Яндекс.Метрика

Пока во Франции о "Мистралях" думают, в Петербурге действуют

Эксперты, опрошенные "ПД", считают, что, пожалуй, для нужд российской армии следует отдать приоритет все‑таки не иностранным творениям. "По-моему, "Мистрали" в том варианте, в той модификации, которую нам предлагали, России абсолютно не нужны", – считает, в частности, политолог Борис Подопригора.

История с вертолетоносцами типа "Мистраль" для нужд российского флота начиналась в Петербурге 4 года назад: 17 июня 2011 г. на Петербургском международном экономическом форуме был заключен контракт на строительство в интересах Минобороны России вертолетоносцев. 

Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Высоцкий тогда заявил, что наличие в боевом составе ВМФ России кораблей типа "Мистраль" позволит "повысить эффективность управления силами и средствами в морских и океанских зонах".

Согласно контракту (сумма которого составляла 1,2 млрд евро) французская сторона должна была передать первый корабль типа "Мистраль", получивший имя "Владивосток", в ноябре 2014 г., анонсировалась дата 14 ноября. Однако этого не произошло. Паузу с передачей корабля во Франции объясняют изменившейся политической обстановкой.

Ситуация для Франции, конечно, несколько странная: с одной стороны, отдать России корабль – значит не согласиться с партнерами по НАТО, с другой – если не отдать, то Россия может обратиться в суд, и тогда придется французам платить неустойку в размере от 3 до 10 млрд евро (такая сумма предусмотрена в контракте).

Кстати, есть другой патент

Пока во Франции ломают голову над ситуацией с "Мистралями", в России, а именно – в Петербурге, действуют. Очень странно, что в поле зрения российских СМИ не попала вполне интересная новость от Минобрнауки России. 

Это ведомство официально сообщило, что петербургские кораблестроители ("Невское проектно-конструкторское бюро" – старейшее бюро надводного кораблестроения в России) запатентовали свое десантное судно – вертолетоносец.

"В конце марта патент бюро, заявка на который была подана полутора годами раньше, опубликован и вступил в силу", – сообщили в Минобрнауки России.

В патенте есть данные, что изобретение относится к "транс­портному судну, предназначенному для погрузки, транспортировки и выгрузки на необорудованный берег самоходной и плавающей техники и базирования вертолетов". Вот так, как говорил Лелик, герой Анатолия Папанова в фильме "Брильянтовая рука", – "без шума и пыли"!

Сами авторы патента сравнивают свое творение больше с китайскими кораблями – наиболее близок по конструкции десантный корабль Китая 10 YUTING I (TYPE0722 II) CLASS (LSTH). Однако петербургские конструкторы отмечают, что у китайского вертолетоносца есть минусы, ликвидированные в российской разработке. А именно: у китайского корабля нет ангара для вертолета – тот размещается на верхней палубе корабля; главные двигатели расположены в одном отсеке, что ухудшает живучесть судна; кормовое расположение надстройки ухудшает обзор из ходовой рубки по курсу корабля при подходе к берегу.

Не нужен нам…

Эксперты, опрошенные "ПД", считают, что, пожалуй, для нужд российской армии следует отдать приоритет все‑таки не иностранным творениям. "По-моему, "Мистрали" в  том варианте, в той модификации, которую нам предлагали, России абсолютно не нужны. Я заявляю это, опираясь на мнения компетентных технических специалистов. Я не вижу применения "Мистралям" и с практической точки зрения. Они больше соответствуют военно-дипломатическим соображениям. Однако сегодня ситуация в мире складывается таким образом, что нам особо не до дипломатии. Что касается нашего ресурса, то я в какой‑то степени знаю петербургское судостроение. Я уверен, что потенциально оно может справиться со многими поставленными перед ним задачами", – считает Борис Подопригора, политолог, заслуженный военный специалист России.

"Призываю вас не сравнивать наши корабли с иностранными: у этого водоизмещение больше, у того – меньше… Это абсолютная глупость! Каждое судно создается под решение определенных задач, каждый флот преследует свои цели. Если корабль сможет выполнить возложенную конкретно на него задачу, то он хороший. А если не сможет, то плохой. И пускай он будет стоить миллиарды долларов и сможет перевезти на себе целую армию… – говорит Константин Сивков, президент Академии геополитических проблем. – В составе советского военно-морского флота (а после и ВМФ России) были три десантных судна-вертолетоносца класса Ивана Рогова (проекта 1174). Но их загубили. Бывший министр обороны РФ сдал их на металлолом. Хотя всеми характеристиками эти корабли соответствовали потребностям, которые стояли и до сих пор стоят перед ВМФ России. Зато заказали "Мистрали"… Зачем?! "Мистрали" – это универсальные десантные корабли-вертолетоносцы, они предназначаются для так называемых экспедиционных операций. То есть когда есть необходимость высадить десант в районе, отдаленном от своей базы, например на расстояние 5 тыс. км. Я не знаю задач, стоящих перед ВМФ России, которые потребовали бы действий на таком удалении. "Мистрали" России не нужны, и то, что нам сейчас их не дают, – большая удача. Теперь военному флоту не нужно будет думать, как обслуживать этот иностранный хлам. "Мистрали" – это большой, дорогой и ненужный чемодан!"

В 2012 г. заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов официально заявлял журналистам, что государственной программой вооружения до 2020 г. предполагается постройка четырех кораблей типа "Мистраль".

Закрыть