоиров и арестантов, открывать по дороге запрещается, даже если кому-то из заключенных станет плохо. Таковы правила.

Мы подъезжаем к Крестам. На КПП меня просят сдать сотовый – мобильная связь в следственном изоляторе не положена.

Последние шаги

Коридоры, коридоры… Лязгают тяжелые двери. Ощутимо давят стены, потолок, пол. Искусственное освещение. Холодок… Зарешеченность. Кресты – место с особой атмосферой.

Наш караул приходит на сборный пункт СИЗО, ждем заключенного, который осужден за разбой. Ближайшие 3 года он проведет в колонии.

Молодого человека выводят в коридор, он опирается на деревянную трость. Его начинают опрашивать.

"Жалобы есть?" – задают вопрос. "Нет", – отвечает. "Следы от инъекций на теле?" – "Нет". – "Этапом следовать можете?" – "Могу".

Обыкновенный парень… Стереотипным представлениям о разбойниках он не соответствует. Татуировки отсутствуют. Взгляд не кровожаден. На лице – показное равнодушие. В движениях – нер­возная вальяжность.

Начинается обыск. Конвоиры проверяют спортивную сумку и одежду заключенного. Выворачивают шапку, просматривают каж­дую подкладку. Все чисто.

Опытные конвоиры рассказывают, что несколько лет назад, еще до ремонта, условия содержания в Крестах были намного суровее. "Я считаю, очень правильно – приводить сюда на экскурсии школьников, – говорит один караульный. – Чтобы знали о тяжелой и незавидной доле бандитов. А то напридумывали – "Бригады", "Жмурки"… Романтика, понимаешь! Да какая там романтика…"

Осенью 2015 г. в Санкт-Петербурге планируется открыть Кресты-2. В новом следственном изоляторе в Колпино смогут размес­титься около 4 тыс. лишенных свободы граждан. Перевезти заключенных из старых Крестов в новые предстоит сотрудникам управления по конвоированию.

Нашего заключенного выводят на улицу к автозаку – теперь он не скоро вернется в Северную столицу.

Дело сделано

Автозак подъезжает к железнодорожному вокзалу. Спецвагон дожидается на одном из запасных путей. В первой части вагона располагаются кухня, купе для начальника караула и его помощника, а также купе для личного состава на шесть мест. Далее следуют камеры для заключенных.

Вслед за нашим автозаком подъезжает еще один. Автомобили встают вплотную к спецвагону, начинается погрузка. Под пристальным надзором конвоиров осужденные шагают из "КамАЗа" и "Газели" в тамбур. Вагон заполняется. Вечером он отбудет, прицепленный к обыкновенному пассажирскому поезду.

Сотрудники управления по конвоированию рассказывают, что некоторые командировки занимают по 5-7 дней. Переносить их достаточно тяжело, особенно в зной – летом вагон буквально плавится, температура внутри может достигать плюс 50 градусов.

Служба в конвое не сахар, она очень тяжелая.

Творческая работа

Мой первый рабочий день в качестве конвоира заканчивается там же, где и начинался, а именно – в кабинете старшего психолога управления Александра Хлиповко.

Прежде чем конвоир заступает на службу, специалист определяет его моральное состояние, потому что служба в конвое требует максимальной уравновешенности. Любые отклонения должны быть выявлены заранее.

"Ребята у нас служат нормальные. Я не припомню за ними ни одного эмоционального срыва", – рассказывает Александр Хлиповко.

По его словам, одно из главных качеств, обязательных для службы в конвое, – это умение переносить стресс в течение длительного времени.

Психолог отмечает, что в управлении регулярно проводятся коллективные беседы, сплачивающие команду. Конвоиры должны быть преданы не только руководству, но и своему делу. Они обязаны проявлять стойкость и неподкупность, оказывать помощь друг другу на боевой службе.

В кабинете у психолога опытные крепкие ребята, настоящие профи, много повидавшие на своем веку, садятся за стол, берут в руки цветные карандаши и рисуют. По изображениям психолог может определить в том числе и уровень стресса бойца.

Муслим Асланов, врио начальника ФКУ "Управление по конвоированию УФСИН по СПб и ЛО", полковник внутренней службы: "Мы уделяем особое внимание условиям содержания заключенных. Они должны быть обеспечены горячей водой, их обязаны водить в уборную для санитарных нужд по первой же просьбе. Кроме того, мы предоставляем арестантам сухие пайки на весь путь следования. В последнее время обоснованные жалобы заключенных на действия личного состава практически не поступают. Работа, которую мы проводим со всем личным составом, дает положительные результаты. Что касается перевоза заключенных из старых Крестов в новые, то могу вас заверить: уже на сего­дняшний день мы готовы на 100% выполнить эту задачу. Хватит и техники, и личного состава".

Закрыть