Яндекс.Метрика

Грузоперевозки в Санкт-Петербурге: анализ рынка и перспективы его развития

Экспедиторские компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области обслуживают около 20% от общего объема грузоперевозок России. Лидирующую часть в этом объеме занимают международные перевозки, чему способствует близость к морским путям, а также связи с европейскими государствами.

Экспедиторские компании Санкт-Петербурга и Ленинградской области обслуживают около 20% от общего объема грузоперевозок России. Лидирующую часть в этом объеме занимают международные перевозки, чему способствует близость к морским путям, а также связи с европейскими государствами. Основными направлениями грузоперевозок через Санкт-Петербург являются Латвия, Литва, Польша, Финляндия и другие страны. Грузы идут как с внутреннего российского рынка, так и транзитом из других стран (доставка грузов из Китая в Санкт-Петербург, а затем в Северную Европу менее затратна и более безопасна, нежели его перевозка из Китая через страны Азии).

Основные способы перевозки внутри города и области, а также по России из Санкт-Петербурга:

•   контейнерные перевозки;
•   автомобильный транспорт;
•   железнодорожные перевозки.

Петербург – крупный логистический узел, который сочетает в себе возможности перевозки любым видом транспорта. Однако перевозчики отмечают недостаточный уровень развития инфраструктуры – нехватку мостов, железнодорожных путей, неудовлетворительное состояние дорог в некоторых районах (особенно на северных направлениях). Несмотря на это, в последние годы существенно рос рынок перевозок автомобильным транспортом. Увеличение объемов такого бизнеса остановилось в конце 2014 г. в связи с введением санкций и ответных ограничений со стороны России и Европы. В отличие от большинства других регионов страны доставка грузов по России из Санкт-Петербурга была менее важна для рынка по сравнению с международными перевозками.

Общий объем международных перевозок снизился за 2014 г. всего на 12%, и то в большей степени за счет последних месяцев года, а в 2015 г. уже наблюдается уменьшение числа перевозок на 30%. Больше всего эта тенденция затронула Финляндию, Литву и Эстонию, так как основной поток товаров на экспорт и импорт осуществлялся российскими перевозчиками (около 70%). По мнению экспертов рынка, ситуация во многом напоминает кризисный 2008 г.

Помимо объективных параметров снижения грузооборота (рост тарифов, курс доллара к рублю, запрет на ввоз и вывоз товаров) существуют и субъективные факторы, такие как, например, политические взаимоотношения между странами.

Снижение объемов заказов в сочетании с экономическими факторами заставляет грузоперевозчиков переориентировать деятельность и маршруты движения транспорта. Многие транспортные компании начинают взаимодействовать со странами-соседями России на юге, например с Казахстаном.

Не столь популярны за счет высоких тарифов авиаперевозки из Санкт-Петербурга, однако при необходимости доставки на дальние расстояния такой вид перевозки все еще используется. Услуги по авиаперевозке оказывают только крупные компании, которые имеют в штате высококвалифицированный персонал с опытом оформления такого рода перевозок.

Дополнительно тормозит рынок и рост ценовых параметров грузоперевозок:

•   Повышение тарифов по разным направлениям – от ГСМ до стоимости лизинга автомобилей. В сочетании с большим количеством простоев транспорта ситуация приводит к практически полному отсутствию ресурсов перевозчиков для снижения издержек.
•   Рост ставок по банковскому кредитованию. Отсутствие инвестиций и источников пополнения оборотных средств не только усугубляет текущее положение вещей, но и способствует более медленному оздоровлению рынка.
•   Низкий уровень организации таможенного сопровождения. Большая часть иностранных государств проводит оформление исключительно на пунктах прибытия груза, минуя пропускные пункты на границе, что приводит к ускорению доставки и снижению издержек. По уровню организации таможенного взаимодействия Россия находится на 144-м месте из 150. Все это, конечно, влияет на стоимость услуг по грузоперевозке.

Пик инфляции и снижения спроса ожидается во втором квартале 2015 г. В результате структурных изменений в экономике возможно не только снижение количества игроков, но и укрупнение их за счет поглощения нерентабельных компаний.

Закрыть